Еду я за рулем, в субботу, по Тверской, еду быстро, народу мало, день солнечный. А я еду и ужасно волнуюсь. Рядом сидит мой пёс, маленький таксик, и непрерывно скулит. Заболел, но чем — не знаю. От его плача просто сердце разрывается. К ветеринару мы едем, уж спешу, как могу. Страшно ведь...
И тут слева нас обгоняет белая машина, «Газель». Теперь она едет впереди. Я рассеяно смотрю ей в хвост, совершенно занятая своими тревожными мыслями. А на задней дверце у газели приклеен какой-то плакат. Крупными чёрными буквами, по белому, от руки написано.
Машинально начинаю читаю:
«СПАСИБО....
Мозг торопливо подсказывает«Любимой за сына»? Нет.
«СПАСИБО БОГУ....»
Ничего себе! Но за что?
Эх, между нами вклинилась чёрная машина!
«СПАСИБО БОГУ....» — за что???? Я же не дочитала. Ну вот, чёрная машина ушла вперёд, сейчас я узнаю.
«СПАСИБО БОГУ — ЗА ВСЁ».
Написано. И точка.
Меня как водой окатили. Это что же выходит? Человек благодарит Бога за всё. Прямо вот — за всё за всё?! То есть, вообще, за всё посланное в жизни: за радости, за беды, за удачи, за болезни, за предательства, за смерти, за все несправедливости. Разве так бывает?
А я? У меня вон, собака плачет, какое уж тут спасибо?
И вдруг представила я, что нет у меня моего таксика. Вообще нет. И никто не плачет, и сердце моё ровно бьётся...
Ой, нет — пусть будет, конечно же — пусть будет! Радость моя ушастая! Ничего, что мне страшно, ведь это потому, что я его люблю. В этом-то и счастье моё.
А дальше пришла мысль: ведь все мои беды связаны с любовью, и значит — с моим счастьем. Сын, муж, моё творчество, мои родные люди — вот где счастье. И там же, там, где всё дорогое, там и тревога, и беда. Там потери.
Вопрос-то простой: готова ли я всё это любимое иметь? Иметь или не иметь?
Да иметь, конечно же иметь! И переживать буду, и терять готова, только пусть всё это будет!
И вот тогда, внутри, сами собой зазвучали слова: «Господи, я же какая богатая! Какая счастливая! Спасибо! За всё за всё — спасибо!»
Радостно мне стало. Но одновременно — очень стыдно. Ведь редко я благодарю Бога. Обычно всё прошу что-то, жалуюсь. Благодарить-то почти всегда забываю. А уж за невзгоды свои я вообще никогда не говорила спасибо. Даже и не думала. Просто в голову не приходило. Вот ведь.
Мы обогнали ту машину. Я глянула на шофёра: за рулём обычный человек. Едет он сейчас, и даже не знает, какой подарок мне сделал. А может, и ещё кому-то на этой дороге.
А таксик мой затих, уснул. Видно, почувствовал, что я успокоилась, так и ему полегчало.
Обошлось всё тогда, вылечили моего любимого пса. Но ту белую газель я запомнила.
Кто-то скажет мне, что за беды потому благодарить надо, что ими Бог нас к добру, к свету выводит. Так-то оно так, я это знаю.
Только в тот день я поняла совсем простую правду: если у человека нет горестей, нет бед — он очень несчастный человек. Потому что, это значит, что он никого-никого не любит. Да и бывают ли такие люди?
Я теперь стараюсь благодарить за всё, и за свои беды — тоже. Это, конечно, трудно. Зато потом почему-то всегда становится легче на душе. Может, от того, что я, говоря спасибо, точно знаю, чувствую: «Там, где моя беда, там, рядом, и моя любовь».
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже третью тысячу лет Церковь Христова устами апостолов и святых пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах мы вновь услышали эту мысль, она была взята из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Некоторые мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако только что услышанные нами слова понять просто, они не нуждаются в каком-то особо глубоком комментировании: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.
Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил в только что прозвучавшем отрывке своего Послания к галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.
Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.
Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица