Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
— Как же я люблю русских художников середины двадцатого века, Андрей Борисович! Специально приезжаю сюда, в Тверскую картинную галерею, чтобы насладиться их творчеством.
— Да, здесь большая коллекция работ советских живописцев! Может быть, потому что совсем рядом, под Вышним Волочком, расположена Академическая дача имени Репина. Творческая база Союза художников связала с Тверью имена многих замечательных мастеров.
— Вот и Владимир Токарев, от картины которого я не могу оторвать глаз, любил там работать. Или я ошибаюсь?
— Не ошибаетесь, Маргарита Константиновна! В конце пятидесятых годов двадцатого столетия Владимир Фёдорович был художественным руководителем Академической дачи. К тому же он построил собственную мастерскую неподалёку от Дома творчества, в деревне Кишарино.
— И часто туда приезжал?
— Практически постоянно жил там с женой, художницей Александрой Токаревой. Кстати, именно она изображена на полотне, которое вам так понравилось. Портрет был написан в Кишарино в 1967 году.
— Восхитительная работа! Женщина сидит на диване. Перед ней на деревянном столе три букета — подснежники в стакане, жёлтая верба в стеклянном графине и дикие фиалки в фарфоровой вазе. Кажется, воздух напитан ароматами. Картина буквально поёт о весне, обновляющейся жизни, о радости!
— Такой эффект достигнут ещё и благодаря тому, что художник сделал главным героем изображения солнечный свет.
— Какая интересная мысль!
— Это очевидно! Александра Феликсовна позирует супругу в контр-ажуре — источник освещения, широкое окно, находится у неё за спиной. И горячие лучи щедро льются навстречу зрителю! Они выбеливают своим сиянием поверхности стола и подоконника, танцуют бликами на цветах и стеклянных гранях посуды.
— А ведь вы правы, Андрей Борисович! Торжество света на картине подчеркивают и белые ткани — строгая блузка героини, покрывало, на котором она сидит.
— Женщина окружена сияющим ореолом, и что это, если не гимн любви?
— Гимн любви — как вы хорошо сказали, Андрей Борисович! Думаю, Токаревы были очень счастливы в браке. Ведь кроме взаимной симпатии их роднило общее увлечение живописью, служение искусству.
— И не только. Они познакомились во время учёбы в Ростовском художественном училище в послевоенном 1945 году. Каждый к этому времени прошёл суровые испытания. Владимир Фёдорович воевал, несколько лет провёл в плену, оказался под подозрением как предатель, был реабилитирован.
— А Александра Феликсовна?
— С детских лет хлебнула горя. Её отца, учёного-генетика, репрессировали и расстреляли в 1937-ом, Саша на себе прочувствовала, что такое клеймо «врага народа».
— И две настрадавшихся души нашли опору друг в друге?
— Именно так. Эта общность помогала супругам в любых невзгодах замечать и ценить, что окружающий мир пронизан светом. Как комната на портрете Александры Феликсовны кисти её мужа, художника Владимира Токарева.
Картину Владимира Токарева «Портрет Александры Феликсовны Токаревой», можно увидеть в Тверской областной картинной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер