Наверное, у многих из нас так бывает, что утром не хватает времени на молитву. Именно на молитву! Я задумалась: почему так? Все остальное я, ведь, как-то успеваю сделать! Получается, что я считаю это «остальное» более важным, безотлагательным? Даже само слово «остальное» говорит само за себя — остальные дела, значит оставшиеся после чего-то более важного.
Вот, я проснулась, умылась, оделась, закинула ноты и тексты для работы в сумку, хорошо, если успела зарядку сделать. На лету налила чай в термос, и бегом на работу.
Думаю: «Ладно, помолюсь в этот раз по пути». Хорошо, если едешь в метро — можно хоть глазами текст читать. А если в машине, то только один вариант — слушать аудио, и, конечно, это получается без должного внимания, потому что нужно следить за дорогой, и мысли сконцентрировать на словах молитвы очень трудно. Совесть, конечно, обличает, понимаю, что мало хорошего в такой молитве. Но... Если уже дала себе послабление однажды, в следующий раз проще с совестью договориться. Молиться в дороге становится почти привычкой!
А ведь молитва — это разговор с Богом. И что получается? Что общение с Богом для меня менее важно, чем завтрак или зарядка? Поговорить с Тем, кто создал меня, любит меня, заботится обо мне?
Как-то на исповеди я сказала об своих проблемах с нехваткой времени на молитву батюшке, и получила простой ответ: «А ты встань на 15 минут пораньше, и все успеешь!» И действительно, ведь не хватает каких-то пятнадцати минут!
Я начала исправляться — ставить будильник на 15 минут пораньше. Получилось! Все теперь успеваю. Помолиться, собраться. И на совести легко, и настрой совершенно другой на предстоящий день. Как-то более спокойно воспринимаются трудности, а какие-то из них даже сами собой разрешаются!
Вот буквально на днях как раз такая история случилась. После литургии мы решили остаться на спевку, посмотреть новые ноты, подготовиться к следующей службе, попеть, порепетировать. Каждое следующее музыкальное произведение вдохновляло своей красотой, и совсем не хотелось останавливаться. Мы были так увлечены процессом, что не заметили, как пролетело время. Телефон — на беззвучном режиме.
И вдруг в поиске очередных нот я заглянула в него и ахнула — на часах уже 11:45, а в 12 ровно у меня назначен урок в часе езды отсюда. Мне никак не успеть. Ох как я не люблю такие ощущения! Стараюсь никого не подводить. А тут вдруг на тебе, пожалуйста. Я даже не предупредила! Собираюсь написать сообщение, попросить прощения, но вижу текст от ученицы. Она сама просит перенести урок, сама не успевает к назначенному часу. Мы договариваемся перенести занятие на удобное для нас обеих время.
Кто-то может сказать, что это просто совпадение, но я заметила, что подобные «совпадения» случаются тогда, когда ставишь Бога на первое место.
На Соловецких островах от одного монаха я услышала такие слова: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». И в Евангелии также сказано: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложится вам».
Так и выходит. Как только приоритетом становится Бог — в остальных делах Он Сам все устраивает.
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.06.2024)
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 80 зач., I, 18-27.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих эмоциях, мы можем оценивать их как положительные и отрицательные. К первым стремимся, а вторых стараемся избегать. Когда библейские авторы говорят о Боге, они иногда приписывают Ему человеческие эмоции, причём не только положительные, но и отрицательные. Например, могут говорить о том, что Бог гневается. Но как это может быть? Разве может любовь гневаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Отрывок, который мы сегодня услышали, начинается с утверждения апостола Павла, который говорит о гневе Божием, открывающемся с неба. Сразу же важно заметить, что гнев открывается не на самих людей, но на их нечестие и всякую неправду. Но даже если это так, вопрос о том, как может Бог гневаться, остаётся в силе.
Чтобы на него ответить, надо, во-первых, помнить, что Библия говорит с человеком на человеческом языке. Бог Библии, открывшийся в своё время Аврааму, Исааку и Иакову, — живой и личностный, премудрый и волящий... Говоря все эти слова, мы должны понимать, что все они только отдалённо описывают Бога, но никак не объясняют Его природу. В этом смысле Он нашему миру совершенно иноприроден и в своём существе непознаваем. В свою очередь, это значит, что гнев — это человеческая эмоция, которой мы пытаемся нечто описать. Но что же? В чём суть гнева? Она в том, что, гневаясь, мы противимся всему, что неправильно и несправедливо. В случае с нами к гневу у нас обычно примешивается злоба и жестокость. Но самая главная проблема с нашим гневом состоит в том, что мы далеко не всегда можем точно сказать, что такое правда и какой поступок будет правильным в том или ином случае. В отличие от нас, Бог — Творец этого мира и Он прекрасно знает, что в нём правильно и созидательно, а что разрушительно. Гневаясь, как мы видим, Он гневается как раз на зло и нечестие. Однако, вся проблема в том, что в сотворённом им мире быть злыми и нечестивыми могут только разумные и свободные существа, к которым мы — люди — как раз и принадлежим. Живая и неживая природа развивается в мире бессознательно и не свободно, а потому никакие животные и растения за своё состояние ответственности не несут. Люди же вполне способны выбирать и поступать в соответствии со своим выбором. Более того, не только поступать, но и вносить дисгармонию и противоречие, как в собственную жизнь, так и в жизнь мира. Эти поступки в сегодняшнем чтении апостол связывает с суетой, с омрачением сердец тех людей, которые отказались почитать истинного Бога и вместо Него стали почитать творения собственных рук. Но удивительно, как апостол описывает Божий гнев: потому Бог предал их собственным их страстям, то есть оставил людей, чтобы их собственное заблуждение было для них возмездием.
Итак, Бог не гневается на нас так, как гневаются люди, Он любит нас, но не пребывает с нами насильно, ожидая нашего свободного обращения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Неутомимая пенсионерка
Я расскажу вам вдохновляющую историю энергичной пенсионерки, о которой узнала из СМИ.
В июле 2023-го Наталья Землякова отпраздновала 70-летний юбилей. Она врач, большую часть жизни работала по профессии; продолжает трудиться и на заслуженном отдыхе — волонтёром.
Наталья убеждена, что каждый человек должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим. «Эти навыки важны не меньше, чем таблица умножения», — говорит она. Потому и решила доктор Землякова бескорыстно преподавать взрослым и подросткам правила доврачебной помощи. Эта идея появилась у неё во время пандемии, в 2019 году. Тогда пенсионерка, по её словам, стала блогером: записывала обучающие видео для волонтёров, проводила трансляции на темы здорового образа жизни.
Сегодня Наталья Григорьевна ведёт несколько очных групп — обучает более ста человек разных возрастов и профессий! В планах — организовать занятия по начальной медицинской подготовке ещё и для малышей в детском саду.
Наша героиня родилась в солнечной Молдавии, в городе Тирасполе, а живёт в Сибири — в Новом Уренгое. Наталью Григорьевну вдохновляют история и туризм, но больше всего ей нравится общаться с людьми и делиться своими знаниями. В качестве координатора Новоуренгойского отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» она посещает корпоративные форумы по всей стране. «На этих мероприятиях мне интересно всё, — признаётся Наталья. — Возвращаюсь в свой город с головой, полной идей!»
Наталья Григорьевна и сама хочет быть полезной людям, и других старается сделать нужными! «Считаю, что самое главное в жизни — дарить добро», — говорит она.
По-моему, с этой энергичной женщиной невозможно не согласиться!
Все выпуски программы Живут такие люди