Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отличается ли чем-то путь к Богу в древние, ветхозаветные времена, от современного, христианского? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Центральной темой только что прозвучавшего отрывка является тема веры в Бога. Апостол перечисляет ряд ситуаций, которые в сознании его слушателей чётко ассоциировались с историями и судьбами конкретных древних святых и праведников. Павел акцентирует внимание на том, что достойно выйти из всех тех трудностей, которые выпали на их долю, им помогла лишь особая связь с Творцом. В самых неблагоприятных обстоятельствах именно она помогала им смело смотреть в глаза опасности. Не сила оружия, ни знания, ни связи и поддержка окружающих, ни собственная смекалка и предприимчивость, но именно безграничное доверие Богу давало им силы идти порой на огромный, страшный риск и совершать то, что по человеческим меркам казалось невозможным.
Что же было содержанием этого вдохновляющего опыта? Из контекста речи апостола становится очевидным, что, с одной стороны, это ощущение присутствия Творца, с другой, предчувствие того, что каким-то образом в будущем эта связь с Богом станет сильнее, глубже, теснее. Древние праведники жили надеждой на пришествие Мессии, Христа, которого они не смогли увидеть при своей жизни. Поэтому апостол и говорит, что ни один из этих героев веры не получил обещанного в полноте. Эта полнота Божественного присутствия, к которой они стремились, открылась лишь с приходом Спасителя. Поэтому, обращаясь к своим современникам, Павел и утверждает: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Однако именно уверенность и всё нарастающее ощущение приближения Бога давали древним святым силы жить и двигаться вперёд по пути совершенствования.
Для нас это очень важное напоминание. Ведь если древние святые, не имея того, что имеем мы в церковных таинствах, не опускали рук и во всяческих тяжких обстоятельствах хранили верность Творцу, то насколько больше шансов имеем мы преуспеть в этом деле. Ведь люди Ветхого Завета были отделены от новозаветной благодати не только своей греховностью, но также временем и пространством. Сами исторические обстоятельства ещё не благоприятствовали полноценному общению. Нас же держит вдали от Творца всего лишь наша собственное желание. Мы зачастую не вблизи Бога, так как в нас нет решимости жить по Евангелию. Поэтому и призывает нас сегодня апостол Павел с терпением совершать свой путь. У всякого из нас, в отличие от древних святых, есть все необходимые условия уже здесь и сейчас, в этой земной жизни подойти к Богу так близко, как к Нему не мог приблизиться ни один из великих святых древнего мира.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя с другим человеком? Как устроить общественную жизнь? Как упорядочить свои отношения с Богом? Согласитесь, вопросы не праздные. Ответ на них мы можем найти в том отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Закон и благодать — эти два понятия проходят не только через все послания апостола Павла, но и через всё святоотеческое богословие. А только что прозвучавший отрывок содержит в себе свидетельство, что эта пара терминов — не выдумка богословов. Слова «закон» и «благодать» указывают на явления, которые определяли жизнь человека с самых древних времён.
Что такое закон, понять несложно. Это совокупности формальных предписаний, которые регламентируют деятельность отдельного индивида и общества в целом. Нас приучают быть законопослушными с детства. В противном случае общество перестало бы существовать. Вопрос, почему? А потому, что зачастую нам не хочется учитывать интересы других людей и договариваться. «После меня хоть потоп» — поговорка, которая точно формулирует эти настроения. Закон именно потому и появился, что слишком много деструктивного в поведении человека. Всё это от внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить самым лёгким путём — сделать так, чтобы весь мир вращался только вокруг меня любимого. А если выразиться иначе, то после грехопадения в нас стало слишком мало благодати.
Что же такое благодать в этом случае? Если закон — это инструкции, которые спускаются нам извне, то благодать — это то, что произрастает изнутри человека. Из его сердца. Образно говоря, это голос Бога в каждом из нас. Особое чутьё, духовная интуиция, которая подсказывает, какие наши поступки навредят окружающим, а какие принесут пользу. Какие наши действия согласны с волей Творца, а какие противны ей. Благодать — это та пуповина, которая связывает нас с Богом.
Из этого не следует, что закон плох. В нашей ситуации он очень даже хорош. Тот, кто лишился конечности, не может обходиться без протеза. Так и мы. Наше духовное сердце находится в полумёртвом состоянии. А потому ему необходима искусственная среда, благодаря которой в нём будет поддерживаться жизнь. Закон и есть такая среда. Он позволяет не переступать ту грань, за которой мы разрываем связи с человеком и Богом, а, следовательно, постепенно перестаём быть людьми.
Кроме того, именно с исполнения закона начинается путь человека к Богу. Функция закона напоминает функцию ракетоносителя, который выводит космический корабль на орбиту. Когда притяжение Земли ослабло, корабль движется в пространстве без всей этой громоздкой конструкции. Так и закон больше не нужен тем, кто преисполнен благодати. Таких людей мы называем святыми. Их духовная интуиция и связь с Творцом так сильны, что всякое их действие направлено на созидание жизни. Теперь более совершенный закон, закон жертвенной любви, прописан в их сердцах.
Сегодня апостол Павел напоминает, что путь к этому состоянию открыт каждому человеку благодаря подвигу Христа. От нас требуется лишь начать на ежедневной основе применять к своей жизни Евангельские заповеди. Пусть по началу у нас не будет получаться. Пусть это будет выглядеть механически. Пусть мы будем ощущать себя странно. Это неудивительно, ведь мы так не привыкли жить. Если проявим усердие, терпение и доверие Богу, то непременно увидим, как постепенно в нашей душе будут происходить изменения, мы ощутим на собственном опыте действие благодати, станем участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги детям». Вадим Мещеряков
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был главный редактор «Издательского дома Мещерякова» Вадим Мещеряков.
Разговор шел о детской литературе и о значении чтения в образовании и воспитании ребенка.