Одним из любимых мест православных москвичей является Покровский монастырь на Таганке, где хранятся мощи блаженной старицы Матроны Московской. Поток верующих, желающих поклониться святой и попросить ее о заступничестве, не иссякает ни на день. Оно и понятно: Матронушка, как ее ласково называют в народе, известна как скорая помощница в житейских нуждах.
Я неоднократно приходила к Матроне, но старалась выбирать для этого будние дни, ибо в выходные и праздники паломников уж очень много. Очередь к мощам может растянуться на несколько часов. Но в этом году подруга предложила сходить в монастырь в день памяти старицы, восьмого марта. Я согласилась, но уже заранее трепетала от ожидаемого количества людей.
Однако даже мои фантазии не могли сравниться с реальностью. Паломников было столько, что очередь многократно извивалась змейкой, доходя до самого отдаленного уголка монастырского сада.
«Ну что ж, раз другие могут, то и мы сможем постоять!» — оптимистично решили мы с подругой и встроились в самый конец людского потока.
Поначалу всё было хорошо. День был ясный, стоял легкий морозец, и настроение у нас было отличным, праздничным. Стоя в очереди, люди молились или тихо переговаривались, подбадривая друг друга рассказами о разных паломничествах. Но через полчаса мои ноги стали замерзать. А еще через полчаса я перестала их чувствовать.
Мы с подругой уныло переглянулись. Хотя она еще не замерзала так, как я, у нее был свой повод для тревоги: ей нужно было ехать на работу, а очередь шла так медленно, что, судя по всему, до мощей мы бы добрались лишь к вечеру. Простояв еще несколько минут, мы признали неизбежное: сегодня к Матроне нам попасть не удастся.
Как же грустно было уходить! Я чувствовала себя слабой, маловерной, ничтожной. Столько людей готовы терпеть холод и усталость ради возможности поклониться святой, а я?.. От первой же трудности я сломалась. Немудрено, если Господь не услышит моих молитв. Его достойны только сильные духом, отважные люди, а не малодушная девица вроде меня, которая простояла всего час и сдалась.
А на следующий день случилось вот что. Сидя дома за завтраком, я неудачно подавилась. Кусочек попал, что называется, не в то горло, да так, что я стала задыхаться. Из глаз брызнули слезы. Отчаянно кашляя и безуспешно пытаясь вдохнуть, я внезапно вспомнила о Матроне и мысленно взмолилась:
«Матронушка, родная, помоги! Да, я не смогла тебе поклониться, но я же всё-таки простояла в очереди целый час! Не отворачивайся от меня, прошу!»
И едва я сформулировала эту по-детски нелепую молитву, произошло маленькое чудо ценою в жизнь: я смогла наконец откашляться и глубоко вздохнуть. Всего лишь один вдох, а как я была счастлива!
Конечно, подобного рода мысли из разряда «я — тебе, а ты — мне» глупы и странны. С Богом не бывает товаро-рыночных отношений. Он всем готов помочь, не считая, сколько поклонов мы совершили или сколько свечек поставили. Но мне всё равно кажется, что из милости к нам Он принимает наши микроскопические жертвы. Неудобство или усталость, которые мы готовы претерпеть ради Богослужения или похода в церковь, не остаются не замеченными.
Помню, моя бабушка, выросшая в деревне, говорила такую народную присказку: «Когда человек идет в храм, позади идут ангелы и считают его шаги». Люди верят в силу маленького подвига. Совершать эти подвиги бескорыстно, ничего не ожидая взамен, — вот, чему бы я хотела научиться. Я знаю, что Господь поможет мне просто потому, что я Его дочь. И мне бы хотелось, чтобы Он знал: я тоже буду служить для Него просто потому, что Он мой отец. В этом и есть главный закон любви: отдавать себя ради другого.
Но пока... пока Господь милостиво принимает мои скромные дары, даже такие, как час, проведенный в очереди на морозе. И я твердо знаю, что и такая малость делает меня на шажок ближе к Богу.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер