Часто мой разговор с невоцерковленным человеком заканчивается спором. А иной раз и ссорой. Мы будто с разных берегов реки стараемся докричаться друг до друга. Безрезультатно. Оба желаем настоять на своём. Возможно, всё дело в моём мятежном духе и неспокойном сердце.
Но однажды удалось изменить вектор разговора, и плоды получились совсем другими.
Как-то раз ко мне неожиданно приехал друг Саша из Екатеринбурга. Ему нужно было где-то остановиться на пару дней между рейсами. Так неудачно были куплены билеты. Или удачно. Как посмотреть.
На те дни я запланировала поездку в Саввино-Сторожевский монастырь. А тут — Саша. Звать его с собой или не звать? Неловкая ситуация. Мы знакомы с его семьей знакомы давно. Я знала что они с женой в храм не ходят, старшую дочку крестили, потому что, вроде, так надо, а младшую не стали. Мол, вырастет, сама выберет. И сами они крестики не носят.
В общем, решилась я и предложила своему гостю поехать со мной в паломничество. Саша согласился. Слава Богу.
Приехали в монастырь к литургии. Я пошла в храм, а Саша не захотел, пошёл, гулять по обители. После службы я присоединилась к нему. Мне в этот раз не хотелось спорить на духовные темы. Мы ходили молча минут 15. Потом я спросила: «Хочешь, расскажу тебе про обитель?». Саша согласно кивнул. И я стала рассказывать про монастырь, про Савву Сторожевского. Про то, что он был учеником преподобного Сергия Радонежского. Про святого Сергия мой друг знал. Слушал с интересом.
За разговором мы спустились к колодцу, который выкопал святой Савва. Выпили воды. Потом зашли в церковную лавку. Встали в очередь подать записочки. Свечница рассказывала покупательнице перед нами о том, какие праздники отмечаются в этом месяце. И вдруг Саша спросил:
— Какое сегодня число?
— Четырнадцатое июля.
— Так мы в этот день старшую дочку крестили три года назад!
— Вот это да! — мы оба замолчали — вот так совпадение. Спустя столько времени, ты снова в храме в этот день. Привёл Господь. Давай это как-нибудь отметим! — предложила я.
Как раз подошла наша очередь. Я подала записочки и купила крестик.
— Саша, хочу сделать тебе подарок. В память об этом дне, и монастыре, и, конечно, крестинах твоей старшей дочери. Как ты к этому отнесёшься?
— Спасибо, Анни, тронут.
И он сразу крестик надел. Я была так рада! Потом, уже в аэропорту, прощаясь Саша сказал — «вернусь домой, предложу жене младшую дочь крестить».
На обратном пути в машине я размышляла, почему у меня раньше получались такие дерзкие разговоры с невоцерковленными людьми? Почему все они заканчивались спорами, а этот принёс добрые плоды? Может, благодать святой обители повлияла? Окутала нас обоих, что не захотелось нарушать душевного равновесия.
Апостол Павел писал, что надобно наставлять людей в духе кротости и смирения. Но как тяжело достичь и сохранить это состояние. Даже когда стремимся сделать доброе дело, мы остаёмся в плену своих страстей — гордости, осуждения, вспыльчивости. Часто это мешает достучаться до человека, не знающего Бога.
В этот раз получился диалог, похожий на молитву. Господь так устроил, что одному даровались нужные слова, а у другого открылся слух, способный эти слова принять.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя с другим человеком? Как устроить общественную жизнь? Как упорядочить свои отношения с Богом? Согласитесь, вопросы не праздные. Ответ на них мы можем найти в том отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Закон и благодать — эти два понятия проходят не только через все послания апостола Павла, но и через всё святоотеческое богословие. А только что прозвучавший отрывок содержит в себе свидетельство, что эта пара терминов — не выдумка богословов. Слова «закон» и «благодать» указывают на явления, которые определяли жизнь человека с самых древних времён.
Что такое закон, понять несложно. Это совокупности формальных предписаний, которые регламентируют деятельность отдельного индивида и общества в целом. Нас приучают быть законопослушными с детства. В противном случае общество перестало бы существовать. Вопрос, почему? А потому, что зачастую нам не хочется учитывать интересы других людей и договариваться. «После меня хоть потоп» — поговорка, которая точно формулирует эти настроения. Закон именно потому и появился, что слишком много деструктивного в поведении человека. Всё это от внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить самым лёгким путём — сделать так, чтобы весь мир вращался только вокруг меня любимого. А если выразиться иначе, то после грехопадения в нас стало слишком мало благодати.
Что же такое благодать в этом случае? Если закон — это инструкции, которые спускаются нам извне, то благодать — это то, что произрастает изнутри человека. Из его сердца. Образно говоря, это голос Бога в каждом из нас. Особое чутьё, духовная интуиция, которая подсказывает, какие наши поступки навредят окружающим, а какие принесут пользу. Какие наши действия согласны с волей Творца, а какие противны ей. Благодать — это та пуповина, которая связывает нас с Богом.
Из этого не следует, что закон плох. В нашей ситуации он очень даже хорош. Тот, кто лишился конечности, не может обходиться без протеза. Так и мы. Наше духовное сердце находится в полумёртвом состоянии. А потому ему необходима искусственная среда, благодаря которой в нём будет поддерживаться жизнь. Закон и есть такая среда. Он позволяет не переступать ту грань, за которой мы разрываем связи с человеком и Богом, а, следовательно, постепенно перестаём быть людьми.
Кроме того, именно с исполнения закона начинается путь человека к Богу. Функция закона напоминает функцию ракетоносителя, который выводит космический корабль на орбиту. Когда притяжение Земли ослабло, корабль движется в пространстве без всей этой громоздкой конструкции. Так и закон больше не нужен тем, кто преисполнен благодати. Таких людей мы называем святыми. Их духовная интуиция и связь с Творцом так сильны, что всякое их действие направлено на созидание жизни. Теперь более совершенный закон, закон жертвенной любви, прописан в их сердцах.
Сегодня апостол Павел напоминает, что путь к этому состоянию открыт каждому человеку благодаря подвигу Христа. От нас требуется лишь начать на ежедневной основе применять к своей жизни Евангельские заповеди. Пусть по началу у нас не будет получаться. Пусть это будет выглядеть механически. Пусть мы будем ощущать себя странно. Это неудивительно, ведь мы так не привыкли жить. Если проявим усердие, терпение и доверие Богу, то непременно увидим, как постепенно в нашей душе будут происходить изменения, мы ощутим на собственном опыте действие благодати, станем участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги детям». Вадим Мещеряков
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был главный редактор «Издательского дома Мещерякова» Вадим Мещеряков.
Разговор шел о детской литературе и о значении чтения в образовании и воспитании ребенка.