В 1929 году на карте мира появилось королевство Югославия. Объединились два народа — сербы и хорваты. Первые исповедовали православную веру, вторые, преимущественно, католическую. Это не мешало им жить в мире, однако в 1937-м году произошли большие перемены. Правительство Югославии заключило с Ватиканом официальное соглашение, согласно которому католицизм объявлялся в стране главенствующей религией. Начались притеснения православных на государственном уровне. В этот непростой момент Сербская Церковь встала на защиту православия. В Белграде, вопреки запрету властей, состоялся большой крестный ход. В первых его рядах, под громкие, угрожающие свистки полицейских, шагал епископ Николай (Велимирович) — будущий святитель Николай Сербский.
Защите и проповеди православной веры владыка Николай посвятил всю жизнь. Началась она в маленьком сербском селе Лелич. Отец отдал маленького Бато, как звали его родные, учиться грамоте в школу-интернат при монастыре, что находился по соседству. Молитвенная атмосфера глубоко запечатлелась в сердце мальчика. Он решил стать священником. После окончания гимназии Николай поступил в Белградскую духовную семинарию. Потом учился в Оксфорде. А в 1909-м году принял монашеский постриг.
Через 5 лет, в 1914-м, началась Первая Мировая война. Отец Николай с первых же её дней отправился на фронт полковым священником. Участвовал в знаменитой Сремской операции — форсировании реки Савы. Впереди солдат, с крестом в высоко поднятой руке, ступил он на оккупированный захватчиками берег. В 1915-м иеромонах Николай отправился в Англию. Ему была поручена особая миссия. Жители Туманного Альбиона имели весьма смутные представления о Сербии, её роли в войне, её народе. Отец Николай привлекал внимание прохожих тем, что садился на скамейку где-нибудь в парке, и начинал играть на фруле — сербской флейте. Вокруг него быстро собирался народ. Завязывалась беседа, и слово за слово, будущий святитель рассказывал людям о своей стране. Ему удалось найти сочувствие англичан и собрать большое количество гуманитарной помощи. К слову, и своё собственной жалованье во время войны Николай без остатка отдавал на нужды фронта. Помимо этого, он сумел вдохновить многих британцев добровольцами встать на защиту Сербии.
В 1919 году у себя на родине иеромонах Николай (Велимирович) был избран епископом Жичским. Сохранились воспоминания современников о том, как владыка ежедневно объезжал свою епархию на коляске, собственноручно правя лошадьми. Он дежурил у постели больных, играл с детьми, отстаивал перед чиновниками вдов и обездоленных. А в конце 30-х стал одной из главных персон югославского движения православного сопротивления: не боясь преследования властей, владыка Николай отстаивал право людей исповедовать свою веру.
Вскоре грянула Вторая Мировая война. В 1941-м Югославия капитулировала перед нацистской Германией. К власти пришли хорватские националисты-католики. Православная Церковь была официально объявлена вне закона. Тех, кто не хотел принимать католицизм, обязывали носить на рукаве нашивку с буквой «П» — «православный». На фоне безжалостных преследований и расправ, святитель Николай бесстрашно предстал перед оккупантами и сказал им: «Я пришел, чтобы вы убили вначале меня». Владыку Николая арестовали и отправили в немецкий концлагерь Дахау. Но даже там он сумел написать несколько глубоких миссионерских и богословских произведений: «Обращение к Сербскому народу из окна темницы», «Земля недостижимая». В мае 1945-го концлагерь Дахау был освобождён. Епископ Николай (Велимирович) вышел на свободу. Однако после войны к власти в Югославии пришли коммунисты. Владыка Николай, горячо проповедующий православную веру и имеющий в стране огромный духовный авторитет, стал для них врагом номер один, и вскоре его выслали за пределы страны. Остаток жизни епископ Николай провёл в Америке, где всё так же неустанно проповедовал и писал. Когда в марте 1956-го в Югославию долетела весть о кончине владыки, по всей стране стоял колокольный звон — коммунисты не смогли этому воспрепятствовать. В 2003-м году самоотверженный проповедник и защитник православия был причислен к лику святых.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Мученики великой любви, молите Бога о нас»
Мученики великой любви, молите Бога о нас.
Вы, познавшие любовь, которая сильнее смерти, молитесь Любви о нас.
Вы, счастливо миновавшие сети преходящей любви, подобной смытому дождём пятну краски на стене.
Вы, проповедавшие, что любовь таинственней плоти и долговечнее звёзд небесных.
Любовью понимали вы деревья и камни, зверей в горах и рыб в воде. Ибо Любовь вскрывает печати всех тайн, и все творения предстают в наготе перед любящим.
Любовью исполняли вы пророков, отвечали всем религиям и покрывали все законы.
Великие завоеватели, кто сильнее вас?
Великие мудрецы, кто мудрее вас?
Редчайшие сокровища, кто малочисленнее вас?
Боги, видевшие себя в Боге и Бога в себе?
Имеющие честь выше ангельской, ибо ангелы ангелами стали без мученичества.
Вам молимся и поклоняемся — молите Богу о нас!
Чтобы и нам очиститься от призрачной любви, конец которой — ненависть.
Чтобы и нам увенчать веру нашу и надежду венцом, перед которым меркнет солнце.
Чтобы и нам прозреть, познать и возрадоваться радостью ангельской.
Чтобы и наша жизнь стала трисолнечным сиянием, подобным Тому, от Которого исходит сияние с тьмой несмешанное.
Чтобы и мы открыли в себе деву вечную, и превечного Сына Девы, и Духа Голубиня.
Мученики любви великой, только страдание ваше меньше любви вашей. Земная любовь несёт страдание, большее чем сама любовь. Вы же возлюбили то, что продолжительнее времени и шире пространства.
Слыша о страданиях ваших, братья ваши смертные, невероятными их мнят. Лишь оттого, что за страданиями не способны видеть любви — смысла страданий. О, если бы смогли они проникнуть в любовь вашу! Показались бы им безделицей страдания, также как ледяной дождь и порывы ветра — безделица для матери, спешащей домой к ребенку своему.
Тому, у кого есть цель больше мира — мир не причинит вреда.
Тому, кто спешит к дому, что обширней пространства — пространство не помеха.
Того, кто стяжал любовь превосходящую временное, время не поглотит и не раздавит.
Сквозь все бури и ураганы ведёт Любовь избранников своих и влечёт за собой.
Мученики великой любви, молите Бога о нас.
«Пролил еси свет во мраке, Господи»
Пролил еси свет во мраке, Господи, и явились цвета и формы. Склонился еси над бездной, имя которой Ничто, и бездна мучилась, пытаясь тенями изобразить красоту лика Твоего. Каким бездна изобразит Тебя, таким Тебя и все творения видят.
Прекрасно озеро моё, пока солнце безмятежно смотрится в него. Прохожие восхищаются красотой озера моего. Но закатится солнце, и озеро мрачной бездне уподобится. И никто уже не восхитится им, пока вновь солнце не покажется в сопровождении свиты своей сияющей.
Лик бездны пьянит тех, кто не видит солнца, склонившегося над ней. Красота творения открывается, когда созерцающий склоняется над ним.
Бессмысленно зеркало без лица, смотрящего в него. Но бессмысленно и лицо перед зеркалом, если нет света.
В свете Лица Твоего отражаюсь я в каждой твари. Без Тебя я и творения не отражались бы друг в друге — всё было бы тьмой, бездной и призрачной дрожью.
Творения искажают красоту лица Твоего, подобно тому, как сон искажает Явь.
Также как сны мучают меня, мучают меня и твари. Ибо, что есть твари, как не сон Твоей неизреченной Яви?
Говорят мне соседи: «Снились нам сны прекрасные». Да будет вселенная свидетелем моим — вы прекраснее снов своих. И вселенная видит во сне красоту свою и не может насмотреться.
Вселенная моя грезящая, пока сну снится сон, пугаются они друг друга, хотя ищут друг в друге толкования и утешения. Кто кому пророк: сон Яви или Явь сну?
О вселенная моя прекрасная, пусть снится тебе Явь, Явь расскажет тебе обо всём. Признай Явь, признай, что ты — сон Её, и тогда проснёшься и не будешь больше грезить о красоте, но сама станешь Красотою. Одна Явь и одна Красота, Она — причина грёз твоих.
Чада, не говорите мне о красоте звёзд, если не станет в них присутствия Божия, замолкнут уста ваши. Встаньте в непроглядной тьме на берегу моего озера и попробуйте воспеть красоту его. Ни звука не вырвется из уст ваших.
Твоё лицо, Господи, дарит красоту всему творению. В Твоей красоте плывёт вселенная, словно ладья в море.
И пепел безжизненный, если Ты склонишься над ним, преобразится.
Вразуми сердце моё, Господи мой, да не красотой тленной восхищается оно, но Тобой одним, Нетленная Единственная Красота моя!
Даруй ми зреть красоту лица Твоего.Даруй мне зреть красоту Твою бесконечно.
Архип Куинджи. «Исаакиевский собор при луне»
— Серёжа, посмотри, мне кажется, это Андрей Борисович из Москвы. Помнишь, он был в нашей туристической группе, в походе?
— Да, Юля, это точно он! Пойдём, поздороваемся.
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Какими судьбами снова у нас в Смоленске?
— Юля, Сергей! Какая приятная встреча! Да вот, приехал, чтобы посетить вашу замечательную картинную галерею. Давно хотел здесь побывать.
— Мы с Юлей тоже сегодня решили посвятить день искусству. Может быть, пройдёмся вместе?
— Прекрасная мысль!
— Андрей Борисович, мы с Сергеем часто вспоминаем поход. Какая была луна! Вы тогда сказали — словно на полотнах Куинджи.
— Кстати, мы с Юлей как раз сейчас собирались посмотреть на картину Куинджи «Исаакиевский собор при луне». Она здесь, в нашей Смоленской картинной галерее.
— Да, великолепное полотно. Давно хотел его увидеть.
— От картины глаз невозможно оторвать. Какой необыкновенный свет... Ночь сияет. Наверное, художник писал какими-то особыми красками?
— Те, кто впервые видел полотна Куинджи, даже подозревали живописца в том, что он использует перламутровый порошок. Но Архип Иванович ничего подобного, конечно, не делал. Когда его спрашивали, как он добивается того, что его картины светятся, Куинджи скромно отвечал: «Ничего сложного, просто смешиваю краски».
— А может быть, в свои картины художник вкладывал частичку света собственной души?
— Серёжа, ты неисправимый романтик!
— Между прочим, искусствоведы относят полотно «Исаакиевский собор при луне» как раз к жанру романтического пейзажа. Это одна из самых ранних работ художника. Он написал её в 1869 году.
— Трудно поверить, что это произведение начинающего художника. Как тонко выписаны оттенки ночного неба! Луна выглядывает из-за облаков. Её свет падает на тёмную громаду Исаакия. Трепещет лунная дорожка на воде. Потрясающая атмосфера!
— Кстати — а почему вода так близко? Посмотрите, она же подходит прямо к ступеням собора!
— Дело в том, что на картине «Исаакиевский собор при луне» Куинджи запечатлел наводнение в Петербурге, которое произошло осенью 1868 года. Нева тогда сильно вышла из берегов. Несколько дней передвигаться по городу в некоторых местах можно было только на лодках.
— Да, лодка есть и на картине! В ней двое пассажиров, а на корме светится фонарик.
— А знаете — несмотря на то, что на картине ночь и наводнение, от неё всё равно веет покоем.
— Художник словно хочет сказать: жизнь идёт своим чередом. В ней бывает всё — даже наводнения. Но и они не страшны, когда мир озаряет Божий свет.
— Я где-то даже слышал, что Куинджи называют певцом Евангельского света. А почему? Ведь он, вроде бы, в основном пейзажи писал?
— Действительно, у Архипа Ивановича есть только одно полотно непосредственно на евангельский сюжет — «Христос в Гефсиманском саду». Но в каждой его работе отчётливо ощущается искра Божия удивительного таланта. Божественный свет Творца, создавшего мир, который Куинджи с таким мастерством переносил на свои холсты. Помните, Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Мне кажется, свет картины Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» надолго останется с нами!
Картину Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» можно увидеть в Смоленской художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России