В апреле 2013 года указом Президента Российской Федерации Владимира Путина в России появились Преображенский и Семёновский полки. Эти почётные наименования были присвоены 154-му отдельному комендантскому и 1-му отдельному стрелковому полкам Московского гарнизона как символ возрождения славных воинских исторических традиций. Ведь когда-то Семёновский и Преображенский полки были элитными частями российской императорской армии.
Вышли они из знаменитых «потешных» войск Петра Первого. В 1681-м году был объявлен набор солдат для развлечения и обучения юного царя военной премудрости. Каждое лето Пётр устраивал военные игры — тренировочные осады и атаки крепостей. Он предпринимал с потешными войсками походы — до Александровской слободы или Лукиановой пустыни, а иногда и дальше. В 1686-м году 14-летний царь приказал доставить из Пушкарского приказа 16 орудий — так в «потешных» войсках появилась вполне настоящая артиллерия. А приятели по военным играм стали верными и преданными воинами царя. В 1689-м году, когда сестра Петра Первого, царевна Софья, предприняла попытку узурпировать власть, «потешные» войска остались на стороне царя. Стрельцам, выступившим тогда за Софью, пришлось столкнуться уже с обученной и преданной гвардией, реальной военной силой, которая сумела отстоять царский престол.
После этого, в 1691 году Пётр преобразовал «потешные» войска в два отдельных полка. Отряд из села Семёновское стал именоваться лейб-гвардии Семёновским полком, из села Преображенское — лейб-гвардии Преображенским полком. Солдаты получили официальную форму. Преображенский полк — тёмно-зелёную, а Семёновский — синюю. В 1695-м году полки храбро проявили себя во время Азовских походов в ходе противостояния России и Турции. Преображенцы и семёновцы участвовали во всех крупных сражениях Северной войны. Они брали Нотебург и Ниеншанц, Нарву и Выборг, сражались при Полтаве. «Храбрые дела ваши никогда не забудет потомство», — с такими словами обратился Пётр Первый к своей гвардии после знаменитой Полтавской битвы.
После смерти первого российского императора Семёновский и Преображенский полки остались на службе Отечеству. Они храбро сражались в Отечественной войне 1812-го года. В Первую Мировую воевали на Западном и Юго-Западном фронтах, участвовали в Брусиловском прорыве. После Октябрьской революции Семёновский полк был переименован в 3-й Петроградский городской полк охраны. Однако солдаты остались верны своим идеалам: вскоре после Гражданской войны на всю страну прогремело так называемое «семёновское дело». При разборе алтаря церкви лейб-гвардии Семёновского полка чекисты обнаружили... полковое императорское знамя и награды, которые бывшие семёновцы всё это время тайно хранили.
«За веру и верность» — такой девиз начертан на оборотной стороне нагрудного знака Преображенского полка. И преображенцы, и семёновцы, во всё время своего существования с Петровских времён и до сегодняшнего дня, делом подтверждали эти слова.
Все выпуски программы Открываем историю
«Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!»
Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!
Вера ваша приблизила вас к сияющему престолу славы, лучезарными серафимами и пресильными херувимами украшенному. Ближе нас вы к бессмертию и молитва ваша чище и слышнее.
Помяните нас в молитвах ваших, чтобы и ваша слава разнеслась в небесах. Возьмите нас с собою, чтобы лететь вам к престолу славы легче и быстрее. Кто несёт лишь себя одного, тот ходит легче, но спотыкается чаще. Чем большее бремя братьев своих возлагаете на себя, тем полёт быстрее.
Сказал я людям — все вы мученики, но не равны вы в мученичестве своём. Мученики за истинную веру во всем различны от мучеников за веру ложную. Даже по плоти отличаются они, ибо душа плоти сообщает и силу свою, и немощь.
Вы, принимающие мученичество за веру истинную, страдаете за то, что открылось духовному зрению вашему. Страдающие за ложную веру, страдают за то, что видят очами телесными. Вы — первые, страдаете за веру в явную и истинную, вы — вторые, страдаете за сон и призрак.
Зрение духовное скромно называет своё знание — вера. Зрение телесное называет свою веру гордо — знание.
И одно и другое — лицезрение. Первое — лицезрение мирной и светлой сущности вещей, второе — лицезрение отражения сущности во мраке.
Сыновья неба и сыновья земли, неизбежно мученичество ваше. Мученичество — в бегстве. Либо бежите от тьмы к свету, либо от света во тьму. Если бежите от тьмы к свету — весь мир восстанет на вас. Если бежите от света к тьме, Небо удалится от вас, от судорог ваших и погибели.
Пересекаются пути человеческие и столкновения неизбежны. Ибо одни стремятся на Восток, другие на Запад. Но милостив Господь и каждому посылает ангелов Своих.
Душа моя полнится мучениками, словно плодоносная нива пшеницей и плевелами. Одни обращены к Востоку, другие — к Западу.
В полночь шепчу душе своей — доколе будешь распинать себя между раем и адом? Восстань и устремись туда, куда мученики за веру истинную стремились.
На рассвете шепчу друзьям своим — не соблазняйтесь путями широкими, ибо многие трупы смердят на обочинах. Пойдём на гору путём узким, труден он и крут, но не смердит мертвечиной.
День и ночь шепчу вам, мученики за веру истинную, молите Бога о нас!
«Помощь детям и мамам». Наталья Алексеенкова
Гостьей программы была руководитель приюта «Покров» в Воронеже, многодетная мама Наталья Алексеенкова.
Наша гостья рассказала о своем пути в благотворительности, как и почему начала помогать детям-сиротам и семьям в сложной жизненной ситуации и как это удивительным образом повлияло на ее собственную семью.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
«Мученики доброй надежды, молите Бога о нас!»
Мученики доброй надежды, молите Бога о нас!
Вы, похоронившие все надежды свои, ради одной. Вы, видевшие как в прах обращаются надежды на земное. Вы, на погребение земных надежд, видевшие слёзы многие. Вы, слышавшие исповеди о крушении земного и о зловонном пепелище его. Вы, давшие распять себя за упование единственное, которое не обратится в прах, могилу и зловоние.
Вам поклоняемся и молимся — молите Богу о нас!
Видел я ребенка, гнавшегося за птицей с яркими перьями и клювом золотистым, догнал ребенок птицу и когда поймал, клюнула его птица и он заплакал.
Сказал я тогда — таковы и вы, чада земные, и надежды ваши и конец ваш таковым будет.
Видел я другого ребенка, бежавшего за стайкой весенних бабочек и когда уже был готов поймать одну, оставил её и погнался за другой, показавшейся ему более красивой.
Сказал я тогда — таковы и вы, чада земные, такова и погоня ваша за достижением желаемого.
Воистину, погоня эта бесполезна и утомительна. Когда пробьёт час смертный, не сможете вспомнить за чем гнались. И войдёте в мир иной с пустыми руками и смятенным сердцем.
Сыновья Неба тоже в утомительной погоне, но не в бесполезной. И когда встретят они смерть, без труда объяснят к чему стремились и войдут в иной мир с чистым сердцем и руками полными даров.
Орёл поднебесный завидев ягненка в поле, спускается с высоты и спрашивает воробьёв, сидящих у ягненка на спине — видите ли ягненка? — Нет, — отвечают они, — не видим. Орлу подобны мученики доброй надежды. Издалека видят они пищу свою, и устремляются к ней, в то время как находящиеся вблизи, ходят по ней, не замечая.
Длителен бег за доброй надеждой. Но мужественный решается и бежит, отбрасывая надежды обманчивые, попирая их словно опавшую листву. Многие и многие препятствия преодолевает он, стремясь к своей надежде, и смерть — одно из них и смерть преодолевает он.
Мученики доброй надежды — стая голубей белых, хороводом вьющихся вокруг Света Небесного, молите Бога о нас!