Кода мой сын был маленьким и только-только сам научился лазить по лесенкам на детской площадке, я приняла решение не останавливать его в исследовании мира, чтобы не тормозить развитие ребенка. Он бесстрашно взбирался на самый верх, а я, задрав голову и раскинув руки, шла внизу, чтобы успеть поймать, если что...
На детской площадке на скамейке сидели другие мамочки. Когда сын слез с горок и пошел играть в песочницу, я присоединилась к клубу мам. И мы разговорились.
— Вы так рисково позволяете ребенку лазить по высоким конструкциям — сказала одна.
— Ну, я же страхую — ответила я.
— А знаете, мне бабушка рассказывала, что в их деревне всегда лучшей матерью считалась та, у которой выживали все рожденные дети — продолжила свое рассуждение моя соседка по лавочке — и было это в стародавние времена, когда лекарств такие, как есть сейчас, отсутствовали, а вот опасностей подстерегало куда больше. Ведь многодетной крестьянке, которой надо и еду приготовить, и скотину покормить, и в поле поработать, трудно уследить за малышами, когда они начинали ходить. И та, которую считали в деревней лучшей матерью, привязывала детей к столу, чтобы они могли передвигаться только в пределах безопасности.
Помню, я была шокирована. Да, я понимала, что это совсем другое время, другие бытовые условия, и в таком поступке по-своему проявлялась любовь и тревога матери, но какими же вырастали эти дети, как на них влияла такая забота? Безопасность ценой свободы, а возможно, и психического здоровья, я принять никак не могла. Становилось физически плохо от мысли, что меня маленькую моя мама, уходя по делам, могла бы куда-то привязать.
Мы шли с сыном домой, а я продолжала думать о свободе и доверии при воспитании ребенка. И мне в голову пришла мысль, что Господь, наш Небесный Отец, проявляет по отношению к нам, своим детям, невероятную смелость и абсолютное доверие. Как хорошо, что Он не привязывает нас к столу, хотя, возможно, так было бы спокойнее и безопасней. Бог дает нам свободу, хотя знает, что мы съедим запретный плод, пойдем не туда, захотим сделать все по-своему. Господь любит нас и ждет, когда наконец после всех набитых шишек, трудных поисков, и тупиков, мы сами поймем, что свобода и счастье — лишь там, где наша воля совпадает с волей Творца. И, конечно, он всегда идет рядом, распахнув свои объятия для каждого из нас, чтобы подхватить, если что...
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России