Однажды мне довелось побывать на таинстве венчания моих друзей, Николая и Марии. Маша рассказывала, что в день таинства было много волнений. Сначала она потеряла свидетельство о браке — необходимый документ на венчании. Свидетельство, к счастью, быстро нашли. Зато по дороге в церковь поняли, что забыли взять цветы.
Когда заходили в храм, на Маше лица не было. Коля чувствовал её волнение.
«Родненькая, — сказал он, посмотрев ей прямо в глаза. — Ни о чём не беспокойся. Я с тобой».
И сразу как-то спокойнее стало. Маша всегда успокаивалась, когда Николай так говорил.
И вот они стоят перед алтарём. От горящих свечей пахнет мёдом. Взволнованные и счастливые, супруги изредка поглядывают друг на друга, пытаясь осознать, что прямо сейчас, в эти великие минуты они становятся одним целым.
В середине службы на жениха и невесту надели венцы, а хор в это время запел красивое и торжественное песнопение, которое начиналось словами «Исаие, ликуй!» Строчки его взяты из книги пророка Исаии. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Текст первой части таков: «Исаия, ликуй! / Дева зачала во чреве / и родила Сына Эммануила, / Бога и человека, / Восток — имя Ему. / Его величая, мы Деву восхваляем».
По-церковнославянски первая часть звучит так: «Исаие ликуй, / Дева име во чреве, / и роди Сына Еммануила, / Бога же и человека, Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем».
Давайте послушаем первую часть:
Вторая часть песнопения звучит так: «Святые мученики, / претерпевающие, увенчанные (эти слова молитвенно обращены к тем, кто пострадал во имя Христово, к тем, кто "увенчан мученическими венцами"), / ходатайствуйте перед Господом / о помиловании душ наших». По-церковнославянски второй фрагмент звучит так: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчашеся, / молитеся ко Господу / спастися душам нашим».
Послушаем вторую часть:
Текст третьей части песнопения восхваляет Бога и Святую Троицу: «Слава Тебе, Христе Боже, / Апостолов похвала, / мучеников радость, / тех, кто проповедует Троицу единосущную». Давайте послушаем этот фрагмент на церковнославянском языке"
Когда супруги вышли из храма, Николай крепко обнял Машу и сказал: «Жена, ликуй! Мы теперь с тобой одно целое».
Со дня венчания Марии и Николая прошло много лет. И все годы совместной жизни они терпеливо и стойко несут свои, как сказано в песнопении, мученические венцы. Ссорятся и мирятся, переживают трудности и радости, и молятся вместе. Один раз даже чуть не развелись, но вовремя поняли, что друг без друга не смогут. И дай Бог им достойно вынести все испытания и в конце жизни вместе войти в Царствие Небесное.
Давайте послушаем песнопение «Исаие, ликуй!» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
18 октября. О святителях московских
Сегодня 18 октября. Церковь совершает Память 12-ти московских святителей.
О них рассказывает протоиерей Владимир Быстрый.
18 октября. О личности и творчестве Юрия Тынянова
Сегодня 18 октября. В этот день в 1894 году родился писатель и литературовед Юрий Тынянов.
О его личности и творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов