Благовещение – начало евангельской истории.
«Радуйся, благодатная Мария, Господь с тобою!» - звучат сегодня строки Евангелия от Луки. Это не только небесный посланник, архангел Гавриил обращается к Деве Марии, но и вся Церковь призывает человека к радости. С этого события начинается вся Евангельская история, в которой будет и другая радость - Рождества, и искушения в пустыне, и фундаментальный завет Тайной Вечери. Не избегнуть нам страшной горечи крёстных страданий, но финалом и торжеством всему будет ликование Воскресения. Благовещение - первый призыв человечеству к радости. Это знак того, что человек прощен за своеволие и гордыню, приведшие к грехопадению. Кротость и вера Богородицы искупили грехи праотцов. Господь не своей силой воплощается, но через ангела Божия спрашивает Деву Марию - готова ли она к такому. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», отвечает она. И в этих словах верность, чистота, целостность, бесконечно смирение. Так Богородица как бы от рода человеческого дает согласие на соработничество Богу в деле спасения.
Благовещение. «Днесь спасения нашего главизна».
События Благовещения описаны в Евангелии от Луки. Евангелист сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи, Господь послал архангела Гавриила в Назарет. Небесный вестник сообщил Деве Марии, что той предстоит родить Спасителя мира, статья матерью Богомладенца. Это событие описывается в нескольких строках, но готовилось оно всей историей ветхозаветного мира. Прежний, старый союз Бога и человека, записанный на скрижалях Моисея, отныне сменялся новым союзом со всем человечеством. Лишь своими силами человек не мог преодолеть пропасть грехопадения. Этот удар расколол и сознание, и телесную природу. Преодолеть его могла только встреча и соединение Божественной и человеческой природы. И Приснодева Мария стала высшей точкой духовно-нравственного очищения человечества на пути восстановления Союза с Богом. «Сегодня - начало нашего спасения...», - поется на торжественном богослужении в праздник Благовещения.
Благовещение. Евангелие от Луки.
Благовещение - один из двенадцати самых главных церковных праздников, в церковнославянском языке их называю двунадесятыми. Рассказ об этом событии содержится в Евангелии от Луки. Более двух тысяч лет назад в маленьком городке Назарете случилось чудо, которое предсказывали сотни ветхозаветных пророков и праведников, ждали миллионы людей. Божественная природа соединилась с человеческой. Но внешне все выглядело не так монументально, хотя и не менее чудесно. В Назарете жила юная благочестивая девушка Мария. К тому времени она осиротела, её опекал пожилой вдовец, плотник Иосиф. По традиции того времени они были обручены. Однажды Деве Марии предстал небесный вестник, архангел Гавриил. «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою!», - приветствовал он Марию. Гавриил поведал, что ей предстоит зачать и родить Сына Божия, который станет Спасителем человечества. Смирение, послушание и вера Марии были настолько велики, что она ни минуты не сомневалась. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», - промолвила Пресвятая Богородица.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 253 зач., II, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Обращение к Богу — важнейший момент человеческой жизни, разделяющий её на «до» и «после». Ты жил и не знал Бога... или знал, но знание твоё было формальным и внешним. И вот тебе открылся Бог, открылась Его воля, Его замысел. И кажется, может ли быть что-нибудь важнее? Ответ не так очевиден, как кажется, и звучит он в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
У каждого священника, как, наверное, у каждого врача, есть опыт трагичных неудач. Ты делаешь всё, что можешь, но обстоятельства складываются не в твою пользу. Впрочем, есть в деятельности священника и врача существенное отличие. Зачастую врач работает с отдельными системами организма, деятельность которых подчинена биологическим, химическим и на самой глубине — физическим законам. И если у человека не работает или плохо работает какой-то орган, обычно это происходит не потому, что сам человек этого хочет. В свою очередь священник, как пастырь и наставник, обращается не к отдельной проблеме, но ко всему человеку в целом. И если человек отказывается от веры — это его свободный выбор.
Помню, когда я только начинал священническую службу, ко мне пришёл молодой человек, который не просто хотел креститься, но был готов подойти к этому осознанно. Радости моей не было предела, ведь пришёл человек, который сам захотел всё узнать, которому не надо ничего доказывать, не надо чуть ни силком заставлять ходить на огласительные беседы перед крещением. Опыта в подобных делах у меня было мало, но что мог сделать, я сделал. Не сомневаюсь, что мог сделать больше и лучше, но так или иначе, через пару лет я узнал, что человек этот всё же ушёл из Церкви. Думаю, у большинства священников есть подобный печальный опыт.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к самым разным людям, которым было доступно его благовестие. Они обратились к Богу благодаря Его проповеди. И не только обратились, но и со всей искренностью соединились для общей жизни в любви. Они не оставляли свои семьи, не переставали трудиться, зарабатывая себе на жизнь. Зачастую, если только речь не шла о профессии, связанной с грехом, в бытовом плане жизнь человека не менялась. Но его восприятие самого себя, отношений с Богом и окружающими людьми постепенно преображалось. Почему постепенно? Потому что в его внутреннем мире, как и в общественной жизни, не все были согласны с его выбором, не все были готовы его принять. В душе восставали страсти, а во внешней жизни находились те, кто призывал его вернуться к грехам, или смеялся над его новой верой и жизнью. Путь преображения не обещал быть простым. Именно поэтому, апостол, радуясь об успехах учеников, призывал их к бдительности и просил оставаться верными Христу.
Обращение к Богу действительно одно из важнейших событий в жизни человека, но не меньше значат и ежедневные духовные и нравственные усилия, которые мы призваны предпринимать, укореняясь и укрепляясь на пути веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Навещать особенных людей в интернате и совершать другие добрые дела
Жизнь москвички Марины Калачёвой сильно переменилась 12 лет назад. В то время она была ещё студенткой. Девушка стремилась помогать людям. Желание приносить пользу другим привело Марину в Церковь. Тогда она и подумать не могла, что с послушания в храме начнётся её путь в мир благотворительности.
Поначалу Марина принимала участие в уборке московского храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлёво — после церковной службы мыла полы и подсвечники. Со временем, когда влилась в приходскую жизнь, стала участвовать и в помощи людям. Марина собирала информацию о тех, кто нуждаются в поддержке. В основном это были пожилые женщины. Им передавали от храма наборы с продуктами, что было для них большим подспорьем. Также в качестве волонтёра девушка вместе с другими прихожанами храма навещала людей в одном из психоневрологических интернатов. «Наверное, именно со встречи с особенными людьми для меня и началась другая жизнь, — делится девушка. — Это было огромное открытие — то, как они умеют любить и учить этой любви других. Рядом с ними меняешься по-настоящему».
Со временем Марина решила посвятить жизнь помощи ближним и заниматься этим системно. Поэтому вместе с единомышленниками основала в Москве благотворительную организацию «Я с тобой». Её команда помогает людям в беде и православным храмам, открывая адресные сборы под конкретные нужды. При содействии Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви поддерживает осуждённых, передавая им посылки. А ещё вместе с волонтёрами заботится об особенных людях в интернате.
У вас есть возможность приобщиться к добрым делам — стать волонтёром или помогать финансово. Узнать об этом больше можно на сайте организации «Я с тобой»: https://yastoboihelp.ru/general
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Антифашистское движение сопротивления «Белая роза». Андрей Кострюков, Дмитрий Лебедев
У нас в студии были сотрудники Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: профессор, доктор исторических наук Андрей Кострюков и аспирант, учитель немецкого языка Дмитрий Лебедев.
Разговор шел об антифашистской группе сопротивления «Белая роза», действовавшей в нацистской Германии, и о ее участниках, в частности, об Александре Шмореле, причисленном Православной церковью к лику святых.
Все выпуски программы Светлый вечер