— А сейчас, ребята, у вас свободное время. Можете самостоятельно походить по Минскому художественному музею, внимательно рассмотреть понравившиеся экспонаты. Встречаемся через полчаса в нашем экскурсионном автобусе. Если есть вопросы, задавайте, с удовольствием на них отвечу.
— Я хочу спросить, Маргарита Константиновна!
— Да, Настенька, внимательно слушаю тебя.
— Меня озадачила картина Михаила Нестерова «Пустынник и медведь». Смотрите, молодой монах сидит на берегу водоёма на поваленном дереве. А рядом расположился здоровенный зверь — худой и, наверное, голодный. Животное тянется носом к человеку, а тот сложил руки на коленях и сосредоточенно смотрит вдаль. Я пытаюсь понять — почему монах не убегает? Он замер от страха? Не шевелится, чтобы избежать нападения?
— Нет, Настя, этот монах не боится. Он погружён в молитву, взгляд его устремлен вперёд и ввысь, обращён к Богу. Михаил Нестеров написал эту картину в 1925 году по мотивам жития Сергия Радонежского. В жизнеописании святого, которое составил в семнадцатом веке святитель Димитрий Ростовский, есть такой эпизод. Преподобный угостил медведя хлебом, и дикий зверь стал кротко повиноваться ему.
— Ах, вот оно что! Теперь понятно. Но удивительно, неужели хлебом можно приручить такое грозное животное?
— Дело, конечно, не в хлебе. Святой пребывает со Христом, и Божия благодать преображает мир вокруг него, восстанавливает свойства природы, утраченные после грехопадения.
— Это какие свойства?
— Те, о которых говорится в библейской книге Бытия. Господь, сотворив землю и её обитателей, дал животных в повиновение первому человеку. Адам нарёк меньшим братьям имена, милостиво и разумно заботился о них. По замыслу Создателя, звери не враждовали между собой. Поедать друг друга они стали после того, как люди отпали от Бога и погрузили вселенную в пропасть греха и тлена.
— Но разве это преодолимо? Разве хищник может перестать быть хищником?
— Ещё пророк Исайя в седьмом веке до Рождества Христова предсказывал, что волк станет мирно жить с ягнёнком, а корова пастись вместе с медведицей. Древний праведник говорил о Царстве Небесном. Путь в него открыл для людей Спаситель. Будучи Богом, он принял смерть как человек и воскрес. Теперь всякий, кто идёт Ему вслед, обретает вечную жизнь там, где всеми живыми существами правит любовь.
— А что значит идти вслед Спасителю?
— Значит, жить по заповедям, которые Он дал в Евангелии — как Сергий Радонежский, которого изобразил Михаил Нестеров. И тогда приметы Рая открываются уже в земной жизни. Так, что даже дикие звери, как этот медведь на картине, становятся смирными.
— Интересно, а почему Михаил Нестеров выбрал именно этот фрагмент жития преподобного Сергия для своей картины?
— Полагаю, в 1925 году, когда советская власть в России уничтожала христиан и разрушала храмы, художник находил в этом отрывке утешение для себя.
— А в чем здесь утешение?
— Михаил Нестеров страдал от того, что путь России оказался надломлен, искривлён революцией. И всё-таки верил, что родина сможет преодолеть чудовищный духовный кризис. В картине «Пустынник и медведь» он выразил надежду, что Господь не оставит Россию. И благодать, укрощающая диких зверей, исцелит многострадальную отчизну.
Поможем сохранить зрение детям вместе с фондом «Провидение»
Сегодня 8-летний Андрей Михалкин из Пермского края может весело промчаться на велосипеде по просёлочной дороге вместе с братом. Как же давно он об этом мечтал! С рождения Андрей очень плохо видел. Поэтому раньше научиться кататься на велосипеде мальчик просто не мог. Но недавно такая возможность ему представилась. В прошлом году Андрею сделали операцию и после неё он стал видеть гораздо лучше. Школьник с радостью гуляет, гоняет на велосипеде, учится и помогает маме по дому. Три года назад не стало папы, поэтому теперь Андрей и его младший брат, стараются быть для мамы опорой.
Оплатить операцию для мальчика семье Михалкиных помог благотворительный фонд «Провидение». Больше 5 лет он работает над тем, чтобы сохранять зрение детям. Десятки счастливых историй, которые произошли за это время, стали возможны только благодаря участию отзывчивых людей из самых разных уголков России, в том числе слушателей Радио ВЕРА. Ваша помощь — бесценна, она дарит людям надежду!
Сегодня в поддержке нуждается новая подопечная фонда — годовалая Вероника Флоря из Пензы. Девочка родилась с такой же проблемой, как и Андрей. Сохранить и улучшить зрение ей поможет операция. Если вы хотите сделать доброе дело для Вероники, переходите на сайт фонда «Провидение», в раздел «Дети» и нажмите кнопку «Поддержать»: https://fond-providenie.ru/campaign/florya-veronika/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Евгений Вадимов
Сейчас я буду читать вам, друзья, хрестоматийное стихотворение «Русская культура», созданное в 1935 году поэтом-эмигрантом Евгением Вадимовым.
Какой-нибудь учёный историк непременно назвал бы эти стихи «знаковыми».
И впрямь: без них, я думаю, разговор о трагическом феномене нашей эмиграции начала прошлого века и её восприятии русской культуры — был бы обеднён. Ведь здесь, как в фокусе, собрались излюбленные образы и картины, символизирующие традиции быта и праздников, обаяния нашего молодого (в сравнении с Европой) искусства, уютной патриархальности и ярмарочного размаха старой России.
Возможно, просвещённому скептику это — когда-то очень известное — сочинение эмигранта Вадимова может показаться наивно-сусальным, но я искренне полюбил его ностальгическую мечтательность и хочу поделиться с вами своим чувством.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слёз —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз...
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это вязь кириллицы
На заздравной чарочке яровских цыган —
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан...
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это то, чем славится
Со времён Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
Русская культура — это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне —
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране...
Евгений Вадимов, «Русская культура», 21 июля 1935 года, Париж
Настоящее имя автора этих стихов — Юрий Ипполитович Лисовский. Поэт, прозаик, переводчик. Выпускник Петербургского кадетского корпуса, кавалерист, участник Первой мировой войны. Его эмигрантская жизнь была связана с Сербией, Францией и Польшей. В 1930 году Вадимов-Лисовский стал первым лауреатом Парижского конкурса русских поэтов, а в середине 1940-х, когда советские войска занимали польский город Лодзь, он, обретающийся в тамошнем «Русском доме», — бесследно пропал. Возможно, вследствие ареста.
Стихотворения Евгения Вадимова относятся к лучшим образцам русской религиозной поэзии. Вот — из навеянного строками 138 псалма царя и пророка Давида:
Куда я скроюсь? Неустанно
За мной следит Твой Светлый взор
С луны, со звёзд из мглы туманной,
С вершин далёких, снежных гор...
И там, в морозных высях горных,
И здесь душистою весной,
И под землёй, и в ямах чёрных
Творец и Бог — везде со мной!..
Я сделал крылья. Стал, как птица,
Влетел в лазурь... пропала мгла —
Я был над бездной — но десница
Меня Твоя везде вела...
Евгений Вадимов, «Из псалмов», 1920 годы, Париж — Белград
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Божественный свет в глазах ближнего». о. Роман Федотов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, а также клирик храма в честь иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов делились своими историями о том, как в глазах ближнего отразился Божественный свет, или как благодаря другому человеку удалось увидеть присутствие Бога.