За все то время, что я преподаю английский язык на курсах, мне довольно редко попадались по-настоящему сложные ученики. Встречались те, кому по той или иной причине тяжело давалась учеба. Кто-то требовал индивидуального подхода, кто-то был просто слабо мотивирован.
И вот, совсем недавно в одну из моих групп пришел довольно сложный ученик. Мальчик неполных девяти лет из спального района Москвы, активный пользователь социальных сетей, явный лидер в компании.
Нет, учился он хорошо и уроков не срывал. Но с ним было сложно взаимодействовать, общаться. Казалось, ему настолько важно было чувствовать себя самым главным, что и меня, преподавателя, он воспринимал как часть собственной свиты.
Это выражалось в бесконечных спорах во время урока, в желании выполнять задания не так, как положено, а нарочито небрежно, лишь бы по-своему. Например, у нас на занятии рекомендуется говорить на английском, мы стараемся максимально исключить русский язык. И все учащиеся, освоив необходимый набор английских фраз, довольно легко с этой задачей справлялись, а он—нет. Не хотел.
Особенно нравилось мальчику перебивать меня во время объяснения нового материала и заявлять непременно по-русски: «А вот нас в школе учат по-другому!»
Я изо всех сил старалась держать его резкие и демонстративные проявления в рамках дозволенного. Но внутри росло и росло возмущение, грозившее в любой момент вырваться наружу ярким пламенем гнева.
Со всем этим грузом на душе я пошла на духовную беседу к священнику. Батюшка наш знает меня уже больше пятнадцати лет. Я ничего не утаила от него: так, мол, и так, сил нет терпеть, вот какой строптивый ученик мне попался! Никого не уважает, везде норовит вставить свое суждение. Обидно, еле-еле себя сдерживаю, чтоб окончательно не разозлиться и не накричать...
— А ты, — отвечает батюшка, — каждый раз, когда почувствуешь раздражение, знаешь, о чем думай?
— О чем? — спросила я.
— А ты думай, что для Господа, возможно, такой же нерадивый и трудный ребенок—ты.
А ведь так оно и есть — подумала я. Разве не пытаюсь я каждый раз своими действиями доказать Богу, что знаю лучше Него, как правильно жить? Разве не бывает так, что поступаю, хоть и в ущерб себе, зато по-своему? Разве не спорю я с волей Божьей даже тогда, когда понимаю, что она—единственно верная?
Конечно, я тот еще строптивый ребенок! Но Господь — гениальный педагог. У Него невыполнимых педагогических задач не бывает. В лице того мальчика с курсов Он просто послал мне...зеркало. А заодно и тренажер для самого важного педагогического навыка — терпения.
После беседы с батюшкой действительно стало легче справляться с моим внутренним гневом на непростого подопечного. В критический момент я мысленно делала паузу и вспоминала непослушную и строптивую девочку -себя, а после уроков молилась.
Не все с моим учеником проходило гладко, но раздражаться на него я стала заметно меньше. Так прошло девять учебных месяцев. Учебный год подошел к концу. Итоговый тест мой сложный и многотрудный ученик написал почти на отлично. Это был один из лучших результатов в группе.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых