Осенью 2018 года, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, состоялось благое дело: на могиле полузабытого стихотворца Серебряного века Леонида Николаевича Афанасьева (годы жизни: 1865-й — 1920-й) — открыли новое надгробье, взамен старого и ветхого. На камне — слова из стихотворения Афанасьева памяти поэта Константина Фофанова: «Рождённый миром не для мира». Случилось это доброе дело по инициативе родных поэта и краеведов Новоладожского исторического музея. Примечательно, что на могилу возложили именно те цветы, которые поэт обычно воспевал своей поэзией...
Строчка же из стихов Афанасьева памяти Константина Фофанова (литераторы дружили, вместе входили в окружение поэта-наставника Константина Случевского, и составляли с этим окружением что-то вроде литературного сообщества), так вот, строчка эта, выбитая на надгробье, завершала строфу стихотворения так:
Рождённый миром не для мира,
Во всём земной и неземной,
С душою чуткою, как лира,
Он жил одною красотой...
...Не знаю, как Фофанов, которому это посвящено, но не одной лишь красотою, точнее, не ей одной — услаждающей душу и взор — жил поэт Леонид Афанасьев, постоянный автор еженедельника «Русской Паломник» (на обложке значилось — «журнала для нравственного чтения») и четырёх поэтических сборников, включая книгу «Гимны союзных наций» (то есть переводов государственных гимнов союзников России в Первой мировой войне)...
Прочитаю вам стихотворение Леонида Афанасьева — начала 1910-х годов:
В дыму кадильном, как в тумане
Горят огни у Царских врат,
И в благолепный храм спешат
Для покаянья прихожане.
Рыдает клира стройный хор,
Взывает дьякон звучным басом,
И крылья Дух Святый простёр
Над золотым иконостасом.
С тоской, в раскаяньи, в слезах,
Молясь лежат толпы народа...
И духовник склонился в прах
Челом у царственного входа.
Бежит, струясь, кадильный дым...
И в храм сквозь купола оконце
Лучом огнистозолотым
Бьёт проступающее солнце.
Блестя на кованой парче,
Свет льётся полосою пыльной,
И, трепеща, в косом луче
Лениво льётся дым кадильный.
Нежней и тише голоса;
Рыдает скорбь, и сердце в горе,
И в каждом взгляде, в каждом взоре
Сверкают слёзы, как роса.
Душа в смирении покорном,
И страсть от думы далека,
И тают в храме миротворном
Людское горе и тоска.
Леонид Афанасьев, «В дыму кадильном...», начало 1910-х годов
Не могу не сказать, что прижизненная поэту критика неизменно отмечала особую музыкальность его поэзии (на стихи Леонида Николаевича написано два десятка романсов, в том числе — нашим выдающимся композитором Сергеем Ляпуновым), поэта привечали Валерий Брюсов, Мережковский и Гиппиус, с ним переписывался (и посвящал ему проникновенные стихи) Игорь Северянин...
Завершу наше поминание талантливого поэта — его стихотворной, ликующей, пасхальной «Молитвой»:
Всем на радость, всем униженным,
Всем гонимым и обиженным
В эту ночь явись, Христос!
Успокой и обнадёжь их,
Дай с молитвой в храмах Божьих
Лить потоки сладких слёз.
Дай в минуты ликованья
Позабыть печаль, страданья
И земное бытиё.
Дай, как птице на просторе,
Петь и славить в стройном хоре
Воскресение Твоё!
Леонид Афанасьев, «Молитва», 1910-е годы
Все выпуски программы Рифмы жизни
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём на практике должно выражаться христианство? Человек, внимательно читавший Новый Завет, скорее всего не задумываясь ответит: в добрых делах, в милосердии, в помощи ближнему, и на первый взгляд будет прав. Действительно, призыв к деятельному служению ближним — один из важнейших в Евангелии. И всё же полностью этот ответ удовлетворительным считать трудно. Ведь если всё так, как может быть христианином человек, у которого нет возможности заниматься благотворительностью и добрыми делами? Человек бедный, человек больной, попавший в трудную ситуацию... Может ли он жить по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из девятой и десятой глав второго послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Есть люди, которые совершенно не умеют жертвовать: ни деньги, ни силы, ни время. Одни просто эгоистичны и ни с кем делиться не хотят, не понимая, что подлинный источник того, что они имеют, — Бог. Другие жертвуют, смотря сверху вниз, самой жертвой показывая своё превосходство и унижая того, кто её получает. Самой по себе решимости творить добро мало, нужно уметь творить его так, чтобы можно было его принять. Это прописные и очевидные истины. Однако у любого доброго дела есть не только совершитель, но и тот, на кого оно распространяется. И эта сфера для нас гораздо менее очевидна. Жадность или гордость могут быть довольно явными. Но ведь есть и те, кто не умеют принимать заботу и помощь от окружающих. Возможно, из видоизменённой, но всё той же гордости, возможно, из скромности или стеснительности... Наверное, основания подобного поведения действительно могут быть разными. Но какими бы они ни были, раз одни люди призваны помогать ближним, значит другие, те самые ближние, призваны эту помощь принимать. И принимать правильно, не отталкивая, не пренебрегая, не пропуская без пользы.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфянам, что их жертвенность — не простая подачка бедным, она не просто восполняет их ресурсы, но приводит к обильной благодарности Богу и к возрастанию братского общения. Если грех выражается в обоюдной закрытости людей друг от друга, значит и открытость должна быть обоюдной. И как для того, чтобы пожертвовать, необходимо выйти за пределы своего эгоизма, то же самое необходимо сделать для того, чтобы жертву принять и увидеть за жертвой личность того, кто жертвует и Бога, поддержавшего его на этом пути. И если Церковь предполагает общение в любви, эта любовь призвана быть обоюдной, потому что в итоге всем нам стоит помнить известные слова: «Бог даёт, а мы обмениваемся». Если человеку кажется, что у него ничего нет и он может только получать, он забыл о главном: у него есть возможность благодарить и принимать дар так, чтобы он создавал пространство любви, объединяющей нас с Богом и друг другом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Эльдару подготовиться к операции
Эльдару Утюшеву 37 лет, вместе с женой и двумя дочками он живёт в городе Саратове. Супруга работает учительницей в школе, а мужчина — мастер по декоративной штукатурке, занимается ремонтом. Ещё недавно Эльдар мог за месяц привести в порядок 5-6 квартир. А сейчас, в лучшем случае, одну за два месяца. Всё из-за болезни, которая в короткие сроки подкосила его здоровье.
Эльдар — человек активный, регулярно посещал спортзал. «Мне так хотелось быть примером мужчины для своих дочерей — спортивным и сильным!» — рассказывает он. Выполняя тяжёлые физические упражнения, Эльдар не подозревал, что болезнь разрушает его позвоночник. Однажды у мужчины появились боли под лопаткой. В поликлинике сказали, что это мышечные спазмы после тренировок. Но боли в спине всё нарастали. «За две недели из здорового сильного человека я превратился в лежачего инвалида», — говорит мужчина.
В ходе обследования в больнице выяснилось, что у Эльдара сдавлены позвонки в нескольких местах. Иначе говоря — компрессионный перелом позвоночника. Такое разрушение костной ткани произошло в результате миеломной болезни. Это одна из разновидностей рака.
После курса химиотерапии мужчине стало легче. Он даже встал на ноги, но всё ещё очень слаб. Радикально помочь ему может только трансплантация костного мозга. Но сперва важно подготовить организм Эльдара к операции. Для этого врачи назначили эффективное лекарство. Однако препарат в России ещё не зарегистрирован и получить бесплатно его нельзя. Поэтому Эльдару Утюшеву из Саратова необходима помощь. Сбор на дорогостоящее лекарство открыт на сайте Милосердие.ру, и вы можете его поддержать: https://www.miloserdie.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер