В честь Богородицы и Девы Марии в Православной Церкви написано множество проникновенных гимнов. Многие из них возникли благодаря трудам великого поэта древности — святого Иоанна Дамаскина. Стоит сказать, что молитвословия в честь Богоматери писались и до него. Но именно святой Иоанн, живший на рубеже 7-8-го веков, составил гимны в честь Девы Марии, ставшие эталоном для последующих поколений церковных поэтов. Дамаскин сочинил молитвословия для всех богородичных праздников. Его перу принадлежат также задостойники — песнопения, которые поются на Литургии вместо молитвы «Достойно есть». К числу задостойников, написанных святым Иоанном, относится, например, тот, что исполняется хором в день Крещения Господня. Это произведение было составлено церковным поэтом после перенесенного им непростого испытания. Иоанн Дамаскин, был очень образованным, утонченным человеком, но уйдя в монастырь, попал в послушание к неграмотному старцу. Тот запретил Иоанну сочинять стихи, писать церковные гимны. Однажды Дамаскин нарушил запрет и навлек на себя гнев наставника. Тот, впрочем, вскоре поменял свое мнение — во сне старцу явилась Богоматерь и призвала его прекратить стеснять талант подопечного. Иоанну вновь было разрешено творить, и он в порыве вдохновения составил несколько проникновенных молитвословий в честь Божией Матери. Одно из этих песнопений звучит в наши дни в праздник Крещения Господня. О содержании молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов.
Задостойник Крещения Господня восхваляет Богородицу и Деву Марию. Причем, Иоанн Дамаскин, рассуждая о подвиге Божией Матери, признается, что человеческий язык, на самом деле, недостаточно хорош для того, чтобы выразить любовь и почтение православных христиан к личности Девы Марии. Более того, даже святые ангелы не способны сделать этого. Тем не менее, святой Иоанн отваживается на подобный поступок. И вот, что у него получается. Послушаем церковнославянский текст задостойника: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси божественную нашу: Ты бо еси христиан Предстательница, Тя величаем».
В переводе на русский язык текст задостойника Крещения Господня выглядит следующим образом: «Никакой язык не в силах достойно восхвалить Тебя, Богородица, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя. Но, как благая, приими веру, потому что любовь нашу Божественную Ты знаешь, ибо Ты предстательница христиан, Тебя мы величаем». Главная мысль этого песнопения выглядит так — православные христиане прославляют Богоматерь за то, что через Нее в мир пришел Спаситель Иисус Христос. Кроме того, мы считаем Деву Марию молитвенницей перед престолом Божиим за все человечество.
Задостойник Крещения Господня звучит не только в сам день праздника, но и исполняется хором в дни попразднства — так называется период из восьми дней, в течение которых Церковь продолжает торжественно отмечать событие Крещения. Всякий раз молитвословие исполняется на Литургии. А теперь давайте послушаем задостойник Крещения Господня в исполнении хора Боровецкой церкви города Набережные Челны.
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.