2 Ин., 75 зач., I, 1-13.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаете ли вы, дорогие друзья, какая самая короткая книга в Новом Завете? Может быть, вы даже угадали: это 2-е послание апостола Иоанна Богослова, которое мы сейчас с вами и послушаем.
Глава 1.
1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
О чем идёт речь в этом послании апостола любви — именно так и был прозван евангелист Иоанн? В тексте этого очень краткого послания две главные мысли: важность любви друг ко другу — и — вы очень удивитесь! — предписание отвращаться от еретиков, даже в дом на порог не впускать, и вообще не вступать ни в какое общение — вплоть до отказа от обычного человеческого приветствия!
Как же так? Разве нет здесь противоречия? Разве не должна христианская любовь «всё покрывать»? Всему желать добра и благополучия? Никого не обижать и не унижать? Как тогда понимать чёткую инструкцию, данную адресату послания, еретика даже на порог дома не подпускать?
Чтобы ответить на вопрос, надо вспомнить обстоятельства написания послания. В то время церковные общины ранних христиан были в процессе формирования, и поэтому к ним устремлялись не только носители истинного учения Христа — апостолы и их последователи — но и различные философы, бродячие проповедники, только поверхностно ознакомившиеся с христианством и не понявшие ни сути его учения, ни силы действия Святого Духа. Из этой среды легко формировались лжеучения, которые для неокрепших духовной мудростью молодых христиан могли стать губительными.
Поэтому вопрос различения учителей стоял предельно остро: под видом самого что ни есть «аутентичного» христианства могла быть подана смесь из иудаизма, гностицизма, местных языческих верований, лишь слегка «приправленная» христианскими наставлениями. Подобные лжеучения для неискушённых слушателей легко становились самым настоящим ядом, смертельно отравлявшим их души, — при этом лжеучители не считали зазорным нагло пользоваться добродушием и гостеприимством христиан, принимая их пожертвования и не переставая морочить им голову.
Сирийский писатель-сатирик середины 2-го века Лукиан Самосатский в своём произведении «Смерть Перегрина» оставил важные для нас исторические свидетельства о том, как вели себя такие странствующие философы-проповедники. Циничный мошенник, абсолютно бессовестно жонглирующий любыми богословскими и философскими вопросами, Перегрин не стеснялся вести себя безнравственно, переходя из города в город, обольщая умы — пока не покончил жизнь самосожжением на Олимпийских играх. И эта история — лишь небольшой сохранившийся фрагмент описания того, с чем постоянно сталкивались христиане ранней Церкви. Сам Лукиан так пишет о христианах и их взглядах: «они одинаково презирают все вещи и рассматривают их как общую собственность, принимая такое учение без каких-либо чётких обоснований. Соответственно, если среди них окажется какой-нибудь шарлатан или обманщик, который может воспользоваться своим преимуществом, он может за очень короткое время разбогатеть, навязываясь простодушным людям».
Вот почему апостол Иоанн столь категорично запрещает вступать в какие бы то ни было контакты с теми, за кого он лично не может поручиться, и советует лучше дождаться появления его самого.
Так что нет никакого противоречия между заповедью о любви — и отказом принимать лжеучителей: их опасность была настолько велика, а наглость — безгранична, что самым верным было не подпускать их и близко к молодым христианским общинам!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Воистину Воскресе Христос. Екатерина Гилева
В детстве я часто гостила у родственников в селе Кантаурово Нижегородской области. В Пасхальную ночь мы со старшей двоюродной сестрой Машей и нашими подружками любили прибегать в храм в честь Живоначальной Троицы и ждать, когда же наступит полночь. Тогда все молящиеся во главе с отцом Александром — настоятелем, выйдут из храма и всё село присоединится к праздничному Крестному ходу. Мы ждали, когда идущие зажгут свечи и лампадки, когда зазвучит Пасхальный перезвон и сольётся в радостном многоголосье долгожданное «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Прошли годы, прежде чем вошла в храм и совершила свои первые шаги на пути воцерковления. И вот, настала весна. И я с нетерпением ожидала ночную Пасхальную службу в Городецком Феодоровском монастыре.
На эту службу сюда решили приехать и мои студенческие друзья со своей пятилетней дочкой Олесей. Они тоже захотели впервые в жизни остаться на всю ночную службу.
Около 10 вечера храм уже был наполнен людьми. На клиросе что-то читали. Тихо, но уже торжественно. Глаза разбегались от красоты цветов, которыми украсили храм. «Это всё благодаря Марии Дмитриевне и ее помощницам, которые за несколько дней до праздничной службы днем и ночью трудились, как пчелки, над цветочным убранством» — рассказывала я друзьям.
Красные цветы. И красные платья и платки у прихожанок. А еще — красные облачения у священников. Я наконец поняла, почему и в селе люди надевали красное на Пасху! Этот цвет, как символ радости Воскресения Христова и победы Жизни над смертью.
Мы с маленькой Олесей решили забраться на ступеньки повыше, чтобы нам было лучше видно всё что происходит в храме во время богослужения.
В определенный момент службы священники стали выходить на солею. Выстроились в одну линию. И радостно друг за другом на разных языках начали поздравлять всех присутствующих в храме: «Христос Воскресе!» А в ответ доносилось соборное: «Воистину Воскресе Христос!»
И вдруг заворожённая малышка Олеся, наблюдавшая всю службу через перила лестничного подъёма, произнесла: «Как же красиво!»
Так искренне, так по-детски! И я почувствовала, как у меня наворачиваются слезы от внутренней даже не радости, ликования! Я вспомнила свои детские чувства на Пасху. Такие же, как у Олеси сейчас. И у меня! Тот же детский восторг! Только теперь я была не зрителем, а участником величайшего события Воскресения Христова! В тот день я почувствовала, что Христос родился в моем сердце, воскресил мою душу! И мне больше никогда... никогда не хотелось бы с Ним расставаться...
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
А давай по-братски. Екатерина Гилева
Эта история может многим показаться очень знакомой, особенно если у Вас есть старшие брат или сестра...
Мне тогда было лет семь. Мама, вернувшись из командировки, разбирала сумку, выкладывала продукты, которые купила по пути домой. Последней она достала шоколадку в очень яркой обертке. Большущую шоколадку. Глаза мои засветились. Я уже находилась в предвкушении того, как она попадет ко мне сначала в руки, а потом и в рот. И, желательно, чтобы мне не пришлось ни с кем делиться этим лакомством... Но тут я услышала мамин глубокий вдох, она видимо догадалась, о чем я в тот момент мечтала, и тихо произнесла:
— Катя, это вам с братом на двоих, не жадничай и подели поровну.
Конечно же я от радости в припрыжку поскакала в нашу с братом комнату, чтобы поскорее разделить эту шоколадку... поровну...
Но старший брат, когда я пришла делить шоколад, прищурив правый глаз, он иногда так делал, когда хотел схитрить, предложил:
— А, давай, поделим эту шоколадку по-братски?
— По-братски это как? — уточнила я.
— Неужели ты не знаешь?! Всё очень просто! Так как я старший брат, мне полагается большая часть шоколадки, а ты — младшая, поэтому, тебе должна достаться меньшая часть.
Такой расклад мне не понравился. И я воспользовалась ссылкой на авторитетное решение мамы:
— Нет. Мама сказала поровну, значит будем делить поровну!
Поделив шоколадку, мы разошлись по разным комнатам...
С тех пор прошло уже много лет. Сейчас я с улыбкой воспоминаю тот случай, когда брат хотел схитрить. Но это мой любимый брат. Наверное, сейчас я бы с радостью отдала бы всю шоколадку ему целиком, чтобы увидеть довольное выражение лица дорогого мне человека.
Ведь только с годами я стала замечать, что, делясь радостью с другими, я имею прекрасную возможность наблюдать за тем, как она приумножается. А еще — удивительное наблюдение — когда ты отдаешь особенно последнее ради ближнего своего, то и тебя Господь не оставляет милостью. И посылает неожиданное утешение.
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
Сила в немощи. Екатерина Барбашина
Помню, как меня настиг коронавирус. В последний раз я попадала в больницу в далёком детстве. И вот, карета скорой помощи доставила меня в госпиталь.
Там встретили люди в скафандрах, масках и очках. В здании не было ни окон, ни дверей, только перегородки. Меня отвезли в палату интенсивного наблюдения. По венам потекли лекарства из капельницы. Я лежала и плакала от бессилия и боли. Спать спокойно было невозможно, кашель душил, а на груди, будто бы, лежала бетонная плита, и каждый вздох приносил новые мучения.
Утром я проснулась от громкого стона новой соседки. Она звала медсестру. Женщина была очень пожилая и незрячая. Рядом лежали другие пожилые соседки. У кого-то деменция, кто-то напротив подолгу и громко рассказывал о своей жизни.
Мне хотелось покоя и тишины, но в палате на 36 человек это было невозможным. Злость, досада, отчаяние, раздражение. Накрывал шквал эмоций. Я была в шаге от ропота на Господа. Заплакала и обняла плюшевого крокодильчика Кешу, которого взяла с собой, как частичку той, прежней радостной жизни.
Шли часы, и мне потребовалось встать и дойти до туалета. Я с трудом села на кровати. Из последних сил встала. Делала шаги, преодолевая слабость во всём теле. Шла и молилась, боясь упасть. И в голове промелькнули слова: «Без Меня не можете творите ничесоже». И я поняла, что Господь говорит со мной. Всё через Него начало быть, а без Него мы не можем даже и вздох сделать.
Если я здесь и сейчас в окружении больных и страждущих, значит так и быть тому. И эти страждущие — мои ближние. Мои злые мысли о них и раздражение должно быть ранили Христа. Я поняла это сейчас, когда пошла молитва.
Из моих глаз потекли слёзы. Но не слёзы отчаяния, а слёзы раскаяния. Я умывала лицо, и вместе с водой смывались страх и боль, а в глубине моего сердца со мной говорил Всесильный Бог. Бог, который любит страждущих, потому что Сам страдал за наши грехи.
Лечение действовало, и я уже через пару дней я была в состоянии помочь санитарам ухаживать за соседками, покормить их или поговорить. Теперь я радовалась, что имею возможность поправить своей слепой соседке одеяло. Они переносили испытание достойно с великой силой духа. За кулисами страданий и боли я увидела, что это всё имеет очень глубокий и сокровенный смысл. Исцеление не даётся легко. А мой путь к исцелению от ковидной хвори начался с исцеления моей израненной души.
И когда мне сочувствуют друзья из-за перенесённой болезни, я прошу не жалеть меня, а радоваться. Мне кажется, что я съездила в паломничество к великой святыне, потому что увезла в госпиталь отчаяние и боль, а привезла домой оттуда радость, мир и благодать.
Автор: Екатерина Барбашина
Все выпуски программы Частное мнение