2 Кор., 169 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Честность и искренность — это те качества, которые мы ценим во всяком человеке. Тем более эти качества мы ожидаем увидеть в человеке верующем. Ведь Сам Иисус Христос прямо призывает Своих учеников в Евангелии: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Как же сделать так, чтобы и наше слово не расходилось с делом? Чтобы мы были прямодушны. Не юлили, не лукавили, не лицемерили, но были прозрачны в чистоте своих помыслов для окружающих людей, сохраняя при этом собственное достоинство, а также предусмотрительность и уважение к собеседнику. Ответ на этот вопрос можно получить, рассуждая над отрывком из 1-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»,
20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь", в славу Божию, через нас.
Отношения апостола Павла с христианами города Коринф не всегда было гладким. Несмотря на то, что именно он основал здесь первую общину, появились те, кто отказывался признавать его авторитет и влияние. Во время отсутствия апостола они всячески пытались опорочить его репутацию среди простых верующих. Из только что прозвучавшего отрывка мы узнаем, что одним из упреков, который они предъявляли Павлу, было обвинение в двоедушии. Дескать, на людях он говорит одно, а сам ведет какую-то скрытую игру. Просто преследует свои корыстные интересы, использует возвышенные чувства людей в своих целях.
Поэтому и уделяет апостол сегодня так много внимания теме прямодушия. Он уверяет своих адресатов, что все им сказанное и написанное было сделано в простоте сердца и богоугодной искренности. Ведь дела его известны всем. Выражение, которое на русский язык переведено как «богоугодная искренность», в греческом языке используется для характеристики предмета, способного при свете солнца беспрепятственно пропускать солнечные лучи. Так и Павел утверждает, что его слова и дела могут выдержать испытание светом истины. Нет в нём никакого двойного дна. Его да — это всегда да. А его нет — всегда нет. А потому проблема не в нём. Обыкновенно честности не хватает именно тому, кто во всём видит заговор. Кто разносит сплетни, плетет за спиной интриги. Такой человек сам себе наказание. Ведь он не может принять в простоте душевной Евангелие Христово. Оно не созвучно его внутренним настроениям. Он увидит подвох и в словах Самого Спасителя, не то, что Его учеников.
Важно понять, что искренность и прямодушие — это качества, которые не появляются автоматически просто в силу того, что человек принял Крещение, ходит на богослужения, молится, держит пост и участвует в церковных Таинствах. Это навык, который воспитывается, взращивается, формируется специальным духовным упражнением. Одно из таких упражнений известно Церкви с самых первый дней её существования. На языке христианской аскетики оно называется откровение помыслов.
Безусловно, мы не можем быть открыты всем в равной мере. Но должен быть хотя бы один человек на свете, перед которым у нас не было бы никаких секретов. Перед которым наше внутреннее состояние было бы как на ладони. Обыкновенно такого человека называют духовником. Хорошо, если это священник. Это желательно, но не обязательно. А потому им может быть тот, к кому у нас открыта душа, и кто подобно нам старается идти путём веры Христовой, применять к своей жизни написанное в Евангелии. Главное, чтобы такой человек был доступен мне в любое время и для обсуждения любого вопроса. Ведь я мастер водить самого себя за нос и объяснять происходящее вокруг и внутри меня так, как мне это выгодно. А выгодно мне всегда оправдывать себя и винить во всех своих проблемах обстоятельства и других людей. И мне нужен помощник, который выводил бы меня из моей головы на свет Божий. Чтобы я учился смотреть на себя со стороны. Чтобы мои слова не расходились с делами. Чтобы мое «да» было просто «да», а мое «нет» — просто «нет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Пролил еси свет во мраке, Господи»
Пролил еси свет во мраке, Господи, и явились цвета и формы. Склонился еси над бездной, имя которой Ничто, и бездна мучилась, пытаясь тенями изобразить красоту лика Твоего. Каким бездна изобразит Тебя, таким Тебя и все творения видят.
Прекрасно озеро моё, пока солнце безмятежно смотрится в него. Прохожие восхищаются красотой озера моего. Но закатится солнце, и озеро мрачной бездне уподобится. И никто уже не восхитится им, пока вновь солнце не покажется в сопровождении свиты своей сияющей.
Лик бездны пьянит тех, кто не видит солнца, склонившегося над ней. Красота творения открывается, когда созерцающий склоняется над ним.
Бессмысленно зеркало без лица, смотрящего в него. Но бессмысленно и лицо перед зеркалом, если нет света.
В свете Лица Твоего отражаюсь я в каждой твари. Без Тебя я и творения не отражались бы друг в друге — всё было бы тьмой, бездной и призрачной дрожью.
Творения искажают красоту лица Твоего, подобно тому, как сон искажает Явь.
Также как сны мучают меня, мучают меня и твари. Ибо, что есть твари, как не сон Твоей неизреченной Яви?
Говорят мне соседи: «Снились нам сны прекрасные». Да будет вселенная свидетелем моим — вы прекраснее снов своих. И вселенная видит во сне красоту свою и не может насмотреться.
Вселенная моя грезящая, пока сну снится сон, пугаются они друг друга, хотя ищут друг в друге толкования и утешения. Кто кому пророк: сон Яви или Явь сну?
О вселенная моя прекрасная, пусть снится тебе Явь, Явь расскажет тебе обо всём. Признай Явь, признай, что ты — сон Её, и тогда проснёшься и не будешь больше грезить о красоте, но сама станешь Красотою. Одна Явь и одна Красота, Она — причина грёз твоих.
Чада, не говорите мне о красоте звёзд, если не станет в них присутствия Божия, замолкнут уста ваши. Встаньте в непроглядной тьме на берегу моего озера и попробуйте воспеть красоту его. Ни звука не вырвется из уст ваших.
Твоё лицо, Господи, дарит красоту всему творению. В Твоей красоте плывёт вселенная, словно ладья в море.
И пепел безжизненный, если Ты склонишься над ним, преобразится.
Вразуми сердце моё, Господи мой, да не красотой тленной восхищается оно, но Тобой одним, Нетленная Единственная Красота моя!
Даруй ми зреть красоту лица Твоего.Даруй мне зреть красоту Твою бесконечно.
Архип Куинджи. «Исаакиевский собор при луне»
— Серёжа, посмотри, мне кажется, это Андрей Борисович из Москвы. Помнишь, он был в нашей туристической группе, в походе?
— Да, Юля, это точно он! Пойдём, поздороваемся.
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Какими судьбами снова у нас в Смоленске?
— Юля, Сергей! Какая приятная встреча! Да вот, приехал, чтобы посетить вашу замечательную картинную галерею. Давно хотел здесь побывать.
— Мы с Юлей тоже сегодня решили посвятить день искусству. Может быть, пройдёмся вместе?
— Прекрасная мысль!
— Андрей Борисович, мы с Сергеем часто вспоминаем поход. Какая была луна! Вы тогда сказали — словно на полотнах Куинджи.
— Кстати, мы с Юлей как раз сейчас собирались посмотреть на картину Куинджи «Исаакиевский собор при луне». Она здесь, в нашей Смоленской картинной галерее.
— Да, великолепное полотно. Давно хотел его увидеть.
— От картины глаз невозможно оторвать. Какой необыкновенный свет... Ночь сияет. Наверное, художник писал какими-то особыми красками?
— Те, кто впервые видел полотна Куинджи, даже подозревали живописца в том, что он использует перламутровый порошок. Но Архип Иванович ничего подобного, конечно, не делал. Когда его спрашивали, как он добивается того, что его картины светятся, Куинджи скромно отвечал: «Ничего сложного, просто смешиваю краски».
— А может быть, в свои картины художник вкладывал частичку света собственной души?
— Серёжа, ты неисправимый романтик!
— Между прочим, искусствоведы относят полотно «Исаакиевский собор при луне» как раз к жанру романтического пейзажа. Это одна из самых ранних работ художника. Он написал её в 1869 году.
— Трудно поверить, что это произведение начинающего художника. Как тонко выписаны оттенки ночного неба! Луна выглядывает из-за облаков. Её свет падает на тёмную громаду Исаакия. Трепещет лунная дорожка на воде. Потрясающая атмосфера!
— Кстати — а почему вода так близко? Посмотрите, она же подходит прямо к ступеням собора!
— Дело в том, что на картине «Исаакиевский собор при луне» Куинджи запечатлел наводнение в Петербурге, которое произошло осенью 1868 года. Нева тогда сильно вышла из берегов. Несколько дней передвигаться по городу в некоторых местах можно было только на лодках.
— Да, лодка есть и на картине! В ней двое пассажиров, а на корме светится фонарик.
— А знаете — несмотря на то, что на картине ночь и наводнение, от неё всё равно веет покоем.
— Художник словно хочет сказать: жизнь идёт своим чередом. В ней бывает всё — даже наводнения. Но и они не страшны, когда мир озаряет Божий свет.
— Я где-то даже слышал, что Куинджи называют певцом Евангельского света. А почему? Ведь он, вроде бы, в основном пейзажи писал?
— Действительно, у Архипа Ивановича есть только одно полотно непосредственно на евангельский сюжет — «Христос в Гефсиманском саду». Но в каждой его работе отчётливо ощущается искра Божия удивительного таланта. Божественный свет Творца, создавшего мир, который Куинджи с таким мастерством переносил на свои холсты. Помните, Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Мне кажется, свет картины Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» надолго останется с нами!
Картину Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» можно увидеть в Смоленской художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Битва при Кобрине. Первая крупная победа 1812 года
Бой под Смоленском, битвы при Малоярославце и на Березине, наконец, знаменитое Бородино — об этих баталиях Отечественной войны 1812 года знают, наверное, все. Куда менее известна битва при белорусском городе Кобрине, которая состоялась в начале войны, 15-го, а по новому стилю — 27-го июля 1812-го года. Героическое сражение незаслуженно остаётся в тени, меж тем как именно оно принесло русской армии первый крупный успех на поле боя.
В первые дни после вторжения Наполеоновской армии в пределы Российской Империи, наши солдаты были вынуждены отступать, поскольку силы были неравными. На стороне Бонапарта воевали не только французы, но солдаты и офицеры почти со всей Европы. В июле неприятель планировал нанести удар по отступающей с боями вглубь страны Второй Западной армии, которой командовал генерал Багратион. Ещё одно соединение русских войск — Третья Обсервационная армия — должна была прикрыть отступающих на южном направлении. Перед ней стояла задача насколько возможно истощить силы противника и перерезать ему пути снабжения. Для этого Третьей армии предстояло выйти в тыл врага.
Наполеоновские военачальники не верили в наступление и даже посмеивались: мол, куда против них каким-то жалким, плохо обученным и негодным в дело новобранцам — именно так обрисовал им Третью армию сам Бонапарт. Однако иноземцы недооценили самоотверженный дух русских солдат. К тому же, военные были совсем не так плохи, как хотелось бы неприятелю. Армию составляли далеко не только новобранцы, но и закалённые в бою пехотинцы и кавалеристы. Командовал ими опытный и храбрый генерал Александр Петрович Тормасов.
Наступление состоялось 8 июля. Уже через 5 дней отрядами русских генералов Карла Ламберта и Алексея Щербатова был взят город Брест-Литовск. 15 июля развернулось сражение за Кобрин. Девять часов продолжались тяжёлые, кровопролитные бои. И завершились твёрдой русской победой! Был взят в плен командующий саксонской бригадой генерал Кленгель, офицеры и около двух тысяч солдат. За победное сражение император Александр I наградил командующего Третьей армией генерала Тормасова орденом Святого Георгия второй степени. Впоследствии Тормасов станет единственным, кто удостоится высшей награды России — ордена Святого апостола Андрея Первозванного — за участие в сражениях Отечественной войны 1812 года, а именно — в битве под городом Красным.
Историческое же значение битвы при Кобрине, пусть и далеко не самой масштабной, оказалось крайне важным. Как пишет исследователь Сергей Потрашков, победа при Кобрине пошатнула уверенность в тылах наполеоновской армии от Галиции до Пруссии, а среди русских людей усилила патриотические настроения и оптимизм. Спустя сто лет после событий в Кобрине открыли памятник в честь первой значимой победы. Надпись на нём гласит: «Русским воинам, одержавшим первую победу над войсками Наполеона в пределах России 15 июля 1812 года».
Все выпуски программы Открываем историю