В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор молодежного портала Naslednick.online протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое вспоминается евангельская история об исцелении слепого от рождения человека, о празднике Вознесения Господня, об отдании праздника Пасхи, а также о дне памяти святых отцов семи Вселенских Соборов.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова:
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Христос Воскресе!
Марина Борисова:
— И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в шестое воскресенье после Пасхи и на наступающей неделе. У нас чем дальше от Светлого Христова Воскресенья, тем все удивительнее названия воскресных дней. У нас был о расслабленном, о самарянке, и вот теперь воскресенье, которое называется «о слепом». На завтрашней воскресной службе будет читаться отрывок из Евангелия от Иоанна, который многие наши радиослушатели, скорее всего, сюжетно знают. О том, как Спаситель исцелил слепорожденного. Но вообще этим исцелениям посвящены не только отрывки Евангельские завтрашние, но и отрывок из Деяний святых апостолов, который тоже рассказывает об исцелении. Это 16-я глава Деяний святых апостолов, стихи с 16-го по 34-й. Там рассказывается история, когда апостолы Павел и Сила шли в молитвенный дом, им встретилась служанка, одержимая духом прорицательным. Она кричала все правильно, что сии — рабы Бога Вышнего, и, казалось бы, ничего плохого она не сделала, но почему-то апостол Павел пришел к выводу, что надо все-таки из нее этого духа прорицания изгнать. Вопрос, как говорится, на засыпку, как отличить, где пророчество, которое надо послушать, а где вот этот дух прорицания, который надо изгнать, или, по крайней мере, не слушать, что говорят?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Если с практической точки зрения, это не такой простой вопрос, и для многих современных людей он стоит в практической плоскости, потому что довольно много всевозможных целителей, прорицателей и кого только нет в окружающей нас действительности. Сейчас их стало, конечно, поменьше, чем в 90-е годы, но есть у меня подозрение, что в ближайшем будущем их количество опять начнет возрастать, поскольку непростые времена всегда порождают всевозможные сомнительные духовные практики. Действительно, это вопрос сложный. Об этом много написано в частности в книге Деяний и в Посланиях апостолов, Иоанна Богослова, когда он говорит: «Исследуйте духов, от Бога ли они». Дар различения духов — это один из даров церкви. Это не значит, что каждый православный христианин обладает даром различения духов, так же как далеко не каждый православный христианин или даже священник обладает даром исцелений, или пророчеств, или языков или истолкований языков. Дары различны, Дух един, и именно Дух Святой дает Церкви возможность различать этих самых духов. Еще раз подчеркиваю, в практической плоскости это очень непростой вопрос. Я, например, таким даром не обладаю, и поэтому не готов сказать, что данный конкретный прихожанин церкви... Есть внешние признаки, которые позволяют заведомо бесовские вещи отсекать. Например, если человек не ходит в храм, не исповедается, не причащается, вместе с тем, по его молитвам или заговорам происходят какие-то исцеления или откровения. Это важный признак. Я, кстати, сразу два их назвал. Очень часто подобными людьми предлагаются какие-то очевидно магические действия: повязать красную нитку, пойти ночью на колодец, прочитать Отче наш именно три раза, именно повернувшись в определенную сторону, после этого сделать еще какие-то действия. Явный магизм свидетельствует о том, что это бесовщина, непринадлежность к церкви может свидетельствовать, что это бесовщина. Но вместе с тем, еще Иоанн Златоуст говорил, борясь с всевозможными волхвователями, целителями и прочее, что даже если «икона есть, и имя Божие призывается, бегать подобает сицевых», то есть таковых. Церковь современная, на протяжении уже тысячелетий современная церковь, с большой осторожностью относится к пророчествам, исцелениям и прочим чудесам, которые исходят от непризнанных духовных авторитетов, я бы так сказал. То есть человек какой-то мутный, какой-то непонятный, сомнительного происхождения, какой-то квартирник устраивает, какие-то непонятные дополнения к общепризнанным церковным практикам. Например, говорит, что мало ходить в храм, мало исповедоваться и причащаться, нужно еще что-то такое, обязательно что-то еще делать, например, есть какая-то особая чудодейственная молитва по соглашению или еще что-нибудь. Предлагается что-то, якобы тайное, якобы сокрытое, какие-нибудь особые иконы, это является таким признаком. Но прямо можно сказать только в том случае, если мы обладаем даром различения духов.
Марина Борисова:
— То, что сделал апостол Павел, всем окружающим очень не понравилось, не понравилось тем, кто получал деньги с этих пророчеств.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну, среда-то была вполне себе языческая.
Марина Борисова:
— Да. Но не понравилось вообще всем-всем-всем, в результате оказались апостолы в темнице, закованные, закрытые. И дальше вторая часть этой истории, как они чудесным образом из этой темницы были освобождены ангелом, и что произошло с их тюремщиком, который буквально был свидетелем всех метаморфоз, и закончилось это тем, что, «выведя их вон, сказал: государи мои, что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься и ты и дом твой». Он крестился сам и крестился весь его дом. Это такая двухсерийная история, я бы сказала.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да. Для меня она интересная тем, что здесь есть некая параллель с Моисеем и фараоном. Мы живем во время — особенно в городах, в деревнях получше с этим или наоборот похуже — когда духовности всякой разной у нас мало, мы не сталкиваемся с каждодневными целителями, прорицателями, колдунами и прочее. А тогда этого было всего навалом, и вопрос стоял: чей Бог сильнее, условно говоря. Точно так же, как Моисей бросил жезл и он превратился в змею, а никто не удивился, потому что тут же жрецы фараоновы тоже побросали свои жезлы, и они тут же тоже мгновенно превратились в змей. Но змея из жезла Моисеева пожрала змей из жезлов этих самых жрецов фараоновых и так далее. Все чудеса, которые явил Бог через Моисея, по сути дела демонстрировали, что Бог Моисея, как бы сейчас сказали молодые люди, круче, что он сильнее, что он могущественнее, чем все эти египетские премудрости. То же самое и здесь, среда была такова, что никто не удивлялся, что есть прорицательница, и люди платили ей деньги, она что-то такое им открывала, есть целители — эта бытовая языческая магия работала. Может быть, современному городскому человеку непривычно, тому, кто в деревне живет, тому попривычнее, там много всего такого, конечно, меньше, чем тогда, но тоже есть. Поэтому важен вопрос, а кто сильнее. И в вопросе этого темничного стража это явно проявилось. Вот весь город затащил Павла и Силу в темницу, сковал их, а Бог их освободил. А они, больше того, даже не стали пользоваться плодами этого освобождения. Когда темничный страж, поняв, что тюрьма сломана, решил покончить с собой, Павел ему спокойно говорит, не делай себе ничего плохого, мы все тута, ты не волнуйся. То есть это проявление такой удивительной сверхсилы, такого благородства, такого явного присутствия Божия, что темничный страж принимает решение креститься. Он говорит, что мне делать, чтобы спастись, други мои? Это замечательное свидетельство, очень живое и понятное.
Марина Борисова:
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Иоанна из 9-й главы, стихи с 1-го по 38-й, который будет звучать завтра в храме. Там тоже очень многослойная история о том, как Христос с апостолами прошел мимо слепорожденного. Все началось с того, что ученики поинтересовались, за что ему такое наказание, это он согрешил или в роду кто-то так нагрешил, что он слепым родился? Этот слепец, по-видимому, и не надеялся, что от этого как-то можно избавиться, он ничего и не просил.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну, потому что, представьте себе, у меня ухудшается зрение, у меня реально оно ухудшается последние десять лет, я совсем недавно новые очки заказал, а тут у меня из новых очков стеклышко выпало, и я так расстроился. Я надеюсь и прошу Бога, чтобы мое зрение дальше не ухудшалось и, может быть, даже немножко улучшилось, и гимнастику для глаз делаю. Я понимаю, что могу ослепнуть даже целиком, буду просить Бога об исцелении и надеяться. А этот человек не только слепой родился, для него это была реальная жизнь... Вот у меня нет крыльев, я Бога о крыльях и не прошу, потому что у меня их не было никогда. И второй момент, у него глаз не было вообще физически, это уникальное чудо в ряду множества чудес об исцелении, в том числе слепых, которых исцелял Христос, что у него реально не было глазных яблок, они у него отсутствовали, как можно надеяться, что там что-то такое поправится. Мы-то как воспринимаем чудеса, я, грешный, как их воспринимаю? У меня что-то там нарушилось, нервик защемило, что-то помутнилось, и Господу не надо даже больших усилий прикладывать, немножко щелкнуть, и оно восстановится. А когда у тебя глаз нет, как крыльев нет, об этом даже и просить невозможно.
Марина Борисова:
— Все-таки чудо совершилось, но не так, как обычно, не просто «встань, возьми свою постель и иди» или «иди и больше не греши». Здесь было предпринято некоторое действие. Спаситель плюнул на землю, сделал...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Сделал ему глаза.
Марина Борисова:
— Сделал глину практически.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Из земли сделал ему глаза, вставил их туда.
Марина Борисова:
— И отправил его умыться в купель. Все это действие, action. А дальше начинается самое интересное в этом отрывке, что происходило с самим этим человеком, когда к нему пристали, как всегда фарисеи. Как всегда это было не во время, потому что Спаситель вообще демонстративно исцелял по субботам, и это всегда приводило...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я помню, в одной из наших программ, как раз в «Седмице» обсуждали в самом начале Великого поста, почему в субботы Великого поста постоянно читается Евангелие о том, как Христос сознательно нарушал субботу... Да, вы совершенно справедливо заметили, что Он делал это вполне сознательно.
Марина Борисова:
— Фарисеи долго приставали к этому несчастному прозревшему, чтобы он признал, что тут без волшебства не обошлось, и вообще это какой-то мутный человек. Слепец, в отличие от многих исцеленных Спасителем, на эту удочку не поддался и стойко отстаивал, что не от Бога такое произойти не может. Это отдельный, мне кажется, сюжет, очень важный, потому что сколько мы читаем об исцелениях, зачастую люди ведут себя странно. Мы не так давно вспоминали историю об исцелении расслабленного, который пошел и тут же сдал Спасителя по той же самой причине. К нему пристали фарисеи, почему он тут ходит с постелью под мышкой в субботу, и тот сразу сказал, что тут человек какой-то подошел, вылечил, ну, извините, я лица не запомнил. Потом столкнулся с ним в храме, тут же закричал: вот, этот человек меня и вылечил. Это стандартное поведение большинства людей, которых исцелял Спаситель. В этом смысле поведение слепорожденного выделяется из общего рода.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Мы находимся, мне кажется, в какой-то ловушке хорошего и правильного подхода, когда мы, толкуя Евангелие, говоря проповеди на тот или иной Евангельский отрывок, ищем в нем духовного смысла, и это правильно. И видя, допустим, какое-то чудо, совершенное Спасителем, или какие-то слова, особенно это касается чудес, например, о воскрешении дочери Иаира: смотрите, какая была у него вера. Господь свидетельствует: в Израиле такой Я веры не нашел. Естественно проповедник или толкователь использует этот случай, чтобы сказать: вот, ребята, чтобы получить исцеление, надо быть таким. А здесь есть логическая и духовная ошибка. Да, мы видим: удивительный человек, удивительная вера, крайняя стойкость, какие-то особые качества, и Господь его исцеляет. Но не надо думать, что именно поэтому Господь его исцеляет, именно за это его Господь исцеляет. Господь любит всех. Господь просто не проходит мимо слепых, не проходит мимо больных, не проходит мимо расслабленных. И делать духовные выводы, каким надо быть, это да, удостаиваются какие-то особые люди. А иногда, как вы сейчас привели пример, и совсем не особые, и совсем простые, и Господь все равно их исцеляет. В ком-то есть духовная стойкость, в ком-то этой духовной стойкости нет. И в данном случае мы видим, что, например, родители этого слепорожденного никакой духовной стойкости не проявляют.
Марина Борисова:
— Да уж.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Они говорят: а мы-то кто, а мы не причем, он сам взрослый человек, сам возраст имеет.
Марина Борисова:
— Пусть сам за себя и отвечает.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Пусть сам за себя и отвечает. Потому что, как прямо говорит апостол, они боялись быть отлученными от синагоги, потому что в тот момент уже начальники иудейские договорились, что кто будет Иисуса признавать, тех будут отлучать от синагоги. В то время это было не то, что сейчас.
Марина Борисова:
— Надо понять еще, в то время это было практически равно лишению гражданских прав.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Сейчас отлучение от Церкви это какие-то уникальные единичные случаи, которые принимают характер, Льва Толстого как отлучили. Для Церкви это бах, взрыв, атомная бомба. Сейчас люди не живут общинно, сейчас мы отлучим, не будет человек ходить в храм, ну, и к сожалению, он только пропадет для духовной жизни и все. А раньше это было совершенно серьезное заявление. Ты выпадал из народной жизни, из жизни общества. Это как сейчас не просто лишение гражданства, почти принудительная депортация.
Марина Борисова:
— В результате слепорожденного так и выгнали вон. И только после того, как его выгнали, он опять увидел Спасителя. Прозрение, помимо физического, произошло в этот момент.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Произошло прозрение духовное. «Ты видел Его и говорил Он с тобой». Точно так же как далеко не все притчи Спасителя выделяются, им посвящены отдельные, как о мытаре и фарисеи, или еще какие-то. Точно так же не все чудеса удостаиваются посвящения им целой недели.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На следующей неделе у нас знаковый день, 1 июня отдание праздника Пасхи. Как-то жалко даже, привыкли, что Пасха все время с нами. То есть она итак все время с нами, но тут как-то еще особенно.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Конечно. Такие моменты, когда заканчивается Пасха, ты понимаешь, что для церковного человека год жизни измеряется вот этим «от Пасхи до Пасхи». Конечно, у нас есть и гражданский Новый год, конечно, мы празднуем и церковное новолетие. Но основным субъективным ощущением, что вот закончился еще один год моей жизни духовной и просто жизни, это, конечно, окончание Пасхи.
Марина Борисова:
— Мне хочется напомнить нашим радиослушателям, что служба эта сама по себе тоже особенная. Она не рядовая, она, с одной стороны, очень похожа на пасхальную службу, но в то же время у нее есть свои нюансы.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Это не прописано никак в соответствующих документах, полагающихся к совершению службы. И если мы откроем современные Богослужебные указания, то там будет написано, что служба ничем не отличается. Это обычная пасхальная служба. Пасхальная не по чину первой недели, а по чину всех сорока дней, в которые пелось и «Христос Воскресе» и «Воскресение Христово видевше...» Но это обычная пасхальная служба. А также есть приписка, что в некоторых храмах — а на самом деле в большинстве, это уже стало повсеместной традицией — совершается служба такая же, как на Светлой пасхальной неделе, по чину Пасхи и Пасхальной ночи. Здесь, поскольку это все не прописано конкретно, у настоятеля есть возможность...
Марина Борисова:
— Творчества.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Творчества, да. Где-то совершается пасхальный Крестный ход, где-то не совершается. Где-то есть свои какие-то особенности, но они уже настолько местные, что называется, на усмотрение настоятеля. В нашем храме, например, просто совершается пасхальная служба по чину первой Светлой недели, но без Крестного хода, где-то Крестный ход еще совершается. Так же как, например, есть традиция все эти прошедшие воскресения, воскресные дни пасхального периода в некоторых храмах совершаются Крестные ходы. А в некоторых не совершаются.
Марина Борисова:
— Для меня всегда было знаком окончания этого праздничного пасхального периода сорокадневного то, что на отдание Пасхи, когда поются стихиры Пасхи, они заканчиваются «Христос Воскресе из мертвых», в пасхальной службе поется три раза.
Протоиерей Максим Первозванский:
— На Светлой неделе.
Марина Борисова:
— Да. А на отдание один раз.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Это местночтимое творчество. В самих стихирах полагается петь «Христос Воскресе» один раз, после чего следует пасхальный тропарь «Христос Воскресе их мертвых», который поется трижды. Поэтому, если мы следуем строго уставу, получается...
Марина Борисова:
— Четыре.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Четырежды, да. Если это не первая неделя, то поется «Христос Воскресе» один раз, который полагается в стихирах, после этого поется тропарь, например, о слепом, если мы говорим о текущей неделе. То, что вызывает наши какие-то субъективные переживания, очень важно. Не то, как это в уставе написано, а то, как мы это переживаем. Например, в некоторых храмах на Прощенное воскресенье, последнее воскресенье перед Великим постом, тоже поются стихиры Пасхи. У нас, например, они поются, и во многих храмах, я знаю, тоже поются. Не только «Покаяния двери отверзи ми...», но и стихиры Пасхи. И они поются обычно раза в два-три медленнее. И тоже «Христос Воскресе» поется в конце один раз. И мы как бы смотрим вперед, вдаль, что нам предстоит еще весь Великий пост, и в конце нас ждет Пасха. То же самое и здесь, мы оглядываемся назад и, если в храме достаточно народу, то мы на целование креста обычно поем стихиры Пасхи с народом, и тоже это происходит гораздо медленнее. Обычно, когда хор поет, все эти сорок дней, они поются настолько бодро, что даже не подпоешь. Я тут присутствовал на Светлой неделе на одном архиерейском богослужении, там настолько быстро пропели стихиры Пасхи, что я, даже имея привычку и хорошо зная текст, никак не мог успеть за ними подпеть. Это такое летящее песнопение, стремительное. А тут оно поется немножко грустно, и немножко печально, и немножко оглядываясь назад, понимая, что нам теперь целый год ждать следующей Пасхи, и неизвестно доживем ли, и в каком состоянии придем, и что будет с нами, что будет с Церковью, что будет с нашими близкими. Такие вот размышления меня обычно посещают на отдание Пасхи.
Марина Борисова:
— Это же, помимо всего прочего, последний день, когда Спаситель был с апостолами перед Вознесением, то есть последний день, когда Он был во плоти воскресший, с ними сидел, ел рыбу, разговаривал.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, это всегда, не знаю, как для кого, для меня, конечно, грустно. Я думаю, для многих людей. Хотя Господь ведь что говорит, возносясь? Я с вами во все дни до скончания века. То есть здесь как бы даже наоборот. Если до Своего Вознесения Он эпизодически им являлся, они Его ждали или не ждали, сидели за затворенными дверями, не понимали, что происходит. Он к ним приходил, кто-то верил, кто-то не верил, как Фома в какой-то момент. То есть это такой период, когда с одной стороны, можно было Его потрогать, Он говорит Фоме «Возьми принеси руку твою и вложи в ребра Моя, принеси перст твой и не буди не верен, но верен». Его можно было реально осязать и потрогать, а здесь Он возносится телесно, Самое Божественное существо от нас уходит на небо, даже не в иной мир, а вне мира возносится к Богу-Отцу. И вместе с тем говорит: «Я с вами во все дни до скончания века».
Марина Борисова:
— Но тут интересно, что в Евангельском отрывке, который будет читаться первого на Литургии — это отрывок из Евангелия от Иоанна из 12-й главы, стихи с 36-го по 47-й — там говорится в основном о свете. Начинается словами: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них». Этот парадокс: Он уходит, еще нет сошествия Святого Духа, еще все непонятно, я еще хочу подчеркнуть, что состояние апостолов до Пятидесятницы это состояние практически наше. Был с ними удивительный Учитель. Они из того, что Он им говорил, понимали не все, а уж из того, что с Ним происходило,.. по всему Евангельскому тексту видно, что для них это был шок. Они зачастую не понимали смысла этих событий, Он им объяснял, они все равно не понимали. На следующий раз опять с недоумением к Нему приставали, что происходит. Я полагаю, что то, что происходило перед... Уже само Воскресение было потрясением всего существа и абсолютно непонятное нечто, а уж что происходило дальше, я думаю, это сродни тому, что происходит с нами, когда мы читаем Евангелие.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я бы, простите, не согласился. Если мы посмотрим книгу Деяний святых апостолов, непосредственно повествующую об этих событиях, то обещание, которое они получили о сошествии Святого Духа — а там прошло всего десять дней между Воскресением и сошествием Святого Духа — они что делают? Вот прямо по книги Деяний. Они избирают двенадцатого апостола сами, на которого должен сойти Дух Святой. Именно в этот момент, в эти десять дней, с одной стороны, они видят, Учитель Божественный вознесся на небо, но обещав послать им Духа Святого. Они находятся в подготовке, они пребывают единодушно вместе, они ждут Святого Духа, Который не замедлит на них сойти. Но все равно для слабых духом людей, к коим принадлежим большинство из нас, и я первый, физическое отшествие от нас близких и дорогих нам людей, как бы мы ни понимали, что, да, можно прийти на могилу, да, в воскресении мы встретимся, да, тот или иной святой или почти святой пребывает с нами и можно к нему прийти и попросить его. Это все равно всегда боль и потеря.
Марина Борисова:
— Очень по-разному, наверное, у каждого есть свой сокровенный опыт, и это тема отдельного разговора и, может быть, даже не одного.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да.
Марина Борисова:
— А мы пока продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица». В студии Радио ВЕРА Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова:
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Итак, мы подошли к самой кульминационной точке предстоящей недели — праздник Вознесения Господня 2 июня, на сороковой день после Пасхи на Масличной горе близ Вифании произошло это событие. Тем, кто успел до всяких пандемий побывать на Святой Земле, наверняка показывали то место, сейчас оно не всегда доступно, поскольку находится внутри стен, не принадлежащих православной церкви, и туда, на эту площадку...
Протоиерей Максим Первозванский:
— А знаете, где она доступна? В Подмосковном Новом Иерусалиме есть гора Елеонская, есть храм Вознесения Господня, небольшой деревянный храмик. И там находится точный слепок стопы возносящегося Господа, который специально был уже в наше время сделан и привезен из Иерусалима. И можно хоть в сам праздник Вознесения, престольный праздник этого храма, хоть в какой-то другой день прийти туда и приложиться к этой самой стопочке.
Марина Борисова:
— Мы услышим в праздник 2 июня отрывок из Евангелия от Луки из 24 главы, стихи с 36-го по 53-й, это собственно вся эта история удивительная, которая произошла перед глазами апостолов. Начинается она: «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» Опять повторяется история, которая, казалась бы, совершенно знакомая и не имеет никакого отношения к самому моменту Вознесения. Мы, начиная с пасхальных дней, слышим об этой истории. Почему это все как бы происходит в один момент?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Здесь это иллюзия того, что это происходит в один момент. Все-таки если мы возьмем Евангельские повествования об этих событиях целиком, то мы увидим, что события Вознесения, описываемые с 50-го стиха, которые здесь идут просто наряду: «И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо». Эти события очевидным образом отделены от их первой встречи после Воскресенья. Другие евангелисты подробно описывают нам, да и Сам Господь, например, в Евангелии от Матфея говорит нам, чтобы они шли в Галилею, после своего первого явления. Там мы видим чудесный лов рыбы на море Тивериадском. Эти сорок дней все-таки у других евангелистов подробно описаны. И события первых их встреч после Воскресенья, которые вы прочитали, когда они еще разговаривали между собой, чтобы это такое значило, вот Сам Иисус является. Они сначала боятся, думают, что они видят духа. События Вознесения разделены, хотя здесь в тексте они фактически разделены просто одним абзацем и точкой, они разделены этими самыми сорока днями. То есть к моменту Вознесения, если мы обратимся к Евангелию, к книге Деяний святых апостолов, мы видим уже не смущенных учеников, пугающихся и находящихся где-то за затворенными дверями, а людей, которые, с одной стороны, предприняли уже путь до Галилеи, неоднократно встречались там с учителем. Мы знаем, что Господь являлся им в разных комбинациях и двенадцати ученикам, и отдельно Луке и Клеопе, и отдельно на море Тивериадском, и, как повествует нам апостол Павел, отдельно двумстам пятидесяти ученикам Он являлся, то есть большому количеству Своих последователей. Потом, когда они вновь возвратились в Иерусалим — а там всего-то было пару дней пути — то именно в Иерусалиме происходит Вознесение.
Марина Борисова:
— Можно ли сказать, что именно этот отрывок, который опыт церковный выбрал для чтения за литургией именно в день праздника, что он о том, в частности, что если ты входишь в то состояние, в котором пребывали апостолы, когда Спаситель был с ними, перестает действовать разбивка временная. То есть восприятие действительности перестает отвечать тем физическим законам времени и пространства, которые для нас являются априорными. Мы привыкли видеть происходящее именно так, но как, я думаю, многие наши радиослушатели знают, что бывает стрессовые ситуации в жизни, когда вдруг кажется, что время либо удлиняется, либо наоборот сжимается, вообще с ним происходит что-то такое, что не имеет отношения к часам.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, наверное, можно так сказать. Хотя здесь, когда мы говорим, почему церковь выбрала именно этот отрывок, я бы сделал акцент на том, что именно в этом отрывке вмещены все события от момента Воскресения до момента Вознесения Господа Нашего Иисуса Христа. Весь пасхальный период, за исключением Пятидесятницы, помещен в один текст, и поэтому он нам так важен, что события Вознесения Господня четко привязаны к Его Воскресению, это два неразрывных события между собой. А так, конечно, да. А что касается воскресшего Христа, это совсем очевидно. Потому что мы видим, как Он является одновременно в нескольких местах и одновременно чуть ли не разным людям, и проходит сквозь затворенные двери, и для Него законы этого мира, очевидно, уже не являются какими-то ограничивающими Его рамками так, как они являются для нас. Но и участники этих событий, соприкасаясь с ним, тоже в какие-то моменты могут выходить за рамки привычного для них течения времени.
Марина Борисова:
— Можем ли мы говорить, что этот мир рядом с нами, просто мы не переходим эту невидимую границу?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Мы не переходим, да, мы находимся в некотором смысле... Я бы не стал описывать это словами, что мы как бы в подводной лодке, хотя я люблю этот образ. Мы в подводной лодке, а у подводной лодки в отличие от «Наутилуса» капитана Немо, в котором были иллюминаторы, иллюминаторов не предусмотрено. Поэтому, да, мы видим ограниченную часть этого мира, а вокруг нас гигантский духовный мир, в котором пребывают ангелы, души усопших от века, ад, рай, все это нас окружает. Но здесь нам важно другое, что и на этот другой мир, в том числе, духовный, Бог все равно смотрит как бы со стороны. Бог пребывает вне мира, и Господь возносится не просто в какие-то ангельские сферы, а Он возносится вне этого мира, Он возносится к Богу-Отцу, для которого и пространство и время — я сейчас это слово употреблю, он тоже условно — это со стороны наблюдаемая реальность. Почему условно? Потому что «со стороны» все рвано подразумевает пространство и время, которого там нет. Он смотрит на наш мир из вечности, как это в одном современном мультфильме продемонстрировано, как Бог смотрит в мир: как бы сфера, которую Он держит на руке, может туда пальчиком внутрь войти и что-то там поправить.
Марина Борисова:
— В разных интерпретациях это и в литературе встречается, правда, не в Божественной, а наоборот.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, это, скорее, художественная какая-то, иногда антихристианская литература. Я вспомнил мультфильм про Синдбада, я вспомнил «Мир Дикого Запада», где тоже этот образ, современный абсолютно ужасный сериал, но там присутствует такой взгляд со стороны на мир, где можно что-то поправить, взять и подвигать, как фигурки.
Марина Борисова:
— Я вспомнила «Мастера и Маргариту». Там как раз иная сила пользовалась этим приемом.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Это естественное... Нам же надо как-то это представить, мы не можем, так устроены люди, что нам надо как-то это представить. Древние люди, это, кстати, нашло непосредственное отражение в Евангельском тексте, представляли себе мир трехслойным: мы живем посерединке; под нами, под землей ад и бесы, причем, это вполне себе языческое представление, оказалось вполне себе библейским и христианским; над нами небо, так или иначе, можно его воспринимать, твердью оно названо в Священном Писании, мы видим как в средневековых манускриптах оно прямо изображалось как купол. «Атланты держат небо на каменных руках» — это что-то античное. А над ним пребывает Бог. И помните, даже такое изображение, часто встречающееся, где есть некоторое окошко, где можно туда заглянуть или оттуда заглянуть. И это важный образ, он не соответствует физической реальности, но духовной реальности, несомненно, соответствует. Бог оттуда видит нас напрямую. И когда-то у нас есть возможность что-то такое...
Марина Борисова:
— Подсмотреть.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Подсмотреть, увидеть. Апостол Павел был вознесен до третьего неба, удивительным образом это открывает, что небо не одно.
Марина Борисова:
— Мне на самом деле ближе то, что доводилось читать в очень скромных размерах какие-то тексты из кодекса апофатического богословия. В силу того, что современная физика, в особенности астрофизика, располагает к тому, чтобы образы без образов были ближе к пониманию. Когда начинаешь читать какую-нибудь статью про черные дымы, кротовые норы и еще чего-то, то понимаешь, что богословы, которые в глубокой древности рассуждали с точки зрения апофатического толкования, то есть от абсолютного отсутствия каких-то образов.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Вы наступили мне на больную мозоль, поскольку я физик по первому образованию. Даже не обязательно астрофизика. Когда физика исследует микромир, например, еще с 60-х годов 20-го века пришлось отказаться полностью от каких бы то ни было образов. Мы до сих пор в школе детям рассказываем о ядре атома, вокруг которого вращаются электроны. Реальная физика 60-х годов подобной моделью Резерфорда, этот начало 20-го века, пользуется только условно, в химии для объяснения каких-то химических связей, уровней и прочего. А говоря, например, о свойствах кварков, физика пользуется словами «странность» или «очарование». Это термины из «Алисы в стране чудес». Для того чтобы у нас не было иллюзий, что, назвав что-то массой, скоростью, временем или еще чем-то, думали, что мы можем себе это представить. Не можем мы себе это представить. Ричард Фейнман, великий американский физик, говорит, что вот напишу формулу. Мы рисуем диаграмму Фейнмана и должны точно понимать, что за этой формулой не стоит никакая чувственно понимаемая нами физическая реальность. Мы не можем себе это представить. Но ответ получается правильный: магия и только. Сплошной апофатизм, да.
Марина Борисова:
— Именно на праздник Вознесения читается в церкви отрывок из Деяний святых апостолов из 19-й главы, стихи с 1-го по 8-й, казалось бы, описывающие событие очень далеко отстоящее, все повествование ушло вперед. Речь идет о том, что апостол Павел, когда прибыл в Ефес, найдя там некоторых учеников, «сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. (...) Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати». Это удивительная, мне кажется, история, опять двенадцать учеников, опять что-то происходит, о чем они не подозревали, хотя думали, что крестились и уже посвящены во что-то сакральное. Каким образом накладывается Евангельское чтение на чтение Деяний в этот день? Почему важно, что нить продолжена от учителя к ученикам?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Вознесение, будучи двунадесятым праздником, будучи удивительными событием в жизни и первой апостольской общины, в жизни учеников Христа, является все-таки промежуточным моментом. Христос Воскрес — это очевидная реальность. Он возносится к Богу, это очень важный элемент нашего спасения. Но все это есть некое ожидание Сошествия Святого Духа на нас.
Марина Борисова:
— Так Он же и посылает их в Иерусалим, и они все эти дни, которые остаются до Пятидесятницы, сидят в храме и молятся. Он же их посылает...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Нет, они еще в Галилею сходят. Будут ловить рыбу на море Тивериадском, снова там его встретят. Все равно это ожидание Духа Святого. А особенно с событием Вознесения возникает, условно говоря, я, может быть, слова самодеятельные произнесу, некая духовная пауза. Когда, с одной стороны, Христос уже ушел от них на небо, хотя и сказал: «Я с вами во вся дни до скончания века». А с другой стороны, Дух Святой еще не сошел. Это важнейшее значение Святого Духа лишь подчеркивает нам повествование из книги Деяний. Вот есть некие ученики, которые крестились в Иоанново крещение. Что такое Иоанново крещение? Это, конечно, тоже ожидание. Иоанн крестил водою, как и вы сейчас прочитали, проповедуя грядущего по нем Иисуса Христа. Точно так же Иисус Христос оставил нам обетование Сошествия Святого Духа. И здесь лишь подчеркивается важность того, что эти десять дней от Вознесения до Сошествия Духа Святого мы так же будем пребывать в ожидании этой Пятидесятницы.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Мне хочется особенно напомнить один из дней предстоящей недели, мне кажется, знаковый — память святых отцов Семи Вселенских Соборов, 31 мая. По поводу отцов Вселенских Соборов, мы практически тех, кто присутствовал на каждом из них, чествуем в церкви отдельно. А здесь какой-то синтетический праздник, не очень понятный. Что же, собственно говоря, Церковь предлагает нам вспомнить? Ну, неужели же целый учебник прочитать, посвященный истории Вселенских Соборов? Мы, я думаю, так не успеем подготовиться к этому дню.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Представьте себе, что действительно, мы можем жизнь человека, она ведь тоже может быть описана с разной степенью подробности и, вместе с тем, мы можем рассказывать... Рассказать о жизни потребует больше времени, чем прожить саму жизнь. Поэтому мы неизбежно пользуемся разной степени обобщениями, объединяя что-то: вот здесь я был в детском саду, вот это была школа, а вот это еще что-то. Мы можем с одной стороны, допустим, время обучения в ВУЗе подробно рассказать: а как человек сдавал математический анализ, а что у него по истории России было. А можно сказать: он окончил Московский университет. И всем понятно, что становление этого человека произошло, образование этого человека — это Московский университет. Так? И здесь. Это целая эпоха в жизни Церкви. Она заняла 900 почти лет. Нет, наверное, если мы берем Седьмой Вселенский Собор, это с 4-го по...
Марина Борисова:
— По 8-й.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Получается 500 лет. То есть это полтысячи лет, и именно этот период, именно это время, когда Церковь окончательно догматически и канонически сформировала свое учение о вере и о жизни. Догматы это о вере, каноны это о жизни. Мы видим как то, что мы сейчас называем православием сформировалось на этих самых семи Вселенских Соборах. И мы можем сказать, да, мы православные, мы веруем, и вот у нас есть Евангелие, и у нас есть книга, по-разному называется, «Кормчая» например, в славянском варианте, «Номоканон» по-гречески, который содержит основные догматы и каноны, которые были утверждены семью Вселенскими Соборами. Это нам важно, что это лежит в основании православия.
Марина Борисова:
— Золотые ваши слова, кроме одного.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Одно серебряное.
Марина Борисова:
— Одно серебряное. Слушают люди и понимают, что это очень ценно, важно, свято. Стоит на полке книжка, называется Номоканон, замечательно. Мы периодически щеточкой смахиваем с нее пыль. Какое это имеет отношение к нашей конкретной жизни, я думаю, что очень многим непонятно. Мне кажется, что, во-первых, почему собирались Соборы? Потому что мысль кипела, люди пытались познать то, что познать очень сложно или невозможно в принципе. Были времена, когда и на площадях об этом говорили. Но было достаточно времени, когда самые просвещенные и самые духовно просветленные люди интенсивно, долго об этом думали и спорили. Естественно, и ошибались, возникали ереси. По поводу этих ересей и собирались Соборы. Но, как правило, что тут обсуждать, когда споры просто в переписке заходили в тупик, значит, надо было собираться и искать, как говорил Горбачев, консенсус. Штука-то в том, что эти все размышления никуда не делись, они с нами, видимо, до скончания века. Осужденные на Семи Вселенских Соборах ереси, мне кажется, пышным цветом цветут среди нас. Поскольку мы люди невежественные, мы зачастую друг другу излагаем то, что осуждено, предположим, в учении Оригена и даже не подозреваем об этом. Нам кажется, так все складно получается, и вроде как по-христиански. Я к тому, что мы иногда не замечаем, а иногда просто боимся какие-то скоромные мысли свои высказывать вслух, не подозревая, что это естественно. Просто нужно не друг другу морочить голову и терзать наших священников вопросами, на которые у них иногда нет ответа, а может быть, для начала посмотреть деяния этих Вселенских Соборов, где ответы-то есть.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Мне кажется, надо морочить друг другу голову. Как говорит, в свое время я даже лично слышал это из уст патриарха Кирилла, он это говорил, еще будучи митрополитом Смоленским, я в тот момент это слышал, что каждое новое поколение должно актуализировать — вот это слово он точно употребил — свою веру для самих себя. Это неизбежно. И поэтому споры, вы тут абсолютно правы, древние споры никуда не делись, древние размышления никуда не делись. Каждый человек, по сути дела, проходит этот путь, если ему не безразлично, он все равно размышляет об этом, это вновь и вновь актуализируется в культуре, и что-то является важным. Например, какие-то споры конца 19-го и первой половины 20-го века о Софии Премудрости Божией, знаменитые имена Соловьева, Булгакова, сейчас для нас, удивительным образом, это не важно. Но тогда это были глубокие богословские споры, были написаны книги, и пришлось обратиться к соответствующему наследию. Сейчас мы, например... вы упомянули Оригена.
Марина Борисова:
— Пятый Собор.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, и две мысли, осужденные на пятом Вселенском Соборе, очевидным образом всплывают сейчас. Одну из них назову, это учение о предсуществовании душ. Возьмем замечательный мультик, полезный, мне кажется, для просмотра — «Душа», снятый не так давно, я с удовольствием смотрел его как раз на прошлую Пасху впервые. А в этом году хотел посмотреть и так и не посмотрел. И там, в детском мультике это учение о предсуществовании душ явным образом воспроизведено. И, памятуя о решении Пятого Вселенского Собора, мы с детьми, уже взрослыми, посмотрели. Я сказал, да замечательный фильм, там много глубинных чудесных христианских смыслов, но вот этот момент о том, что души предсуществуют в неком мире и оттуда посылаются на землю конкретному человеку, а так они вечны, есть некая аллея душ. И есть еще чудесная книга, написанная современным автором «Сказка о трех царях», которая даже была немножко адаптирована. Почему пришлось адаптировать Новоспасский монастырем в «Сказание о трех царях»? Там тоже во вводной главе есть упоминание о предсуществовании душ, и нам пришлось убрать у авторов это место, чтобы не смутить благочестивых прихожан соответствующей ересью. Поэтому это некая глубинная копилка церковных знаний и пониманий и канонов, которая снова может быть в нужный момент жизни Церкви для каждого конкретного поколения или конкретного человека актуализирована, как сказал святейший патриарх. Нам этого, с одной стороны, достаточно, а с другой стороны, если вы пробовали открывать Номоканон или Кормчую книгу или, как в современном издании называется, Книгу правил, просто так чтение, это, знаете, как высшую математику читать.
Марина Борисова:
— Вы удивитесь, мы как раз пробовали, наше поколение...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я тоже читал, естественно, и даже не потому, что я учился в семинарии.
Марина Борисова:
— Дело в том, что у нас было так мало, что можно было почитать на духовные и церковные темы, что когда что-то хотя бы попадало хотя бы одному в руки случайно, это шло по кругу и читалось всеми.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Просто если ты читаешь, это ведь то же самое, что не юристу читать Уголовный кодекс или Трудовое право. Тебе потребовалось, допустим, начальство с тобою обошлось, как тебе кажется, несправедливо. Открывай Трудовой кодекс, изучай соответствующие статьи. Они будут для тебя актуальны.
Марина Борисова:
— Я позволю даже такую кощунственную мысль высказать, это так же трудно, как читать Левит.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да. Согласен.
Марина Борисова:
— Потому что это никак не сопрягается.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Есть прямая аналогия конкретных практических указаний, которые, может быть, к современной моей практической жизни не имеют приложения, поэтому читать сразу трудно. Я все-таки рекомендую каждому интересующемуся православному христианину по диагонали хотя бы Номоканон прочитать. Открываешь, где глаз зацепится, читай. Перевернул еще пару страничек и там прочитай. И у тебя, если ты вообще умеешь читать книжки серьезные, возникнет представление о том, где чего есть, куда можно обращаться, зачем это нужно. Это довольно толстая книга, и просто так читать ее на ночь могут только люди с соответствующим складом ума, есть такие люди, которые с удовольствием для духовной пользы читают эту книжку регулярно. А кому-то, большинству людей это не заходит как ежедневное чтение.
Марина Борисова:
— Мне кажется, что есть достаточное количество литературы разной степени популярности, посвященные деяниям отцов Семи Вселенских Соборов. Мне кажется, важно понять, почему эти ереси неистребимы, и где искать от них противоядие. Потому что они такие симпатичные, особенно в современном адаптированном варианте, что кажется: а что тут такого, это так естественно.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я бы мог посоветовать для читателя, который не может углубиться в совсем серьезную литературу специализированную прочитать, может быть, не бесспорную, подчеркиваю, это важно мне сейчас сказать, небесспорную, книгу протопресвитера Александра Шмемана «Исторический путь православия». Подчеркиваю, там много спорных мыслей, но чем эта книга ценна, она пытается в достаточно легкой форме, доступной для обычного читателя, охватить этот период целиком. Если с некоторыми мыслями мы можем соглашаться или не соглашаться, особенно касающихся периода после Вселенских Соборов, то именно период Вселенских Соборов хорошо показан, как это возникает, то, о чем вы, Марина, говорите.
Марина Борисова:
— Спасибо огромное за эту беседу. Дорогие радиослушатели, вы слушали программу «Седмица». В студии Радио ВЕРА была Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Христос Воскресе!
Марина Борисова:
— Воистину Воскресе! Слушайте нас каждую субботу. До свиданья.
Все выпуски программы Седмица
2 ноября. О святости Преподобного Гавриила Самтаврийского
Сегодня 2 ноября. Церковь чтит память Преподобного Гавриила Самтаврийского, жившего в ХХ веке в Грузии.
О его святости, — протоиерей Владимир Быстрый.
2 ноября. О воспитании наследников престола в России
Сегодня 2 ноября. В этот день в 1894 году на русский престол вступил последний русский император Николай Второй.
О воспитании наследников престола в России, — протоиерей Артемий Владимиров.
2 ноября. О поминовении усопших
Сегодня 2 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О поминовении усопших, — священник Алексий Тимаков.