1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Воскресение мёртвых — это один из краеугольных камней христианского вероучения. Что же именно Церковь подразумевает, когда говорит, что мёртвые воскреснут? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Зачастую отрывок, который только что прозвучал, понимается как рассуждение апостола Павла о всеобщем воскресении мёртвых. Для того, чтобы объяснить своим слушателям-скептикам, как это возможно, апостол использует метафору семени. Когда зёрнышко посеяли, в почве с ним происходят процессы гниения и разложения. По сути, оно умирает. Однако эта видимая смерть — не конец его существования. Семя трансформируется и возрождается в виде плодоносного растения.
Точно так происходит и с человеком. Физическая смерть и погребение — это конец душевного тела. То есть той оболочки, которая подвержена последствиям грехопадения. Той, для которой свойственно страдать, изнывать от действия греховных страстей, и которая в итоге обречена на умирание и разложение. Однако во время Второго Пришествия Господь восстановит всех умерших в новом качестве. Мы проснёмся в новых телах. Они станут духовными. Духовность тела не означает, что оно будет нематериальным. Это означает то, что в человеческом существе перестанет действовать закон греха. Мы будем избавлены от влияния смертности, тленности и страстности. Сама материальность преобразится. Нередко отцы Церкви говорят, что тела людей после всеобщего воскресения станут подобны телу воскресшего Христа.
Однако слова апостола Павла о смерти и воскресении можно рассматривать не только в этом смысле. То, о чём он говорит, может произойти в личной судьбе каждого из нас уже во время земной жизни. Нередко мы так увлекаемся материальным и душевным, что забываем о своём высоком призвании. Наш дух спит. Даже если мы верим в Бога, Господь остаётся для нас на вторых, третьих позициях. Поиск Его воли, а также исполнение Его заповедей не являются нашей повседневной заботой. Мы сосредоточены на чём-то своём. Мы сами идём к намеченным целям, обращаясь к Творцу лишь тогда, когда нам это необходимо. Например, когда у нас что-то не получается и необходимо устранить препятствие с пути.
А потому Господь по Своей неизреченной милости попускает, чтобы в нашу жизнь вошла боль. Мы что-то теряем, без чего не представляем себя. То, что мы ощущаем как часть себя. Здоровье, имущество, положение в обществе, родных людей, иллюзии и представления о том, как должна складываться моя судьба. Без этого наш душевный человек начинает страдать. Вот эта боль и есть не что иное, как малая смерть. В эти тёмные периоды мы теряем привычную точку опоры. Мы полностью дезориентированы. Мы словно спускаемся в мрак могилы. Наступает ночь для нашей души.
Сегодня апостол Павел напоминает нам, что эти тяжёлые моменты — максимально благоприятные для нашего спасения. Ведь именно в эти моменты на свет может появиться духовный человек. Для этого лишь необходимо все свои мысли обратить ко Творцу. Принять твёрдое решение сделать смыслом и целью своей жизнь исполнение Его Евангелия. Поставить Бога и Его волю во главу угла во всех своих делах. Если понудим себя к этому, не будем сомневаться, в какой бы темноте мы ни находились, ответ придёт мгновенно. Ведь именно для этого Господь и спустился в самые глубины ада. Он ждёт нас там. Чтобы, как только мы начнём вопить к Нему, пробудить наш дух, подхватить на руки и мгновенно вывести из этих мрачных чертогов к радости воскресения и новой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер