Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 - XII, 2.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Когда человек впервые приходит в Церковь, он нередко испытывает страх перед неизвестной традицией, перед людьми в специальных облачениях, и даже перед Богом и святыми. С одной стороны, это вполне естественно, незнакомое место, незнакомые люди... Но к какому ощущению в итоге должен прийти человек? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Главное слово, которое звучит в отрывке, который мы сейчас услышали, — это слово «вера». Каждому из нас оно кажется прекрасно знакомым, ведь все имеем опыт веры — веры в Бога, веры своим близким, веры тем или иным специалистам — врачам, учителям и многим другим. Всё это, конечно, разные виды веры, и всё же их объединяет нечто важное. Веря другим людям, мы вверяем себя в их руки — доверяя врачам, прислушиваемся к их рекомендациям, вверяя своих детей учителям, — верим, что они дадут им необходимые знания... Вверяя себя Богу, мы верим, что Его заповеди могут исцелить и исправить нашу жизнь, причём не только внешне, но и изменить её к лучшему внутренне. Мы верим, что Господь, как Тот, Кто любит нас, желает нам добра. Самое главное, что доверие предполагает отсутствие страха. Уважение, почтение, даже трепет — всё это может наполнять наше сердце, но не боязнь. И если людям, как существам несовершенным, нам сложно довериться вполне, Богу мы призваны доверять именно так. В нас не должно быть ни тени сомнения в том, что Он рядом и ведёт нас по жизненному пути.
Легко говорить о доверии, когда всё хорошо, вы попробуйте говорить о нём, когда трудно, скажет кто-нибудь. Не тогда, когда вокруг мир и благополучие, не тогда, когда ты сыт и одет, а в тяжёлые времена испытаний.
Что ж, сегодняшнее чтение именно об этом. Разве было легко Моисею, который ради верности Богу отказался называться сыном дочери фараоновой и был готов страдать с народом Божиим в пустыне, вместо того чтобы жить во дворце? Разве было легко пророкам, которые испытывали побои, были вынуждены скитаться и терпеть лишения и многое другое, только из-за того, что жили по заповедям и призывали к этому других.
Впрочем, было бы неправдой сказать, что их жизнь была сплошным испытанием. Любой, кто живёт в доверии Богу, может свидетельствовать, что плодами веры является внутренний мир и помощь Божия, которая подаётся обильно в разных ситуациях. И самое главное — ощущение, что ты Богу становишься своим, становишься своим для святых и для всей Церкви. Ты можешь жить в любое время и в любом месте, в годы гонений или в спокойные времена... Это становится не так важно, ведь доверяя Богу, ты оказываешься причастен Его благой вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Пасхальные истории»
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения, — заметил однажды Николай Васильевич Гоголь. О правоте этих слов классика можно судить по русской литературе. В творчестве большинства наших писателей можно найти произведения о Пасхе. Сложился даже особый жанр пасхального рассказа. Причём, его нельзя отнести к какой-то определённой эпохе — пасхальные рассказы создавались и сто, и двести лет назад, их даже можно обнаружить в советской литературе. О Пасхе писали Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Чехов, Набоков, Пастернак. В издательстве «Институт православной книги» вышел сборник, знакомящий читателя с некоторыми образцами этого удивительного жанра. Книга так и называется — «Пасхальные истории».
Составитель сборника, Владимир Зоберн, знаток и исследователь христианской прозы дореволюционного периода, включил в издание произведения таких авторов, как Леонид Андреев, Владимир Короленко, Александр Куприн, Саша Чёрный и многих других. Иными словами, открывая для себя мир пасхального рассказа, читатели встретятся с самыми что ни на есть маститыми классиками.
Почти каждая история в сборнике — чья-то маленькая жизнь. Вот Михеич из рассказа Короленко «Старый звонарь». С трудом взобравшись по крутой лестнице колокольни, он звонит к Светлой заутрене, и по лицу его текут слёзы счастья, а под возгласы «Христос воскресе!» забываются все невзгоды. А герой рассказа Чехова «Святой ночью», спеша в храм, переправляется на пароме по реке, окутанной ночным туманом, прислушивается к гулкому колокольному звону, любуется мелькающими на берегу огоньками крестного хода и внимает проникновенному рассказу лодочника.
Каждый из писателей, посредством своих героев, делится с нами уникальным личным опытом переживания и восприятия самого главного Праздника. Но в одном все они, кажется, сходятся: пасхальная радость по-особенному озаряет сердце человека, меняет его, делает добрее, наполняет любовью и верой. С книгой «Пасхальные истории» эту радость можно ощутить в любой момент.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Крестный ход на Светлой седмице»
Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме, только что завершилась Литургия, но народ не расходится, ведь сейчас будет крЕстный ход. На Пасхальной неделе он совершается каждый день. Ко мне и ещё одному мужчине подходит алтарник и просит взять хоругви, так называются церковные знамёна с изображениями Христа и Богоматери.
Прихожане выстраиваются в два ряда, все ждут священнослужителей. Наконец, из алтаря выходят батюшки, они несут Евангелие и артос — это такой хлеб, который будет освящаться и раздаваться верующим в субботу Светлой седмицы.
И вот под праздничный колокольный звон начинает крестный ход. Он движется вокруг храма. Хор поёт пасхальные песнопения.
Четыре раза процессия останавливается у каждой стены храма, батюшка читает Евангелие о Воскресшем Спасителе, кропит всех участников крестного хода святой водой и весело кричит «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» — радостно откликаются прихожане. Как же замечательны эти светлые пасхальные дни!
Все выпуски программы Утро в прозе
10 мая. О ревности Христа по Богу
Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли».
Об изгнании Христом торгующих из Иерусалимского храма, - Епископ Бердянский и Приморский Феодор.