В 1904 году обострился кризис в русско-японских отношениях. Японии не нравилось русское присутствие на Дальнем Востоке — в Корее и Китае. Настолько, что в Япония в конце концов решились на военные действия. Русско-Японская война 1904-1905-го годов стала трагической страницей в истории России. Одержать победу над врагом тогда по многим причинам не удалось. Но русские солдаты и матросы не жалели своих жизней ради Отчизны. Яркое свидетельство их подлинно духовного героизма и самопожертвования — подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
«Варяг» и «Кореец» — небольшое боевое артиллерийское судно — стояли на рейде в корейском порту Чемульпо, когда в ночь на 9 февраля 1904-го года вражеские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Эта российская военно-морская база располагалась на арендованной у Китая территории Ляодунского полуострова. Из-за неожиданной атаки российские корабли не смогли должным образом отреагировать. Большинство судов получили серьёзные повреждения. Чтобы к ним на помощь не пришёл стоящий у берегов Сеула крейсер «Варяг», японцы заблокировали порт Чемульпо. Капитан Всеволод Руднёв получил от японского контр-адмирала Уриу Сотокити ультиматум. «Варягу» и «Корейцу» предлагалось сдаться без боя. В противном случае японцы грозили уничтожить порт вместе с судами.
Но вместо того, чтобы подчиниться и опустить флаг, крейсер «Варяг», а вслед за ним и канонерская лодка «Кореец», снялись с якоря и двинулись вперёд на прорыв блокады. Японская эскадра открыла шквальный огонь... Несмотря на колоссальное преимущество противника, русские моряки смогли отправить на дно один из японских миноносцев. И нанести серьёзные повреждения ещё двум вражеским кораблям. Увы, «Варягу» досталось не меньше. Пожар на палубе, несколько пробоин, потеря почти всех орудий... Множество убитых и раненых. Контузию получил и сам капитан Руднёв. Среди команды даже пошли слухи, что командир убит. Узнав об этом, Руднев в запачканном кровью мундире выбежал на мостик и крикнул: «Братцы, я жив! Цельтесь вернее!» И всё же наступил момент, когда стало понятно, что крейсер не сможет продолжать бой. Тогда капитан и команда приняли решение затопить корабль и взорвать канонерскую лодку. «Варяг» погружался в волны с поднятым на мачте Андреевским флагом.
Перед этим моряки «Варяга» и «Корейца» — те, кто остался в живых после тяжёлого боя, — перешли на борт французских кораблей, стоявших в порту Чемульпо. Иностранные матросы восхищались бесстрашным подвигом русских. Спустя несколько часов капитан Руднёв написал донесение Императору: «Суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага». В апреле 1904-го Николай II встречал героических русских матросов в Кронштадте. Его указом подвиг моряков был отмечен специальной наградой — медалью «За бой „Варяга“ и „Корейца“ 27 января 1904 года при Чемульпо».
Восхищённый бесстрашием русских моряков, австрийский поэт Рудольф Грейнц по следам событий написал стихотворение о героической гибели крейсера «Варяг». Почти сразу же стихи перевели на русский, а военный музыкант и композитор Александр Турищев сочинил музыку. Так появилась знаменитая песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Впервые она прозвучала на торжественном императорском приёме в честь команды «Варяга» и «Корейца». Николай II тогда произнёс слова, которые выразили всю суть героического подвига моряков: «От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси».
Все выпуски программы Открываем историю
Псково-Печерская икона Успения Божией Матери
Псково-Печерский монастырь находится в шестидесяти километрах к западу от Пскова, у границы с Эстонией. Он был основан во второй половине пятнадцатого века. История обители началась с пещерного храма, который выкопал преподобный Иона в холме из песчаника. Церковь освятили в честь Успения Божией Матери — так называют переход Пречистой Девы от земного бытия в Жизнь вечную. Первой монастырской святыней стала икона, посвящённая этому торжеству. На изображении Богородица представлена одновременно лежащей на смертном одре в окружении скорбящих апостолов и пребывающей в виде спелёнатого младенца на руках у Спасителя.
В 1473 году по молитвам перед образом Успения Божией Матери в Псково-Печерском монастыре исцелилась паломница. Так началась череда чудес, которые Небесная Заступница являла верующим через Свою святыню. Псково-Печерский образ Успения широко прославился, его почитал царь Иван Грозный. В 1571 году по велению правителя для реликвии изготовили золотой оклад.
Особую известность икона приобрела в 1581 году, во время осады Пскова польскими войсками. За несколько дней до нападения Богородица явилась старцу Псково-Печерской обители, монаху Дорофею. Царица Небесная предупредила о грозящем бедствии и повелела псковичам держать пост и служить молебны перед образом Успения. Горожане исполнили наказ Божией Матери. Враги полгода осаждали Псков, пытались штурмовать город, но так и не взяли его.
Ещё одно чудо Пречистая Дева явила псковичам во время войны с Наполеоном. В октябре 1812 года французская армия захватила Полоцк и направлялась к Пскову. Узнав об этом, верующие вынесли из монастыря образ Успения Богородицы и с молитвой прошли с ним вокруг города. На следующий день русские войска освободили Полоцк, и угроза для Пскова миновала.
Почитание чудотворной иконы не прекращалось даже в советское время. Псково-Печерский монастырь оставался тогда единственной действующей обителью в России. Поток паломников к образу Успения Богородицы не иссякает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Мне б твои проблемы. Наталья Разувакина
О том, что страдания спасительны, что именно в скорбях мы обнаруживаем себя немощными перед Богом, учимся смиряться перед волей Его, на Него надеяться и к Нему взывать, мы знаем. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» — писал преподобный Ефрем Сирин. Но есть один тонкий момент: преодолев с помощью Божией многие скорби, человек может возгордиться перед теми, чьи проблемы, на его взгляд, менее значительны.
Как-то раз моему мужу, профессиональному литератору, прислала свою рукопись одна молодая писательница, Елена, чтобы он написал предисловие к будущей книге. Повесть Лены прочитала и я. Речь шла о поисках внутренней опоры в мире, представляющемся адом, о драматических поисках своих людей, об иррациональных страхах, одиночестве... При этом героиня, от лица которой написана повесть, в социальном смысле — вполне благополучный человек. Я вынесла вердикт: «Как же всё это мелко! Мне б её проблемы в её возрасте! Да в 25 лет я уже на трёх работах работала, а ночами тёплые штанишки ребёнку вязала, распуская старый шарф! И есть было нечего, авитаминоз, у меня дочка прозрачная была на одной-то манке на воде! А тут — самокопания сплошные, собственные выдуманные страхи в микроскоп рассматривает, сытая, с мамой-папой живёт!..»
Муж посмотрел на меня очень серьёзно. «Понимаешь, — говорит, — а ей ведь по-настоящему больно. Именно это важно. А ещё важнее, куда эта боль человека выведет, придёт ли он путём страданий к Богу. Эта повесть о поисках Бога, о необходимости Бога!».
Я задумалась. Как смею я судить человека? Другого человека, которому по-настоящему больно?
Вспомнила, как лежала с маленьким сыном в отделении травматологии и как плакал наш сосед по палате, двухлетний мальчик с перебинтованным пальцем. Другой мальчик, постарше, спросил: «А чего он так ревёт? У меня нога поломана, и то не плачу!» Я утешала малыша и попутно отвечала: «Пальчик малюсенький, а больно сильно-сильно!»
Очень больно может быть по разным причинам, и не наше дело эти причины сравнивать. Приближаясь к Господу путём страданий, а значит, путём смирения перед волей Его, мы непременно должны научиться сочувствию.
Все мы разные, рождаемся и растём в разных обстоятельствах, а Господь пытается достучаться до сердца каждого. К Себе приблизить ради нашего же блага, ведь только с Ним, с Богом, может быть действительно хорошо. Он — Отец Наш небесный, и только Ему решать, кого из нас какими дорогами вести в земной жизни, и какие именно скорби кому попускать. Если же мы, пройдя многое, станем вдруг превозноситься над ближним, то совсем к Богу не приблизимся. Наоборот, отдалимся от Него в гордыне своей.
Помню, юной студенткой стояла я в очереди перед кассой, сдавала билет на самолёт. Изменились обстоятельства, и улетать домой на каникулы приходилось неделей позже. Я узнала, что теряю при покупке нового билета целых 10 рублей, большие деньги для восьмидесятых, и расстроилась буквально до слёз. Рядом в очереди стоял парень в панаме цвета хаки, и вся она была исписана именами. Это означало, что парень вернулся из Афганистана, прошёл там в составе наших войск многое. Мне как-то рассказывали ещё раньше, что наши солдаты расписывались на форменных панамах друг друга перед выполнением опасных заданий, не зная, кто из них останется после в живых. Он смотрел на меня очень тепло, как-то отечески покровительственно, а сказал всего одну фразу: «Не плачь, больше теряем!»
Не надо хвастать скорбями, не надо, выплыв со дна Марианской впадины, смеяться над тем, кто боится утонуть в луже. Кому-то и твоя Марианская впадина может показаться лужей. «Не сравнивай! Живущий не сравним!» — писал Осип Мандельштам, будто продолжая мысль другого поэта, Фёдора Тютчева: «...И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Мне, глупой девчонке, всерьёз страдающей из-за потери десяти рублей, великодушно посочувствовал человек, терявший боевых товарищей. Это удивительно. Но именно в этом милосердии — свет Христов.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Николай Сербский. Притчи. Духовные поучения и советы
«Скажи, человече, кого ты избрал, кому ты поверил, и за кем ты пошёл?» - с таким вопросом рано или поздно обратится к каждому из нас сама Вечность. В этом уверен святитель Николай Сербский – святой, проповедник, подвижник и известный духовный писатель ХХ столетия. В своей книге–сборнике «Притчи. Духовные поучения и советы» владыка Николай размышляет о Пути, Истине и Жизни – Господе Иисусе Христе, веруя в Которого человек обретает спасение.
На страницах сборника автор обращается к читателю с горячей искренней проповедью. Весьма необычной по форме - она состоит из небольших абзацев, расположенных в алфавитном порядке, и имеет общий заголовок – «Азбука истины». Например, под буквой «Д» мы читаем слова святителя Николая о душе. «Пусть твою душу Бог наполнит Своим Духом. Ведь тебя Господь и создал для того, чтобы ты… был одно с Ним и со всеми чадами Его на Небесах и на земле».
Под буквой «М» в книге «Притчи, духовные поучения и советы» автор напоминает нам о Милости Божьей. По слову святителя, милость эту способны снискать лишь те, кто верует в живого Бога, всегда и во всём на Него надеется. Автор не раз повторяет: вера – вот главный залог спасения и единственный смысл всех трудов человека на земле. Об этом читаем мы в главке под буквой «С»: «Мы, христиане, знаем, что явился Бог и принес спасение душам всех, кто его желает».
Продолжением разговора на страницах книги святителя Николая Сербского становятся его краткие наставления, в которых владыка утверждает, что вера в Господа освобождает человека от многих забот. И приводит в пример дитя, знающее, что у него есть отец. Уверенное в отеческом попечении, чадо не беспокоится ни о чём. Но если эта уверенность вдруг исчезнет, ребёнок ощутит себя обездоленным сиротой и будет горько плакать.
«Бог поможет, когда никто не может» – так гласит пословица, которую владыка Николай цитирует в книге «Притчи, духовные поучения и советы», в главе «Сербская народная мудрость». И от себя добавляет: «Доверьтесь Отцу своему, и Отец исполнит все ваши дела, разрешит все ваши заботы».
Все выпуски программы Литературный навигатор