У нас в гостях были настоятель храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и координатор проекта «Благо» Мария Сергеева.
Мы говорили о том, как проходит сбор гуманитарной помощи в храме, почему «блаженнее давать, нежели принимать», всегда ли оказание помощи — во благо и насколько важно церковное молодежное служение.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
К. Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА — здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона — моя коллега Марина Борисова...
М. Борисова:
— И Константин Мацан...
К. Мацан:
— Добрый вечер... А в гостях у нас сегодня — протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО — добрый вечер!
Прот. Игорь:
— Добрый вечер!
К. Мацан:
— И Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — это проект гуманитарной помощи при храме Александра Невского при МГИМО. Добрый вечер!
М. Сергеева:
— Добрый вечер!
К. Мацан:
— Ну вот, собственно, об этой... О процессе организации гуманитарной помощи, о том, как это сегодня, мы понимаем, важно, и о том, как это может быть реализовано силами конкретного прихода — об этом поговорим. Попросим наших гостей опытом поделиться — потому что опыт сегодня, надо полагать, очень-очень востребованный...
М. Борисова:
— В такие времена, как сейчас, когда обостряется необходимость в помощи, и в ней нуждаются все больше и больше людей — в силу обстоятельств, которые от них не зависят... Много есть волонтерских организаций, благотворительных фондов, много вот есть людей, которые движимы порывом благородным, организуют какие-то свои частные какие-то инициативы гуманитарной помощи...
Но чем в этой ситуации гуманитарная помощь церковная отличается от гуманитарной помощи светской, и отличается ли она вообще?
Прот. Игорь:
— Да, интересный очень вопрос. Вот церковная помощь, светская помощь... Действительно вот так глубинно вы хотите копнуть... Но мне всегда представлялось... Хотелось поговорить о помощи... О том, что часто это воспринимается, что это помощь другому человеку. А на самом деле помощь-то — это себе лично. То есть, помогая другому, ты помогаешь, по большому счету, только себе.
Я хотел бы вот немножечко на этом заострить, потому что человек творится Богом как существо социальное — то, которое не может без общения. Бог творит его, по догматике, для «сорадования». Радоваться вместе с животным, вместе с каким-то прекрасным растением и тому подобное можно, но недолго. По большому счету, это, в общем-то... По мере, скажем так, воодушевления того или иного творения Божьего — начиная от компьютера (...) и заканчивая собачкой — эта радость, в общем-то, она увеличивается...
Да, вот с компьютером меньше радуешься, с животным дольше радуешься... А вот с человеком — то бишь, значит, и с Богом — ты радуешься, можешь радоваться постоянно.
И вот то, что мы называем помощью другому человеку — по большому счету, это помощь мне лично. Я сам, помогая другому, начинаю радоваться. Причем эта радость, она зависит... Не очень хорошее слово я сейчас так употреблю — от правильности помощи другому человеку. Потому что помогать другому человеку тоже надо уметь. И вот нынешние времена — они шлифуют эту помощь. Шлифуют эту помощь, которую мы оказываем другому человеку.
Отличается ли светская помощь от церковной помощи? Я думаю, нет. Ну вот глобально — нет, не отличается. Есть определенные акценты в светской помощи и в церковной помощи. Да, церковная помощь — она говорит о том, что, в общем-то, ты должен полностью себя удалить из этой помощи. Вот мое «я» должно быть полностью из этой помощи удалено. Оно должно присутствовать, «я», где-то в другом месте — на исповеди, еще что-то такое... Но когда ты помогаешь, ты должен помогать всецело другому человеку. И только при этом условии ты можешь как-то помочь себе сорадоваться, выполнить вот эту задачу Божию...
Я бы вот попытался ответить вот так на этот вопрос...
К. Мацан:
— Давайте от общего к частному теперь. Вот мы говорим про проект при храме — проект «Благо». Я тоже немножко, со своей стороны, про него чуть-чуть знаю. И знаю, что там очень интересные цифры. Например вот, в рамках этого проекта первая партия помощи всем, кто пострадал ввиду военных действий, в том числе беженцам, составила 20 тонн, да? Если я не ошибаюсь...
Прот. Игорь:
— Уже 300...
К. Мацан:
— Ну, это всего...
Прот. Игорь:
— Да, всего...
К. Мацан:
— А вот первая просто... Первый порыв — это очень немало! При этом храм Александра Невского — он, конечно, не маленький приход, но это вот приход, вот такой вот обычный, в хорошем смысле слова стандартный, нормальный приход. То есть, силами, в принципе, не очень большого количества людей удалось собрать 20 тонн. Ну даже вопрос не «как вам это удалось», а что это говорит о людях и о ситуации? Как вы сами к этим цифрам отнеслись, когда поняли, что все так?
М. Сергеева:
— Ну на самом деле, мне кажется, в этот момент мы вообще никак не отнеслись. Нам это показалось очень мало, потому что нам сообщили, что очень много беженцев поступило... На тот момент это был Белгород — он принял один из первых из Харьковской области, из Харькова беженцев. Все отели были загружены — ну и это как капля была в море, когда мы ехали...
Как мы это все собрали? С помощью Божией...
К. Мацан:
— Хороший ответ! Можно, в принципе, программу на этом завершать... (смеются) Или к другим темам переходить...
М. Сергеева:
— Ну потому что на тот момент просто начали звонить — не то что там... Приход, не приход, православный, не православный человек — просто начали объединяться все те люди, которые начали сопереживать происходящему, которые не были равнодушны. И каждый ставил себя на их место и представлял, что — а вот если это здесь было бы? Что бы мы сейчас делали? Сидели бы мы на месте?
Да, и собственно говоря, мы таким образом и объединились. И поэтому в данный момент это называется «проект», потому что он объединяет абсолютно разных людей — разные религии, разные компании, просто бабушка, которая вяжет носки... То есть, это объединение абсолютно нас всех. Потому что сейчас, мне кажется, эта ситуация касается абсолютно каждого. И каждый должен задуматься, что он вообще делает, и куда он дальше движется в этой жизни...
М. Борисова:
— А из чего эта гуманитарная помощь состоит?
М. Сергеева:
— Она состоит, опять же, из абсолютно разного — каждый делает то, что ему по силам, да, то есть как бы... Либо это, действительно, носки, которые бабушка связала; либо, если это крупная компания, которая там производит то же самое какао, и передает; либо это люди, которые закупают что-то для военных...
То есть, у нас полностью охват — от минимального, да, стараемся до максимального возить груз... То есть, он абсолютно разный, поэтому абсолютно разные люди подключены к этому проекту...
М. Борисова:
— Ну вы занимаетесь только сбором, или распределением тоже?
М. Сергеева:
— Это тоже очень интересная тема — для меня, по крайней мере, потому что мы сами доезжаем до точек, мы сами лично передаем в руки... И как мирным, так и военным — со всеми мы общаемся, и обязательно получаем эту обратную связь, и стараемся привезти сюда и показать, что там... То есть, мы доносим, наверное, то, что многое не увидишь — в связи с тем, что это такое... Передается сопереживание — мы его стараемся принести сюда, привезти, показать людям...
М. Борисова:
— А как вы узнаете, где что нужно? Ведь это же... Хорошо, обратная связь — когда ты уже приехал-пообщался, приехал сюда и рассказал. А когда ты туда что-то везешь — ты должен знать, кому ты везешь и что ему нужно...
М. Сергеева
— Ну, мне кажется, здесь же как раз и есть, что и там же люди объединяются... И они начинают как бы между собой передавать информацию, что вот привезли груз, и пытается выйти администрация разных городов и поселений, то есть как бы... и просто мирные жители выходят на связь...
Ну то есть, здесь это вот то же самое, знаете, как... Был у меня один такой момент, когда собрался груз — но его собралось больше, чем мы планировали... И я думаю: там, наверное, уже запланировано — вот куда я этот груз? И вот прошло буквально минут 20 — и мне пришел звонок... Вообще люди там сообщили, что они через каких-то людей вышли...
И оказалось, что это одна из деревень, которая на протяжении там... Это уже было... Порядка 13 поездок у нас прошло, уже было около трех месяцев после начала спецоперации, вот этой всей истории... И вот как выяснилось, мимо них вся гуманитарка проходила. Мы же не одни-единственные, кто ездил...
И, собственно говоря, мы туда отправили этот груз. И они там были просто вот действительно искренне рады. Потому что они все время говорили, что о них все забывали — все всё время мимо них проезжали. Да, потому что они в стороне, там очень много мин, все боятся, все едут на большие города...
Ну вот как-то вот такими случаями, мне кажется, все происходит. То есть как бы это вот... мы объединяемся — та сторона, эта сторона; потому что все мы братья, все сестры, у всех там родственники находятся...
Прот. Игорь:
— Вы знаете, вот проект — действительно здесь надо говорить, наверное, о проекте и таком, можно сказать, братстве даже — он постоянно приобретает какие-то новые формы. Вот сейчас при храме, буквально вот за эту неделю, мы неожиданно собрали людей, которые готовы шить одежду. Сейчас зимняя пора — теплая одежда...
И в общем-то, можно купить какую-то теплую там одежду — там, я не знаю, рубашки какие-нибудь и еще что-то такое. К примеру, одна за 500 — ну, если найти 500. А если самостоятельно начать шить, то можно вполне там 5 рубашек сделать.
И у нас давно были закуплены машинки для нашей воскресной школы — мы хотели открыть швейный кружок, потому что это всегда пользовалось популярностью. Но вот они стояли — и мы даже не знали, зачем. И вдруг неожиданно одна женщина сказала: «А я могу раскроить». Другая говорит: «А я могу сшить». Таких, которые сказали «Я могу шить» — их оказалось очень много. И вот при храме будет организовано...
И вот таких, скажем так, желаний людей хоть чем-то помочь другому очень много. А как вот мы распределяем — я тоже хотел сказать. Во всех, скажем так, зонах есть храмы, есть социальные службы, которые в курсе абсолютно всего. То есть вот, мы там возим куда-либо — везде есть представитель того же «Милосердия», которое возглавляет владыка Пантелеимон Шатов, через них, в общем-то, очень много действует...
И вы знаете, мне вот довелось, в общем-то, побывать в... Ну вот я могу рассказать про Северодонецк. Мы ехали с отцом Александром из Луганска на том автобусике, который социальная служба Москвы передала ему для того, чтобы он там, в общем-то, оказывал помощь — и этот автобусик «Форд Транзит» грузоподъемностью 2000 тонн был полностью забит такими там пяти-, шести-, семикилограммовыми пакетами, которые вот мы собираем — полный набор продуктов, ну и каких-то необходимых, в общем-то, вещей.
И вот мы куда-то приезжали, к какому-то разрушенному дому, к нам выходили мирные жители, мы все это раздавали... А когда оставалось уже мало, из окна — мы ехали на автобусе отец Александр открывал кто шел — приветствую тебя возьмешь пакетик? Он говорит: возьму... А можно мне еще — там такая старушечка живет... Мы даже на ходу из окна раздавали вот эти пакеты.
То есть, на местах духовенство и в общем-то те волонтеры которые там присутствуют — они в курсе в общем-то всех событий кому что нужно. Но я хочу опять повториться — для меня это очень важная тема. Помогая другому, ты помогаешь себе. Это интересный процесс!
Ведь апостол так и говорит: «Блаженнее давать, нежели брать». И когда ты начинаешь вот что-то от себя отдавать — Господь тебя никогда не забывает! Кто-то скажет: о, вот чем отличается светская благотворительность от церковной — у них есть корыстный момент!
Правда, они не знают, что такое «Господь не забывает», и как Господь посещает... В общем-то, да — здесь тоже большой такой вопрос, о посещении Бога. Готов ли ты к этому? Но все равно вот, выстраивание богообщения именно через благотворительность, помощь другому человеку — это кратчайший путь ко Господу, поверьте...
К. Мацан:
— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» (это проект гуманитарной помощи, организованный при храме Александра Невского при МГИМО), сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
Отец Игорь, а вот есть ли принципиальная разница — помогать руками или помогать деньгами? Вот человек может не иметь там времени, например, но вот он там денежку переводит; а может там, не знаю, наоборот — денег нет, но приедет там поднимет, донесет, не знаю, помоет, что-то там подметет и в чем-то там поучаствует... И мы часто так вот находимся в ситуации выбора, как — так или так, если невозможно и то, и другое сделать. А вот есть разница? В чем?
Прот. Игорь:
— Мне кажется, есть разница. Все-таки помощь денежкой — это, ну, скажем так, то, что не всегда тебя цепляет за душу. Вот это — то, что ты как бы должен как бы совершить, и ты совершаешь, даже если это очень серьезный какой-то вклад. Говоря о серьезности, я не говорю о цифрах — серьезность я говорю о пропорции к твоему бюджету. Даже если это такой серьезный вклад.
А вот когда ты начинаешь что-то делать руками, вы знаете... Ну не даром же, в общем-то, такое тактильное воспитание, в общем-то (смеется) — я не буду более подробно об этом говорить — оно лучше доходит, в общем-то, до мозгов и составов.
Но помощь — она такова, что здесь невозможно разделить, на самом деле. Вот я наблюдаю, допустим, преподавателей МГИМО, которые собирают помощь вот у нас там на складе — и вы знаете, я так поражаюсь! Я вот на них смотрю, и мне кажется: ну им же, наверное, легче было бы там, не знаю, чего-нибудь... Организовать своих студентов за определенную оценку и отправить — но такого не случается, они сами приезжают и делают. И для меня это — особая помощь, вот особая.
Я считаю, что когда ты начинаешь помогать своими руками, потом ты начнешь вот и финансово помогать...
М. Борисова:
— Когда случается что-то экстраординарное — какое-то бедствие, эпидемия, что-то такое, на фоне чего люди объединяются для того, чтобы помочь пострадавшим — бывает так, что все усилия, которые в обычное время распределены более или менее равномерно, направляются в одно русло.
А что с остальными нуждающимися в помощи в этот момент происходит?
Прот. Игорь:
— Да, это печальный на самом деле вопрос и наисложнейший вопрос. Здесь разные есть, скажем так, сложности. Ну, к примеру, при нашем храме мы тоже помогаем, допустим, бездомным. Есть организация «Ной», в которой находится сейчас 1200 человек. И естественно, большая часть помощи, которая была направлена к, допустим, бездомным, да — она сейчас была переадресована вот именно на пострадавшие районы, на людей из этих районов, и так далее. И конечно, мы сейчас переживаем очень бедственное состояние вот среди этих бездомных людей, пытаемся не забыть...
Да, Вы подчеркиваете эту, скажем, проблему. А вот мы, координаторы, должны это учитывать в полной мере, абсолютно в полной мере...
Мы только что вышли из карантина — вот несколько лет карантина у нас, в общем-то, было, во время которого тоже очень интересно проявлялась эта помощь. То есть, вспомнили о всех тех, о ком, в общем-то, не помнили в благополучные времена. Кто ходил, кто не ходил... И, скажем так, география прихода — она очень сильно расширилась именно в этот период, когда приходы стали помогать всем тем, кто, в общем-то, в благополучное время не мог прийти в храм, о ком, в общем-то, забывали.
Но вот сейчас тоже мы не должны о таких людях, в общем-то, забывать. Здесь Вы абсолютно правильный вопрос задали, и его надо постоянно поднимать...
М. Борисова:
— А насколько дети прихожан участвуют в этом?
Прот. Игорь:
— Вы знаете, вот насколько... Да, это интересный вопрос — насколько это значимо, весомо в общем смысле гуманитарной помощи с материальной точки зрения — это, в общем-то, такое... никакая помощь, можно сказать. Но с духовной точки зрения дети делают намного больше, чем, в общем-то, мы — взрослые. Чем мы, которые собираем гигантскую помощь и тому подобное.
Опять же, приведу простой пример — мы когда ездили с Корчевниковым Борисом Вячеславовичем, тоже вот снимали фильм, который скоро должен выйти на экран «Спаса», по Луганской и Донецкой области — мы также, в общем-то, возили гуманитарную помощь, и среди этой гуманитарной помощи были детские рисунки и детские письма.
И приехали брать гуманитарную помощь — одежду, сапоги какие-то, в общем-то, военные, с передовой... А они, по большому счету, и не открыли эти мешки вещевые, не посмотрели — просто перегрузили в машину... Но сразу открыли детские рисунки, детские письма. И где-то даже, если я не ошибаюсь, у Корчевникова выложено в соцсетях, как здоровенные мужики, знаете там, опаленные ветрами, с въевшейся грязью, читают эти письма и плачут...
Знаете, для меня это было вот просто поражение! То есть, они не открыли там: «ой, а что мы сегодня поедим вечером», «ой, а что мы будем носить», или «насколько там подходит», и так далее и тому подобное. Письма детские! Я был поражен... Я к этому всегда относился так, знаете — это духовно-патриотическое воспитание нашего подрастающего поколения будущего, и тому подобное. А здесь все по-другому...
К. Мацан:
— Мария, а поделитесь Вашими личными впечатлениями от всего этого процесса — и сбора, и доставки... Не знаю, насколько Вы глубоко к тем местам, куда уходит помощь, доезжаете...
Вот мы буквально на днях с отцом Игорем говорили, и отец Игорь такую фразу произнес, что вот на складе, где фасуется помощь руками прихожан, как-то это впечатляет — вот смотришь и впечатляет... Я еще Вас спрошу, что там впечатляет...
Мария, а Вас что во всем этом впечатляет, вот что в сердце теплом отозвалось?
М. Сергеева:
— Ну у меня... Что у меня отозвалось... Хороший вопрос...
К. Мацан:
— А мы вообще плохих не задаем вопросов... (смеются)
М. Сергеева:
— Очень много что отозвалось. Ну наверное, что меня поражает в этой ситуации, так это что... В общем, на днях у нас как раз была расфасовка перед выездом... И что меня в этой ситуации поражает — что может стоять человек, у которого крупная компания, которая может, действительно, нанять каких-то своих сотрудников, пригласить; но он стоит сам перебирает вещи. И рядом с ним стоит вообще абсолютно другой человек — там та же самая бабушка, которая пришла тоже помочь перебрать...
И поражает то, насколько они в этот момент друг к другу с любовью относятся, друг другу стараются помочь. И там нету разницы, которую ощущаешь очень часто, когда в городе едешь, и так далее. Здесь эти все грани стираются. Для меня это, наверное, самое главное — что мы забываем о себе, а думаем о других, о ближнем сейчас...
К. Мацан:
— Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, что сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» — протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — это проект гуманитарной помощи, организованный при храме Александра Невского при МГИМО. В студии — Марина Борисова и я, Константин Мацан. Скоро вернемся, не переключайтесь.
К. Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, еще раз здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня в гостях — протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — это проект гуманитарной помощи при храме Александра Невского при МГИМО. Мы продолжаем наш разговор...
Отец Игорь, ну я уже анонсировал свой вопрос — а Вас что так впечатлило? Вот на том складе, где руками прихожан и, может быть, всех неравнодушных собравшихся вокруг людей происходит вот та самая помощь руками — фасовка и подготовка к отправке гуманитарной помощи?
Прот. Игорь:
— По большому счету, ничего...
К. Мацан:
— Хороший ответ! Следующий вопрос, пожалуйста... (смеется)
Прот. Игорь:
— Да, по большому счету, ничего. И я попробую это объяснить. Потому что вот что в храме, когда я выхожу на амвон, что на этом складе — я вижу те же лица неравнодушные, которые — простите, пожалуйста, но — я привык видеть! Я привык видеть сострадание в этих глазах. Я, может, не могу привыкнуть к страданиям; а вот сострадание я привык видеть, и для меня это совершенно нормальная такая среда.
На этом складе, знаете вот... Причем склад очень интересный тоже. Доброе отношение там тех людей, которые владеют этим складом — у них там стоят холодильники, стоят, в общем-то, мобильные телефоны, здесь же лежат эти вещи, банки — мы там это все разбираем... Они свободно доверяют нам, хотя, в общем-то, у них там все очень строго и тому подобное — потому что они видят, какие люди приехали и для чего они приехали: вот те, которые, в общем-то, наоборот — еще туда свое привнесут.
И так, в общем-то, оно и есть. Люди не просто там приехали расфасовать — они увидели, что... А, вот здесь чего-то не хватает — раз, попросили машину, поехали в какой-то там близлежащий магазин, докупили на свои средства и доложили. То есть, вы знаете... Меня вот не поражает милосердие наше. Потому что оно есть, мы постоянно среди него — и слава Богу.
Меня всегда поражало равнодушие людей. Когда человеку говоришь о чем-то, а он не откликается. И ты всегда думаешь: ну, наверное, ты чего-то не так, в общем-то, понимаешь... Вот, наверное, ты что-то не то делаешь... Вот равнодушие — оно всегда поражает. А милосердие — слава Богу, что вот у нас оно есть.
Кстати вот, кто-то скажет, что... А, вот наступили трудные времена — и вы объединились... Да нет, в общем-то — всегда это было какое-то единение на приходе. Ну по крайней мере, мне всегда так, в общем-то, казалось...
Я очень люблю свой приход, на самом деле. Я люблю своих прихожан. Именно потому, что они вот совершенно необычайны... совершенно необычайны! Ты только о чем-то подумаешь... Я как настоятель очень безалаберный, да...
К. Мацан:
— Я как прихожанин не соглашусь с этим тезисом...
Прот. Игорь:
— (смеется) Спасибо большое, что утешаете... К примеру, мы никак не можем вот этот сбор гуманитарно помощи поставить на какой-то... вот заранее объявить — у нас всегда получается как-то накануне. И всегда — все откликаются! Кто-то берет выходной, отгул у себя на работе. Есть студенты — не надо этому подражать — которые прогуливают; прогуливают, но потом наверстывают... И такое есть...
К. Мацан:
— Просто их преподаватели там же в это время на складе фасуют...
Прот. Игорь:
— (смеется) Нет... Летом меня поражало, что было много школьников — и это, честно говоря, очень приятно смотреть. Блаженны те родители, которые, в общем-то, воспитывают именно через такие мероприятия своих детей. Это у них отложится навсегда.
Помню, как-то со школьниками расфасовали тысячу, кажется, вот этих наборчиков. Тысяча наборчиков — ну, чтобы каждый мог представить, это примерно... Вот я уже говорил, что там 6-7-8 килограмм веса, и набор — там по несколько банок тушенки, макароны... То есть, там перечисляется, ну, наверное, наименований 13-15. И вот дети в большинстве своем — ну, там несколько человек, человек 15 что ли было, да — вот тысячу таких наборов сформировали. Вы знаете, для меня это вообще было... Это святые наборчики, можно так сказать, в общем-то...
К. Мацан:
— А вот Вы упомянули, что кто-то скажет, что «вот наступили трудные времена, и вы ввиду этого объединились». А Вы реально с таким скепсисом сталкивались? Я так спрашиваю, потому что мне представляется, что нет ничего плохого или стыдного, что ввиду тяжелых времен люди объединяются.
Более того, вот те, кто занимаются социальной работой, социальными проектами — уже просто не раз рассказывали у нас в студии — что вообще одни из точек роста, скажем так, гражданского общества — это люди, которые вокруг проблемы объединяются.
Там... У родителей болеют дети одинаковыми болезнями — возникает фонд вокруг этих родителей, которые знают, как помогать. То есть, люди видят проблему, находят тех, у кого такая же проблема была, и вот объединяются, и вот возникают большие социальные проекты вокруг этого...
Откуда вот эта критика, этот скепсис может браться, как Вам кажется?
Прот. Игорь:
— Эта критика, в общем-то, берется, мне кажется, из очень простого — нужно как-то оправдать свое бездействие, или невозможность, нежелание, в общем-то, в данный момент как-то помочь — и естественно, это надо подвергнуть какому-то сомнению...
Это всегда больно как-то ранит, но я не вижу в этом ничего... Хорошо, если человек задает вопросы — если это действительно искренне... да даже если не искренне — то значит, он над этим думает. Значит, у него встают вопросы... Есть же такое мнение, что человек жив, пока у него есть вопросы. Когда он перестает задавать вопросы, он умирает...
М. Борисова:
— Я позволю себе...
К. Мацан:
— Вопрос...
М. Борисова:
— (смеется) Не согласиться... Или согласиться не со всем... В свое время владыка Пантелеимон Шатов в одном из интервью сетовал на то, что организовать помощь в кризисных ситуациях легче, чем организовать паллиативную помощь. Когда люди вынуждены годами, иногда десятилетиями помогать — в монотонном таком режиме, но главное, постоянно — потому что люди, нуждающиеся в этой помощи, никуда не деваются, они в этом состоянии пребывают долго.
И он говорил, что это самая сложная задача — организовать людей, вот подвигнуть их именно на долговременную помощь, на долговременное пребывание в состоянии помощи. Поэтому, может быть, те, кто задают такие вопросы, не совсем неправы...
Прот. Игорь:
— Может быть, да, не совсем неправы... Вот Вы упомянули паллиативную помощь — она действительно имеет такое очень длительный, пролонгированный период времени. И человек когда пребывает в каком-то, допустим, состоянии... в состоянии помощи — он к этому привыкает, это для него становится обыденным, и у него даже может быть какое-то профессиональное, не знаю, выгорание, да, в этом плане. То есть, он привыкает.
И какие-то кризисы его должны, наоборот, как-то взбодрить. То есть, нам эти кризисы просто необходимы. Вот лично мне нужен какой-то кризис, чтобы меня из такого благодушного доброго, знаете вот, старческого состояния на приходе сделать опять активным молодым человеком. Иначе я там загнусь...
Я согласен с владыкой Пантелеимоном. Он в этом плане — я не побоюсь этого слова относительно него — он профессионал. Он профессионал в милосердии, и ему, естественно, надо доверять в этом слове...
К. Мацан:
— А я вот постараюсь сейчас ложку меда добавить. Я как-то в свое время для журнала «Фома» делал интервью с англичанкой из Лондона, которая занимается там социальными проектами, причем в очень такой интересной специфике — она сотрудница того, что мы бы назвали муниципалитетом, или управой района. И занимается работой конкретно с волонтерами в этом районе.
И там у них вот прямо, как она рассказывала, расписаны программы, и вот есть окошко, куда можно обратиться — вот человек приходит и говорит: «Я вот хочу поволонтерить. — Вот, пожалуйста, Вы что умеете? — Я айтишник. —Вот бабушке на 7 этаже нужно интернет настроить, и пожалуйста, каждую неделю проверяйте, чтобы все работало»...
И люди постоянно просто, как бы вот мы сказали, в контакте с местными властями этим занимаются. Это такая работа, поставленная на поток. Но кстати ведь, у нас сейчас... Мы тоже к этому движемся — потому что это, видимо, мировая тенденция...
Вот у нас же есть национальный проект «Образование», и благодаря этому проекту сейчас создана, в общем-то, эффективная система поддержки волонтерства. И есть сайт, называется добро.ру — и вот все желающие стать волонтерами там могут легко зарегистрироваться, выбрать сферу, в которой хочется приносить пользу, и дальше по мере сил в свою меру в этом развиваться. Это, мне кажется, очень тенденция правильная...
Отец Игорь, я Вас вот о чем хотел спросить, более в личном плане. Я помню, Вы в одном интервью не так давно Вы рассказывали о том, какие внутренние размышления у Вас породил опыт общения с человеком, который регулярно просит помощи рядом с храмом. Вот с одной стороны, человек помощи просит, и вроде в Евангелии — Вы так сказали, и я это запомнил — там сказано «просящему дай», и нет ограничений и дополнительных условий...
То есть, не говорит Господь: «Дай просящему, если ты уверен, что он не пропьет», или «дай просящему, если ты уверен, что это пойдет ему во благо». В общем-то, призыв Христа очень абсолютен и прост в этом смысле. Но практика жизни показывает, что человеку можно навредить помощью, если она в какой-то ситуации вот так оказывается: вот человек просит денег на паперти, ему жертвуют — а он их пропивает, и в общем-то, в своем образе жизни продолжает пребывать.
А вот как Вы сейчас эту ситуацию чувствуете? Как Вы ее в себе, если угодно, преодолели, и преодолели ли? Вот что сейчас в сердце?
Прот. Игорь:
— Да, Евангелие очень четко говорит, Священное Писание, что надо помогать всем, всегда и везде — то есть, вот такой принцип. У святых отцов мы встречаем дополнительное — я не хочу... я раньше думал, что это противоположное, или второе мнение, да, но — это дополнительное: «Пусть милостыня твоя запотеет в руке твоей». То есть, Василий Великий об этом говорит — не сразу ты должен как-то вот броситься на то, чтобы помочь этому человеку...
Вы привели пример, который действительно, в общем-то, развивается у нас перед глазами. У нас около храма есть бездомный, который сам азербайджанец, в общем-то, депортированный несколько раз, я так понимаю, из страны, прибежавший обратно — поэтому у него нет никаких документов, и так далее, и тому подобное... Он не крещеный человек, он не крещеный человек... Но очень сильно пьющий...
И вот такое «милосердие», которое проявляют наши прихожане, о котором я постоянно говорю — они его обязательно загонят в гроб... Ну то есть, он на пути к этому... Он на пути к этому, да — то есть, он допьется до того, что он помрет...
Отменяет ли это принцип «всем, всегда и везде»? Нет, не отменяет. Потому что помочь ему надо. И нельзя сказать... Вот я не могу сказать... Мы его устраивали там и жить при храме, мы пытались его устроить в «Ной» — а там надо не пить и работать. Проблемы, видите, в общем-то, серьезные, чтобы он там не задержался... И я не могу сказать, что «все — я вот умываю руки, я больше помочь ничем не могу, весь спектр услуг я ему предложил — он не выбрал». Значит, не все я ему предложил, раз он, в общем-то, еще там находится.
Но это не значит, что я должен ему каждый раз, в общем-то, подавать — со слезой, без слезы на глазах — потому что это загонит его в гроб! Я вообще считаю, что если ты не знаешь человека, то финансово ему помогать нельзя. Вот просто категорически нельзя. Потому что ты можешь явиться не милосердным человеком, а человеком, который погубит его.
Ищи другие, в общем-то, формы помощи, ищи по-другому как ты можешь помочь. И если ты не оказываешь ему добро — значит, ты оказываешь ему зло. Но деньги — это не всегда добро, в данном случае. Это чаще, в 99% случаев это зло — вот когда мы подаем вот так бездомным. Кто-то скажет: «Не мое дело, пусть Господь с ним Сам разбирается»... Мы и так Богу создаем кучу проблем! Ну зачем еще создавать ту проблему, которую мы можем не создавать?
М. Борисова:
— Но ведь это, наверное, касается не только денежной помощи. Существует масса проектов, которые собирают вещи для бездомных, или которые собирают какие-то подарки в детские дома... С чем приходится сталкиваться — в последнее время люди, которые занимаются этим вплотную, говорят: вот бездомным теперь можно собирать только новые вещи, или вещи такие, которые, в общем, в принципе, такие достаточно дорогие, а вот просто какую-то поношенную вещь они еще и не возьмут. Или там в детский дом можно привозить только новые гаджеты, а какие-то дешевые или бывшие в употреблении там тоже не принимают...
Получается какая-то абсурдная ситуация. Существует большое количество бедных людей, которые каждый день решают проблему, что им на первый план, выходит — купить еды или купить там ребенку новые ботинки... Такие люди есть, они всегда были и, по-видимому, всегда будут... Но вот эта вот гипертрофированная помощь каким-то определенным категориям превращается как бы в свой антипод. Потому что, мне кажется, это только развращает, смысл помощи меняет знак...
Прот. Игорь:
— Абсолютно согласен с Вами. Я бы сказал более сурово в данном плане: я вообще против кормления бездомных на улице, на вокзалах. Против. Кто бы мне чего ни говорил — против. Да, есть определенные периоды жизни, когда это очень необходимо — ну, допустим, пандемия, да. В данный момент времени — да...
У нас есть куча организаций, которые могут помочь бездомному по-настоящему. Но вот раздача одежды, кормление на улице — пусть это звучит как-то ненормально — это продлевает их пребывание в состоянии именно бездомности. Я ни в коем случае сейчас не осуждаю те организации, которые, в общем-то, этим занимаются...
Но могу привести пример. Одна из крупнейших таких благотворительных организаций — я не буду сейчас называть в эфире, но просто пусть вот наши радиослушатели, скажем так, поверят — очень долго «наезжала» и распространяла разные фейки про «Ной» — что это организация, которая «зарабатывает на бездомных» и тому подобное, пятое-десятое — потому что мы постоянно с ними конфликтовали из-за кормления на улице, из-за кормления в городах... И так далее и тому подобное.
Но как только эта организация открыла у себя небольшой дом помощи бездомным, куда они могли принимать бездомных на какой-то срок там, на месяц, на полгода, на год — они сразу стали нашими сторонниками! Они сказали: «Слушайте, мы этого просто не видели и не понимали!». Говорят: «Какой вред мы наносили тем, что кормили людей на улице!», — вот просто... Причем — это просто такая ремарка — они кормили людей на улице около своей организации; и когда им предлагали местные жители кормить в своих домах и дворах, они отказывались это делать — вот это тоже, кстати, показатель...
Но Вы знаете, я хотел бы вот сейчас, воспользовавшись этой темой, уйти в очень важное направление такое — профессиональное милосердие, профессиональную помощь людям. Что это такое? Вот Маша — она как человек молодой такой вот, горящий — она прекрасно... и давно, кстати, занимающийся помощью, занимающийся молодежью — она вот сейчас, скажем так, начинает меня «душить» как настоятеля в том, что, говорит, надо объединяться. Надо, говорит, в волонтеров набирать, приглашать людей, которые хотят помогать! Это то, о чем вот сейчас... Константин начал, скажем так, эту тему, и я вот хотел бы ее дальше так продолжить... Ведь она — именно волонтерская тема, молодежная волонтерская тема — она очень интересная...
К. Мацан:
— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — проекта гуманитарной помощи, организованного при храме Александра Невского при МГИМО, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Итак, молодежная волонтерская тема, которая очень интересная...
Прот. Игорь:
— Что это такое? Это вообще необходимая организация в жизни любого человека, где он может проявить себя в виде подвига. Молодым людям необходим подвиг. Очень необходим...
Ну, Константин, Вы знаете по своему любимому вузу, что, в общем-то, может быть, сорганизовать кого-то на какие-то дополнительные там лекции, встречи и тому подобное сложно, но если вот бросают призыв поехать в детский дом...
Вот совершенно замечательная история была, есть и продолжается у МГИМО с Кондровским детским домом. Там запрещалось, скажем так, привозить подарки, какие-то тортики и так далее детям. Сначала ты должен был туда приезжать как волонтер и начать общаться с детьми. Это очень правильно! Никаких новых гаджетов, никаких там подарков, и так далее и тому подобное... Детям нужно общение! У них все потом будет свое... И только спустя какое-то время тебе разрешалось там привезти какую-то сушку, баранку, пряник и тому подобное...
К. Мацан:
— А можно я тоже добавлю два слова... Потому что вот у отдельных ребят из МГИМО вот эта дружба с Кондровским детским домом переросла в то, может быть, вообще самое главное, ради чего все это делается — это такое полное сопровождение и социализация этих ребят и в будущем, когда они уже стали подростками, взрослыми. То есть, помощь, чтобы они получили образование, жилье и стали вот такими полноценными самостоятельными членами общества, это и юридическая помощь, и, наверное, финансовая тоже... И такая поддержка человеку, у которого старшего товарища нет — а вот в лице ребят из МГИМО просто появились такие прямо старшие друзья, которые вот за руку берут и в ж вводят. Это вот такой результат, к которому, мне кажется, такая помощь в идеале всегда до стремиться...
Прот. Игорь:
— Это вы сейчас говорите прямо словами Марии. Я уже это слышу в сотый раз, наверное, и наконец-то они до меня доходят. (смеется) Вот поэтому, пользуясь совершенно замечательным Радио ВЕРА, я приглашаю всех, кто, в общем-то, в этом как-то заинтересован...
К. Мацан:
— А можно я тогда спрошу Марию в этом смысле... Потому что вот даже тот пример, который я привожу сейчас — я конкретно знаю человека, имя-фамилия, с которым мы ездили в детский дом, и вот сейчас у него, в общем-то, на его совести (в хорошем смысле) несколько ребят, которые вот так вышли в жизнь самостоятельную...
Но о чем я хочу спросить? Ведь эта история — она не может быть, скажем так, массовой. То есть, это один человек, вот взрослый волонтер, в принципе, может с собой в жизнь повести... ну сколько там... одного-двух людей. То есть, это очень близкие отношения. Это не то, что вот один человек таким широким жестом людей за собой ведет — это штучная история...
И, видимо, поэтому людей нужно очень много на это. А вот как Вам кажется, это может стать массовым — вот такое вовлечение глубокое, до конца, до корней? Что Вы об этом думаете?
М. Сергеева:
— Ну, мне кажется, это вообще должно быть, это должно становиться массовым, особенно в наши времена. Сейчас вот, если мы вернемся к теме, какая у меня была идея, и есть она — и уже много кто ее поддержал, и готов, и уже составляются списки людей... Сейчас стоит задача у нас такого массового характера: здесь очень много кто не пошел воевать (ну, в силу обстоятельств, не призвали, еще что-то), но они хотят что-то делать. Они хотят быть героями, они не могут сидеть равнодушно и смотреть за всем происходящим...
И есть молодежка в Луганске, есть молодежка в Донецке, которая тоже сидит, и у них нету связи с молодежкой, которая здесь находится. И задача здесь стоит именно объединиться и друг другу помочь. И всех желающих, кто туда готов поехать и, ну, себя проявить в качестве героя того же — помочь тем же самым бабушкам заколотить окна... Потому что там сейчас, в данный момент, ну, молодых ребят очень мало осталось, и им нужна эта помощь, да, то есть как бы...
И наоборот — тех, кто там сидит в Луганске, привезти сюда, их как бы поддержать, показать, что мы их здесь все ждем, и все как бы сопереживаем и поддерживаем в сложной ситуации, ну то есть... И мне кажется, задача здесь такая, что это в принципе должно быть массовым — мы должны друг другу помогать...
Ведь не все материальное — оно радует душу именно, затрагивает душу, закладывает туда добро и любовь. В наше время очень много людей, которые не чувствуют любовь — от соседа, да, то есть, просто даже... Даже внутри семьи сейчас очень мало любви. И мне кажется, через это как раз мы сможем родить эту любовь заново. То есть, у кого в сердце это сейчас как пустота...
М. Борисова:
— Ну мне кажется, что здесь есть подводный камень, на который мы не обращаем внимания. Вот все, о чем вы говорите — и Вы, Маша, и Костя — требует помимо желания, помимо горения сердца и стремления помочь еще и умение — чтобы не навредить. А для этого нужно учиться. Для этого человек, который хочет помогать, должен сначала научиться помогать, чтобы не навредить...
Прот. Игорь:
— Абсолютно Вы правы. Поэтому вот волонтерское движение — оно и создается... То есть, объединяются люди вокруг тех, кто, в общем-то, знает, как организовать ту помощь, то милосердие, которое является настоящим милосердием, а не просто вот самочинным...
Вот мы же с вами... Вот Костя привел пример нашего бомжа, да — ведь помощь ему, вот личная помощь, да — это самочинный вред! Который, как мне кажется — что вот я исполняю заповедь Христа; а это не так. Это не так...
«Всем, всегда и везде» — это не значит, что вот у меня нет времени, и вот я сейчас ему подал — и вот я выполнил заповедь Христа. И это не значит, что волонтер, который решил помогать, знает, как это делать. И если он приедет и переведет там бабушку 10 раз через дорогу — что он сделал доброе дело, помноженное на 10. А если ей не надо через дорогу переходить — зачем он это, в общем-то, делал?
К. Мацан:
— Был такой «Ералаш» старый...
Прот. Игорь:
— Ну в общем, да, «Ералаш»... А у нас же это сплошь и рядом, поверьте! То есть, мы навязываем: «Я тебя люблю, и ты эту любовь должен принять, — вот именно такой тональностью, — вот, и должен мне сказать спасибо»... Не-не-не-не-не! Подожди-подожди, подожди...
И волонтерское движение — чем оно хорошо, и чем хорошо молодежное волонтерское движение? Что там научают этому милосердию. Мы иногда слышим вот, допустим, жалобы на сотрудников владыки Пантелеимона, да — что вот они там жесткие, и тому подобное. И думаешь: ну надо же, ну как же это так...
А потом, когда разбираешься: это необходимая жесткость — в том, чтобы оказать человеку помощь! Это просто необходимо! Они профессионалы. Они знают, как тебе помочь, а не как тебя, в общем, разбаловать и тому подобное. И ничего в этом страшного и ужасного нет. Помощь должна быть помощью, а не чем-то там другим... Исполнением моих каких-то желаний...
К. Мацан:
— У меня есть свой пример такой самочинной помощи. У нас тоже недалеко от храма сидят иногда люди и просят милостыню. И как-то мы с ребенком после службы зашли в магазинчик, там продавались пирожки. Я думаю: как хорошо, сейчас будем выходить — куплю пирожок еще и вот этой бабушке, которая там сидит. И я, в общем-то, раздуваясь от собственной гордости, от того, какой я милосердный — еще и ребенку пример подаю, какой я вообще молодец...
И мы, значит, проходим, и этой бабушке даем — и она этот пирожок принимает, вижу, без какого-то энтузиазма... Потому что у нее за спиной сумка, и там — 10 этих пирожков, 20! Потому что каждый прихожанин, видимо, решил, что это очень хорошая форма — не деньгами, а пирожками. И, в общем-то, если она все эти пирожки съест — там понадобится врач... Поэтому вот надо быть аккуратнее...
Прот. Игорь:
— Да, да... Так что вот, все-таки возвращаясь к такому молодежному волонтерскому движению — я вот хочу призвать всех, кто желает — вот обращайтесь в храм. Давайте загрузим по полной нашу Машу этим новым ее горением... И я думаю, что мы, в общем-то, получим большую пользу. А вот, Маш, а вот сколько Вы раз уже съездили с гуманитарной помощью?
М. Сергеева:
— Ой, если честно, я уже, наверное, перестала считать в последнее время... Наверное, более 18 раз...
К. Мацан:
— Живете в дороге, по сути...
М. Сергеева:
— Да...
Прот. Игорь:
— И вот я тоже ездил с Марией несколько раз... Знаете, что меня поразило в Маше? Она все время плачет там! Вот мы там приезжаем, допустим, в пункт помощи беженцам, и смотришь на нее — а у нее слезы на глазах. Она оттуда возвращается, она что-то рассказывает — и у нее слезы на глазах...
Вот такой волонтер — он никогда (ну, надеюсь, никогда) не перегорит. И вот он будет помогать... Мы ищем людей, которые хотят заниматься именно вот такой волонтерской деятельностью — ну, наверное, так же, как, в общем-то, Мария...
К. Мацан:
— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу! Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Мария Сергеева, координатор проекта «Благо» — проекта гуманитарной помощи, организованной при храме Александра Невского при МГИМО, были сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».
Спасибо огромное... В студии у микрофонов были Марина Борисова и я, Константин Мацан. До свидания, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА...
Ну, и у проекта «Благо» есть всякие разные социальные сети, телеграм-канал — ищите, подписывайтесь, и если сегодняшний разговор вас вдохновил (как и меня) — то присоединяйтесь... Господин барон...
Прот. Игорь:
— Да, вся информация есть на сайте храма Александра Невского при МГИМО... И до новых встреч — уже очно!
М. Сергеева:
— До свидания!
Все выпуски программы Светлый вечер
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди мифов древней Греции можно найти легенду о царе Коринфа — Сизифе. Наказанный за гордость, Сизиф вынужден был вечно поднимать в гору огромный камень. И каждый раз камень неминуемо падал с вершины вниз. В итоге, несчастный царь обязан был постоянно начинать свой труд сначала — в этой тщетности и заключалось наказание. О том, как не превратить жизнь в «сизифов труд» рассуждает в отрывке из 15-й и 16-й глав первого послания к Коринфянам апостол Павел. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
В греческой культуре Сизиф стал символом бесцельного и бессмысленного существования. А выражение «сизифов труд» проникло в иные языки и культуры. Жители Коринфа (города, где когда-то правил легендарный Сизиф) в первом веке по Рождестве Христовом вели образ жизни, напоминавший своей бессмысленностью мифическое существование их древнего правителя. Коринф по всей Римской империи славился тем, что жители его проводили свои дни в распутных развлечениях. На улицах Коринфа человеку предлагались все дозволенные и недозволенные удовольствия. В особенности Коринф в те годы славился как город блудниц — всё из-за знаменитого языческого храма Афродиты, античной покровительницы распутной любви.
Тем не менее, именно Коринф принял в 52 году пришедшего с проповедью апостола Павла, послушал его и стал преображаться. В результате уже через полтора года в Коринфе было множество христиан, а сам город через несколько десятилетий потерял свою былую постыдную репутацию. Преодоление прежнего образа жизни далось коринфянам-христианам нелегко. Для укрепления коринфской общины апостолу Павлу пришлось не только ещё раз посетить город, но и направить коринфским христианам два послания. Отрывок из первого послания мы с вами и услышали сегодня.
Коринфские христиане, в особенности перешедшие из язычества, находились в постоянном искушении вернуться к прежней распутной жизни. Окружавшая их языческая культура убеждала их, что у человека нет бессмертной души, что жизнь человека заканчивается со смертью тела, а значит не нужно будет давать ответа за греховные поступки. Апостол Павел в своём послании прямо пишет коринфянам, что все люди в день Страшного суда воскреснут и дадут ответ за прожитую жизнь. А потому христианин призван внимательно следить за тем, как он живёт, и свидетельствовать о своей вере добрыми делами. В особенности, делами милосердия.
Апостол Павел знал, что наиболее распространённым среди коринфян был грех скупости. Коринфяне, христиане в том числе, активно занимались торговлей. Как известно, именно торговцы часто являются людьми прижимистыми. Чтобы избавить коринфских христиан от присущей им скупости Павел в своём послании призывал их жертвовать часть заработанного на нужды Иерусалимской церкви. Та находилась в бедственном состоянии из-за гонений язычников и иудеев. По замыслу апостола коринфские христиане должны были каждое воскресенье откладывать денег, кто сколько может, на дела милосердия, а затем отправлять собранные средства в Иерусалим. Таким образом, получалось, что коринфяне боролись и с собственным грехом, и помогали нуждавшимся.
Сегодняшний отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам может быть применим и к современной жизни. Французский философ Альбер Камю часто сравнивал жизнь человека с бесполезным существованием коринфского царя Сизифа. Якобы ничего кроме тщетности людям не суждено обрести. Однако апостол Павел предлагает иной путь — осмысленной и радостной жизни в любви к Богу и ближним. Её, эту новую жизнь, человек способен почувствовать, совершая дела милосердия, и, как пишет Павел, этот добрый «труд никогда не будет тщетен перед Господом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сохранить зрение Светлане Луганской, переводчице трудов св. Николая Сербского и не только
Светлана Алексеевна Луганская — известный переводчик сербской духовной литературы. Благодаря её стараниям некоторые произведения, вы можете услышать и в эфире Радио ВЕРА, например, «Молитвы на озере» святителя Николая Сербского или книгу «Чётки святого Саввы» Милана Милетича.
Сербский язык Светлана Алексеевна полюбила ещё в детстве. Её папа в связи с работой много ездил по миру и привозил из командировок разные детские книги и словари. «Я их старалась читать, изучать. Особенно тёплое чувство у меня возникало при чтении сербских книжек», — вспоминает Светлана. Повзрослев, она окончила университет и связала жизнь с изучением сербского языка, полюбившегося ей с детства. В качестве московского корреспондента она работала на радио Черногорско-Приморской митрополии, занималась переводом книг, фильмов и статей.
С 2005 года Светлана Алексеевна борется с онкологическим заболеванием. На фоне тяжёлого лечения женщина начала стремительно терять зрение. Некоторое время назад ей провели операцию, которая улучшила ситуацию, и Светлана Алексеевна понемногу продолжала работать над переводами. Но сейчас зрение снова оказалось под угрозой, в связи с чем женщине необходима срочная помощь специалистов.
Собрать средства на дорогостоящее лечение Светлане помогает благотворительный фонд «Мои друзья». Если вы хотите стать участником большого доброго дела и поддержать Светлану Алексеевну Луганскую, переходите на сайт: https://my-friends.ru/
Также помогать фонду и его подопечным можно через короткий номер. Отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст». Игумен Дионисий (Шлёнов)
У нас в гостях был профессор Московской духовной академии, наместник Андреевского мужского монастыря в Москве игумен Дионисий (Шлёнов).
Разговор шел о служении и богословских трудах святителя Иоанна Златоуста, о том, как он повлиял на историю Церкви и как его наставления, написанные в четвертом веке, могут быть применимы в современной жизни.
Все выпуски программы Светлый вечер