Мы с моим трехлетним сыном часто смотрим мультфильмы. Мультики любим разные. Очень нравятся советские мультфильмы. Один из наших фаворитов — «Винни-Пух» режиссера Федора Хитрука.
И вот, сидим мы как-то, обедаем, смотрим «Винни-Пуха», третью часть трилогии под названием «Винни-Пух и день забот», в которой рассказывается о забытом дне рождении ослика Иа. Пересматриваем уже не знаю который раз, и вдруг я начинаю внимательно вслушиваться в диалоги и отслеживать действия героев. Ловлю себя на мысли, что третья часть мульттрилогии — похоже на какое-то пособие христианской жизни. Если бы эти зверята были людьми, то все их дурные привычки превратились бы в хорошо знакомые нам страсти.
Объединенные вроде бы общей благой целью — сделать приятное другу-ослику, порадовать его, отметить день его рождения, — персонажи демонстрируют свои духовные болезни, но в финале истории «выздоравливают». Этот мультфильм очень поможет детям разобраться со своими первыми грехами, наглядно показав их действие на примере любимых героев.
Самый главный болящий здесь — именинник Иа. Его беда — уныние. Он не верит ни во что хорошее, ничему не рад. Да еще и хвост пропал. Причем не просто пропал, потерялся, а, по мнению Иа, его кто-то украл, то есть о своих окружающих Иа — самого плохого мнения. Ему кажется, что всем не до него.
Винни-Пух, встречая Иа, решает во что бы то ни стало вывести друга из унылого состояния и порадовать подарком в день рождения. Он жертвует самое ценное, что у него есть, — горшочек меда, однако по пути незаметно для себя съедает весь мед. У Винни-Пуха проявляется чревоугодие.
Друг Винни, Пятачок, тоже горит желанием сделать доброе дело. Он предвкушает, как первым поздравит Иа, будто бы сам вспомнил про его праздник, и подарит ему воздушный шарик. Поэтому Пятачок очень торопится обогнать Винни. Мечтания, тщеславие и гордыня делают свое дело — Пятачок спотыкается и шарик лопается.
Винни по пути обнаруживает у дома Совы пропавший хвост, приспособленный Совой под шнурок звонка. На новость о том, что у ослика Иа пропал хвост, Сова отвечает равнодушно и со смехом: «Хвост пропал? Ну и что?», а следом выдает циничное умозаключение: «Если бы хвост пропал в какой-то другой день, то никто бы и не заметил, а тут — в день рождения...». У Совы мы видим такие плохие качества, как равнодушие, жестокосердие, эгоизм.
Мне очень понравилось, как Винни мягко и ненавязчиво подводит Сову к правильному решению. Говорит: «Если ты подаришь Иа этот шнурок, он будет просто счастлив», давая возможность ей задуматься и самой преодолеть свой эгоизм.
Ну а дальше все герои идут к имениннику «каяться» в своих грехах. Пятачок честно признается, что испортил свой подарок, отдает лопнувший шарик. Неунывающий Винни все-таки дарит пустой горшок. Объединяя два подарка, Иа впервые видит светлую, позитивную сторону огорчительных вещей: ведь если бы шарик не лопнул, его нельзя было бы положить в горшок! Это настоящая «перемена ума» для ослика.
Сова забывает о своей жадности и отдает полюбившийся ей «шнурок» — хвост. Финал мультфильма — всеобщее ликование и дурашливая легкость, у всех героев будто камень с души упал. Такое радостное состояние вполне понятно: грех раскаян и побежден.
Как много мудрости и уроков духовных можно почерпнуть из, казалось бы, совсем невзрослых и несерьезных вещей — например, добрых мультфильмов. Нужно только внимательно их смотреть, а еще научить своих детей задумываться и анализировать уведенное и прочитанное.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер