Шарья — небольшой городок в Костромской области, окруженный со всех сторон живописными лесами. Любителю пейзажей здесь есть, где погулять и на что посмотреть. Однако же многие, и местные жители в том числе, почему-то уверены, что название «шарья» означает — «грязь», «болото». Это, надо сказать, досадная ошибка, и возникла она от незнания смысла церковнославянского слова «шар».
В эфире программа «Ларец слов» и ее ведущий священник Антоний Борисов. Сегодня в нашем ларце церковнославянских слов и выражений оказалось слово «шар».
Под шаром мы привыкли понимать фигуру особой формы — собственно, шарообразной. Однако же наши предки, говоря «шар», имели ввиду совсем иное. А именно — краску. Да-да. По-славянски, «шар» — краска. Слово «шар» попало в церковнославянский язык из тюркских наречий. Там «шара» значило «краска», а «шарла» — красить. Филологам так и не удалось объяснить, как получилось, что понятие шар стало обозначать такие разные вещи — особую форму и краску. Единственной возможной версией, объясняющей возможную связь между шаром-формой и шаром-краской, является то, что капли краски, упав на поверхность, образуют круглые пятна. Шар в значении «краска» довольно часто встречается в славянских текстах. Например, в летописях Киево-Печерской Лавры читаем: «И много поучив Алипий прокаженного о спасении души, шаровными кистями, имиже иконы писаше, и симъ лице ему украси». Перевод таков: «И дав прокаженному поучение о спасении души, Алипий кистями для краски, которыми писал иконы, помазал ему лицо». Так святой исцелил несчастного от страшной болезни. В современном украинском языке «шар» означает «слой» и имеет к краске непосредственное значение.
Итак, запомним, что церковнославянское слово «шар» в переводе на русский язык означает — «краска».
Все выпуски программы Ларец снов
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.
19 мая. Об отношении к страданиям
Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, жившего за 2000 лет до Рождества Христова.
Об отношении к страданиям, — священник Алексей Дудин.