Молитва — это разговор с Богом. Художнику Исааку Левитану удалось запечатлеть красоту этого разговора на полотне «Тихая обитель», для создания которого живописец изучал летопись Троице-Кривоезерского монастыря близ города Юрьевца.
— Мне кажется, Андрей Борисович, если сложить все часы, что вы провели за свою жизнь в Третьяковской галерее, то набежит не меньше года. И большая его часть прошла здесь, в зале Исаака Левитана.
— Пожалуй, Маргарита Константиновна! Вроде бы тысячу раз видел эти картины, но всегда открываю в них что-то новое. Сегодня, вот, не могу оторваться от полотна «Тихая обитель».
— Удивительный пейзаж! Берега неширокой реки покрыты сочной, свежей зеленью и усыпаны белыми цветами — так бывает в самом начале лета. Лес на горизонте тронут желтизной — это отблеск заката. Вечерними лучами солнца позолОчены и белокаменные храмы, что виднеются среди деревьев.
— И что самое удивительное — художник смог передать ощущение тишины, о которой говорится в названии.
— И, по-моему, Левитан подразумевал не просто тишину леса, а ту молитвенную тишину, в которую погружены насельники маленького монастыря и ради которой монахи уходят от мира. Пока в голове и сердце бестолковая толчея суетных мыслей и желаний, невозможно сосредоточиться на общении с Богом.
— Вы полагаете, Левитан задумывался об этом?
— Не мог не задумываться. Летом 1890 года художник путешествовал по Волге и посетил несколько монастырей. Особенно ему приглянулась Троице-Кривоезерская пустынь, расположенная неподалёку от города Юрьевца. Троицкий собор этой обители, а также церковь в честь Иерусалимской иконы Божией Матери с шатровой колокольней мы видим на картине.
— Великолепный ансамбль, гармонично вписанный в ландшафт! Понятно, что он заинтересовал художника.
— Левитан не только любовался архитектурой монастыря. Он погружался в его летопись, изучал древние чудотворные иконы и житие блаженного Симона Юрьевецкого, основавшего обитель в шестнадцатом веке. Живописцу удалось отразить в своей работе не только облик, но и дух монастыря, именно поэтому картина получилась настолько живой.
— Да, смотришь на полотно и веришь, что молитвенная жизнь в обители течёт живительным потоком. Вот как эта река.
— В которой отражаются облака, окрашенные закатом. Тоже символ молитвы. Картина рассказывает о приобщении земного к небесному.
— И потому дышит радостным покоем.
— Художник указывает нам источник этого умиротворения. Мост, перекинутый через реку, будто приглашает идти по направлению к храму.
— Хочется послушаться этого призыва. Пройти по шатким деревянным жёрдочкам над тёмной водой, ловить во влажном воздухе ароматы ладана, доносящиеся от церкви.
— К сожалению, это невозможно. При строительстве Горьковского водохранилища в середине двадцатого века Кривоезерская пустынь была затоплена. Сегодня рядом с тем местом, где она находилась, есть небольшая отмель. На ней установлен двенадцатиметровый памятный крест.
— Но, слава Богу, в России есть ещё немало монастырей, где царит молитвенная тишина.
— И преображает всё вокруг, как на картине Исаака Левитана «Тихая обитель».
«Пасхальные истории»
В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения, — заметил однажды Николай Васильевич Гоголь. О правоте этих слов классика можно судить по русской литературе. В творчестве большинства наших писателей можно найти произведения о Пасхе. Сложился даже особый жанр пасхального рассказа. Причём, его нельзя отнести к какой-то определённой эпохе — пасхальные рассказы создавались и сто, и двести лет назад, их даже можно обнаружить в советской литературе. О Пасхе писали Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Чехов, Набоков, Пастернак. В издательстве «Институт православной книги» вышел сборник, знакомящий читателя с некоторыми образцами этого удивительного жанра. Книга так и называется — «Пасхальные истории».
Составитель сборника, Владимир Зоберн, знаток и исследователь христианской прозы дореволюционного периода, включил в издание произведения таких авторов, как Леонид Андреев, Владимир Короленко, Александр Куприн, Саша Чёрный и многих других. Иными словами, открывая для себя мир пасхального рассказа, читатели встретятся с самыми что ни на есть маститыми классиками.
Почти каждая история в сборнике — чья-то маленькая жизнь. Вот Михеич из рассказа Короленко «Старый звонарь». С трудом взобравшись по крутой лестнице колокольни, он звонит к Светлой заутрене, и по лицу его текут слёзы счастья, а под возгласы «Христос воскресе!» забываются все невзгоды. А герой рассказа Чехова «Святой ночью», спеша в храм, переправляется на пароме по реке, окутанной ночным туманом, прислушивается к гулкому колокольному звону, любуется мелькающими на берегу огоньками крестного хода и внимает проникновенному рассказу лодочника.
Каждый из писателей, посредством своих героев, делится с нами уникальным личным опытом переживания и восприятия самого главного Праздника. Но в одном все они, кажется, сходятся: пасхальная радость по-особенному озаряет сердце человека, меняет его, делает добрее, наполняет любовью и верой. С книгой «Пасхальные истории» эту радость можно ощутить в любой момент.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Крестный ход на Светлой седмице»
Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме, только что завершилась Литургия, но народ не расходится, ведь сейчас будет крЕстный ход. На Пасхальной неделе он совершается каждый день. Ко мне и ещё одному мужчине подходит алтарник и просит взять хоругви, так называются церковные знамёна с изображениями Христа и Богоматери.
Прихожане выстраиваются в два ряда, все ждут священнослужителей. Наконец, из алтаря выходят батюшки, они несут Евангелие и артос — это такой хлеб, который будет освящаться и раздаваться верующим в субботу Светлой седмицы.
И вот под праздничный колокольный звон начинает крестный ход. Он движется вокруг храма. Хор поёт пасхальные песнопения.
Четыре раза процессия останавливается у каждой стены храма, батюшка читает Евангелие о Воскресшем Спасителе, кропит всех участников крестного хода святой водой и весело кричит «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» — радостно откликаются прихожане. Как же замечательны эти светлые пасхальные дни!
Все выпуски программы Утро в прозе
10 мая. О ревности Христа по Богу
Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли».
Об изгнании Христом торгующих из Иерусалимского храма, - Епископ Бердянский и Приморский Феодор.