Люблю паломнические поездки. Отключиться от мирской суеты, погрузиться в иную жизнь, наполниться духовно. Дивеево, Оптина, Валаам — до чего места благодатные! Другим человеком возвращаешься. И хочется со всеми этой радостью поделиться. Поэтому везу друзьям памятные подарки — свечи, открытки, иконы. Целый список имён храню, кого хочется порадовать.
Понимаю, что духовный опыт не передашь в таком подарке. Но для меня это напоминание о моём благодатном состоянии в той или иной обители. Хотя бы так выразить свои чувства и, возможно, вдохновить дорогого человека на такую поездку.
Мечтаю на Соловки попасть, да всё никак. Желание с возможностями пока не совпадает.
И вот, недавно еду в метро. Достала молитвослов. Нечасто удаётся вот так помолиться в пути. Открыла акафист Пресвятой Богородице. И вдруг ко мне обращается девушка:
— Прошу прощения. Увидела, что Вы молитвы читаете и решила подойти. Я недавно вернулась с Соловков. Возьмите, пожалуйста, подарок оттуда.
С этими словами и улыбкой она вручила мне маленький свёрток и выскочила из вагона. Как раз была ее остановка. Я едва успела поблагодарить.
Заглянула в мешочек. Там лежала икона Савватия и Германа Соловецких, ладанка и магнитик с видом архипелага.
Дивны Дела Твои, Господи!
Я держала в руках святыни и не верила, что они так просто попали ко мне. Таким простым чудом. Конечно, я не смогла тут же осуществить свою мечту — поездку на Соловки, но, словно, получила приглашение, как будто, меня там ждут.
Радостью сердце наполнилось. Дома перед вечерним правилом поставила икону на полочку к остальным святыням. Перед сном вспоминала прошедший день и эту девушку. Интересно, почему она решила мне вручить такую ценность? Понимаю — везти гостинцы своим близким, но отдать вот так чужому человеку...
А чужой человек действительно является чужим? — подумала я.
Вспомнила притчу, которую нам оставил Господь в Евангелии от Луки. На вопрос некого законника — «а кто мой ближний?», Иисус рассказал историю про человека, который попал в руки разбойников. Двое прошли мимо избитого и обворованного бедолаги, а самарянин сжалился и помог ему — довез до гостиницы, дал денег на содержание. В конце рассказа Христос спросил законника: «Кто ближний пострадавшему?». И тот ответил: «Оказавший ему милость».
Так просто. Тот, кто нам оказал милость. И кому оказали милость мы. Я решила, что теперь из каждой поездки буду привозить святыни для друзей и ещё одну для кого-то, к кому ляжет душа, с кем захочется поделиться частичкой Божьей благодати. Возможно, и того человека вдохновлю на подобный поступок. И не прервётся нашей веры тоненькая нить.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России