2 Тим., 293 зач., II, 11-19.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как стать уникальным и неповторимым? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
Учение о телесном воскресении — одна из ключевых вероучительных истин христианской Церкви. В Символе веры, который звучит за каждой Литургией, мы поём: «верую в воскресение мёртвых и жизнь будущего века». Церковь понимает это не метафорически, но буквально. Христиане всерьёз верят, что во время второго Пришествия Христова каждый из нас будет восстановлен телесно.
По причине таинственности этого учения вокруг него уже во времена апостола Павла появилось много толков. Люди пытались объяснить, как именно это понимать. Их интересовала сама механика процесса, его техническая сторона. Это приводило к многочисленным искажениям. Кто-то утверждал, что воскресение уже было. Дескать речь идёт о пробуждении к новой жизни во время таинства Крещения. Кто-то говорил, что воскресение — это память о человеке в поколениях. Кто-то, подобно стоикам, настаивал на том, что воскресение — это развоплощение и слияние с божественным пламенем.
Как бы то ни было, всё сводилось к одному: неверию, что человеческое «я» в своей духовно-телесной полноте может существовать вечно. Иными словами, не может быть вечной личной жизни в том же теле, в котором мы проходим свой земной путь. Пусть даже это будет преображённое тело. Апостол Павел приравнивает это к отречению от Спасителя. Ведь фундамент веры христианина — уверенность, что Христос умер и воскрес. А если так, то и мы, если умрём со Христом, то и воскреснем с Ним. Воскреснем телесно, как некогда и Он Сам. Буду тот же самый я, который обладает тем же умом, той же душой, тем же телом. Всё это Господь преобразит Своей силой для жизни будущего века. Как именно это произойдёт, неизвестно. Однако мы уверены, что Богу, который сотворил наш мир из ничего, это под силу.
Есть такие положения веры, которые невозможно познать рассудком. Каким бы изощрённым ни был наш ум, каким бы искусным ни было слово, лучшее, что мы можем сделать — покрыть эти тайны благоговейным молчанием. В своё время мы сами на себе ощутим, как всё это будет. Следует немного потерпеть. А потому апостол и призывает христиан избегать словопрений и непотребного пустословия. Призывает не только не участвовать в них, но и не присутствовать при этом. Не может быть никакого конструктивной и полезной беседы о предмете, о котором всякий из нас имеет лишь очень смутное представление. В этих спорах в итоге можно потерять веру в Бога, окружающих и самого себя.
Это предостережение можно распространить не только на область рассуждений на богословские темы. Нас окружают потоки информации. Под разными предлогами мы постоянно втягиваемся в дискуссии, споры, сплетни. И мы заныриваем в этот омут с головой. Телевизионные ток-шоу, дискуссионные чаты, новостные ленты в интернете, бесконечные сериалы. Мы тонем в словесном потоке, блуждаем среди экспертных мнений, растрачиваем себя в перебранках. Мы перестаём самостоятельно познавать и ощущать окружающую жизнь. Мы теряем себя. Наше «я» растворяется, словно в кислоте. Мы умираем. Если продолжим в том же духе, действительно нечему будет воскресать. А потому постараемся, по рекомендации апостола Павла, ограждать себя от всего этого. Двигаясь путем исполнения Евангельских заповедей, будем стараться найти самих себя настоящих. Таких, каковы мы существуем в замысле Творца. Чтобы Он открыл нам нашу неповторимость и уникальность и воскресил нас для вечной жизни во время Своего Второго славного Пришествия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вас когда-нибудь смущало, когда вы узнаёте, что некий знакомый — вполне успешный, здоровый, красивый молодой человек — вдруг всё оставляет и уходит в монашество? Если да, то отрывок из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам — именно для вас! Давайте послушаем 9-ю главу, которая сегодня читается в храмах во время богослужения.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
В сегодняшнем апостольском чтении многократно повторяется одно и то же слово — «власть» — по-гречески — εξουσία. В прямом смысле слова «власть» — это законное право или способность действовать. Но апостол Павел не просто так использует это слово снова и снова именно в своих риторических вопросах: тем самым он хочет особо подчеркнуть нечто крайне важное. Что же именно — давайте разбираться.
Ни для кого не секрет, что среди остальных апостолов Павел стоял «не в ряду», сильно выделяясь. Он единственный происходил из фарисеев, духовной элиты, ученик Гамалиила — ещё бы не отличался от простых рыбаков и сборщиков податей! Но, кроме этого, Павел ещё и вёл себя... подозрительно: он не был женат, старался не обременять своих слушателей сборами для своих личных нужд, предпочитая зарабатывать самостоятельно — и в целом вызывал скорее раздражение у апостолов, чем радостное принятие. Причина — непривычная широта взглядов вместе с самым настоящим радикализмом. Неудивительно, что это вносило определённую тональность в его деятельность. И перед нами — фактически оправдательная речь перед теми, кто смущается его поведением, нетипичным даже для первых христиан.
Апостол Павел мудро и деликатно в форме вопрошаний озвучивает «висевшие в воздухе» вопросы к нему — и даёт ясный ответ: да, всё правильно, все эти вопросы — совершенно правомочны. Но — есть одна маленькая деталь. Он существенно повышает планку личной праведности с единственной целью: не дать повода тем, кто хотел бы усмотреть в его проповеднической и миссионерской деятельности всего лишь... разновидность «бизнеса на духовной тематике». У него есть право — такое же, как и у всех других проповедников, — иметь супругу, питаться от пожертвований, пользоваться гостеприимством — и всё это ни разу не зазорно. Но он переступает через все эти свои права не потому, что они — ущербны или неправильны — а только потому, что не хочет дать даже малейший повод для «претыкания» тем, кто эти поводы с удовольствием отыскивает.
Пример апостола — хороший повод для нас задуматься, на самом ли деле мы готовы также бережно относиться к тем, кто находится вне всякой религии и веры — пытаясь искренне понять, обо что именно прежде всего спотыкаются эти люди, начиная смотреть в сторону Церкви Христовой?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Соне и другим подопечным Марфо-Мариинской обители
Соня с трёх лет живёт в Елизаветинском детском доме. Это благотворительный проект. Находится он в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В этом месяце Соне исполняется 11 лет. Она заботливая и внимательная девочка, всегда опекает младших и старается помочь взрослым — и салат на обед приготовит, и общую игру организует, и комнату в порядок приведёт. Настоящая помощница воспитателям!
Одно из её любимых увлечений — вязать крючком. Причём вязать Соня может и на детской площадке, и в метро, и в кровати перед сном. У неё всегда под рукой крючок и моток ниток. Ещё девочка с удовольствием осваивает швейную машинку, плетёт из бисера и вышивает.
Сотрудники Елизаветинского детского дома занимаются всесторонним развитием детей, поддерживают их интересы и обеспечивают всем, что нужно для творчества и учёбы.
На днях Соня вместе с другими девочками из детского дома отправилась в школу. И сейчас перед воспитателями стоит важная задача — приобрести на весь учебный год тетрадки, книги, ручки и многое другое. Но без помощи им не обойтись.
Сегодня на территории Марфо-Мариинской обители помимо Елизаветинского детского дома, работает ещё несколько социальных проектов. В каждом из них есть маленькие и юные подопечные, которым важна поддержка — это ребята с инвалидностью, сироты и дети из малоимущих семей.
Чтобы подготовить их к школе обитель милосердия ежегодно проводит акцию «Собери рюкзак добра». В этом году её участниками стали 268 детей, и вы можете их поддержать. Переходите на сайт: https://rukzakdobra.ru/ и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«11-е воскресенье по Пятидесятнице, Сретение Владимирской иконы Богородицы». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, о празднике Сретения Владимирской иконы Богородицы, об Усекновении главы Иоанна Крестителя, о церковном новолетии (индикте), о праздновании Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а также о днях памяти благоверного князя Даниила Московского и мучеников Адриана и Наталии.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица