У нас в гостях был настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илия Кочуров.
Разговор шел о Крещенском Сочельнике, о том, почему освящают именно воду в этот день и в праздник Крещения Господня, почему чин освящения воды совершается дважды — два дня подряд, в чем особенность освященной воды, а также насколько традиция погружаться в эти дни в прорубь соответствует христианскому учению.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова:
— Добрый вечер, дорогие друзья. В студии Радио ВЕРА Марина Борисова. И сегодня с нами этот предпраздничный «Светлый вечер» проводит протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. Мы встречаемся с вами накануне Крещенского сочельника. Вообще все, что связано с Крещенским сочельником, с Крещением — тема настолько популярная, что, наверное, не только все неверующие, но даже верующие других конфессий знают, что это за праздник, благодаря тому, что в последние годы он приобрел чрезвычайную популярность купаниями. Заранее начинаются анонсы, когда, где, какие купания будут устроены, как будет организовано. Одним словом, это превратилось в какой-то не очень религиозный, а народный обычай. Хотелось бы вернуть наших радиослушателей к истинному смыслу праздника, к истинному смыслу водоосвящения и постараться помочь всем нам правильно подготовиться к этому удивительному дню.
Протоиерей Илья Кочуров:
— Рождество Христово и Крещение между собой связаны, это единый цикл. Раньше праздновался один день и именовалось Богоявлением, потому что смысл Рождества Христова и Крещения очень близок. Христос воплощается для спасения человека. В Крещении Он выходит на проповедь, является людям. Богоявление таким образом — это особое благоволение Божие о спасении человека. Поэтому в Крещенский праздник, мы видим, что богослужение очень похоже на богослужение Рождества Христова. У Крещения тоже есть навечерие, то есть предыдущий день перед Крещением, это сочельник, строгий пост. У Крещения Господня есть та же структура богослужения, когда всенощное бдение состоит не из вечерни и утрени, а из великого повечерия и утрени. Так же в навечерие читаются Царские часы. Одним словом, мы видим, что Церковь самим богослужением уже показывает людям важность этого праздника, важность не менее высокую, нежели у праздника Рождества Христова. К сожалению, да, сегодня акцент сместился куда-то не в ту сторону — купание в проруби, моржевание. По мне, это мало отражает суть праздника. Хотя зачастую спрашиваешь человека, вы православный? — Конечно, православный, я в проруби купаюсь на Крещение. Фактически это стало синонимом, если я купаюсь в проруби на Крещение, значит, я православный. Но нет. Православие совершенно в другом. В церковном уставе, если мы будем читать об освящении воды, то там нигде ни про какие купания не говорится. Говорится, что после освящения священник окропляет молящихся. Вот, собственно говоря, тот контакт со святой водой, который должен произойти у человека, телесный контакт, я имею в виду. Может быть, это наше человеческое, что надо побольше-побольше. Как часто бывает, когда священник окропляет молящихся, некоторые начинают говорить: мне мало, меня побольше побрызгайте, еще побольше. Нам кажется, что прикосновение святой воды одной, двумя или тремя каплями, недостаточно, нам надо максимально, полностью погрузиться и чтобы под лед. Это все происходит от нашего маловерия и недопонимания сути праздника. Благодать Божия человеку Богом подается не от того, насколько максимально он смог себя облить святой водой, насколько много у него святой воды, а от его веры, его добродетели и от того, насколько его жизнь является путем борьбы с грехом, ощущением сердца и того, что святые отцы называют обожением. То есть человек призван стать подобным Богу. Господь создает человека по образу и подобию, и святые отцы объясняют, что образ Божий уже дан человеку. Человек имеет разум, имеет волю, имеет чувства. Это все уже у человека есть, но, благодаря этому, он должен сподобиться еще и Богоподобию. Взаимное действие Бога и человека, синергия их действия, является тем путем спасения, которым должен пройти каждый человек. В этом пути спасения нет такого пункта, что человек должен максимально себе набрать святынь или максимально себя погрузить в святую воду, это никоим образом спасению не содействует. Спасению содействует то, что нам предписывают церковные правила, церковные уставы, заповеди Божии — это содействует спасению человека.
Марина Борисова:
— Вообще, все, что связано с праздником Богоявления, исторически очень интересно. На самом деле это первый чисто христианский праздник, поскольку Пасха и Пятидесятница наполнили новым содержанием те праздники, которые были уже в Ветхом Завете. А абсолютно новый христианский праздник как раз было Богоявление, которое одновременно сочетало в себе и празднование Рождества Христова, и поклонение волхвов, и Крещение во Иордане — все это было одним единым праздником в апостольские времена. Только в православии к 4-му веку было после Халкидонского Собора и документально выделено Рождество в отдельное празднование, и Святки, святые дни, которые как цепочка соединяют чередой других праздников эти два главные смысловые акценты этого всего цикла Рождественско-Богоявленского. Но там очень интересно, помимо всего прочего, все, что связано с водой. Первый вопрос, который кажется немножко глуповатым и наивным, зачем нужно было Христу погружаться в воды Иордана, Он безгрешен? Иоанн Предтеча проповедовал крещение в покаяние, а Ему не в чем было каяться, зачем Он это сделал?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Христос объясняет, прямо Иоанну Крестителю говорит, зачем Он это сделал: «Чтобы исполнить всякую правду». Правда, это что такое? В церковно-славянском языке правда — это закон. Закон, который лежал на человеке. Человек, согрешив, подпал под действие Закона. И этот Закон, хотя и довлел над человеком, но сохранял его от полнейшего разрушения. Мы знаем, что если человек не обуздывает свои страсти, если человек служит греху, он разрушается. Чем более человек служит греху, тем быстрее это разрушение происходит. Господь посредством Закона сохранял человека, но Закон этот стал следствием греха. Господь приходит и показывает, что Он точно такой же избрал путь, которым идут все люди. То есть все страдания, которые выпали на долю человека вследствие греха, Господь берет на себя вплоть до самой смерти. Смерть — это тоже следствие человеческого греха. Чтобы начать проповедь, то есть выйти к людям. Христос сначала показывает, что Он берет на Себя всю бренность, всю падшесть, все искажение человеческое для того, чтобы поднять, спасти человека, вынуть его из этой бездны падения. Объяснив Иоанну Крестителю, что так нам подобает исполнить всякую правду, Он входит в воды Иордана. Здесь уже Иоанн Креститель Ему не препятствует, потому что как пророк он понял слова Христа. Но опять же нам свидетельствует Священное Писание, что Христос абие вышел из воды, в церковно-славянском языке абие — тотчас, моментально. Христу не в чем было каяться, у Него не было ни единого греха, тем не менее, не имея ни единого греха, Христос берет на Себя весь этот путь человеческий, начиная от рождения. Он рождается и живет, как немощной младенец. Это же немыслимо: всемогущий Бог, Который немощен как младенец. И это все сочетается во Христе. Бог, который руками содержит всю вселенную, Его руки спеленываются Девой и перевязываются, как перевязываются при пеленании руки и ноги младенца. Здесь Христос как будто пришел вместе со всеми грешниками, люди грешные собирались к Иоанну Крестителю, и вместе с ними входит в Иордан, но абие выходит, потому что Он безгрешен. Но в этот момент Он совершает важнейшее дело, Он освящает водное естество, через Иордан Христос освятил воды. Вода — это основа жизни, она полностью вся связана на земле.
Марина Борисова:
— Дорогие друзья, напоминаю, что сегодня «Светлый предпраздничный вечер» с нами проводит протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. Почему такое огромное значение, и не только в христианстве, но и во многих других религия придается именно воде? Почему именно вода является необходимым атрибутом омовения, очищения, символом чистоты?
Протоиерей Илья Кочуров:
— В целом, вода имеет важнейшее значение для жизни человека и вообще для жизни. Без воды жизнь на земле невозможна. При творении даже Господь уже распределяет сначала воду, Он отделяет воду, которая на земле, от воды, которая собирается в облака. Все это, весь процесс обмена воды Христос устраивает уже при творении мира. Таким образом, вода — важнейшее вещество для жизни и человека и всей планеты. Потом вода имеет особое свойство, это универсальный растворитель, поэтому благодаря воде, можно мыть любые предметы, очищать их. В том числе и человек свое тело омывает, очищает при помощи воды, то есть у воды есть определенное свойство — это очищение, чистота. Поэтому и символ чистоты — омовение. Плюс ко всему, здесь нужно еще понимать вот что. Человек состоит не только из души, он же не духовен, как ангелы, он еще и телесен. Эта двусоставность человека требует освящения. Христос дает благодать Свою для освящения души, но и тело требует каких-то внешних символов освящения, приобщения к благодати. Иногда возникают споры, насколько необходимы эти внешние символы, атрибуты веры. У нас очень много внешних символов, начиная с крещения, когда человек погружается троекратно в воду. Само богослужение все состоит из символов: священная одежда, священные образы, каждение, возжжение свечей, лобзание святых икон, поклонение мощам. Кругом телесные внешние символы, они все призваны к тому, чтобы освящать человека, они дают человеку освящение не только духовной его составляющей, но и телесной. Без этого человек жить не может, если бы этого не было, он был бы половинчатым. Люди говорят: почему я не могу просто веровать, быть хорошим человеком, я же в душе верю, Бог у меня в душе, все хорошо, душа у меня освящена. Душа освящена, а тело? И, как правило, жизнь показывает, что тот, кто говорит, что у меня Бог в душе, в итоге у него и из души уходит всякая вера и благочестие, то есть и в душе уже Бога нет, и телесно не освящен. Но и обратная сторона есть у этой медали, некоторые только на внешнее освящение обращают внимание. Если я сходил, поставил свечу, взял просфорочку, какие-то внешние атрибуты исполнил, то как будто я все, что касаемо веры, исполнил — это тоже половинчатость. Человек должен освящать себя и духовно и телесно. Господь нам подает все это в нашей совокупности всего, что у нас имеется в православной вере. Безусловно, первое и важнейшее — освящение воды, с этого начинается жизнь христианина, освящается вода в купели, в которую он потом погружается.
Марина Борисова:
— Если мы внимательно посмотрим на икону Богоявления, там есть важный момент. Очень часто изображается, как главы Спасителя касается луч. Иногда еще изображается голубь. Богоявление во всей полноте, то есть явление Троицы, насколько важно об этом тоже помнить?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Явление голубя повествует нам евангелист. Разверзлись Небеса и «Дух в виде голубине», как у нас поется в тропаре, сходит на Христа. И в это же время раздается голос Отца Небесного: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором мое благоволение». Таким образом, Бог-Отец открывается в голосе с небес, Бог-Сын стоит в водах Иорданских, и Бог-Дух Святой в виде голубя сходит с небес. Это первое открытое и знаменательное явление человечеству Триединства Божества. Бог Един, но в Трех Лицах, это не три отдельных Бога, это Один Бог, но это и не какие-то особые проявления Бога, три раза Бог Себя по-разному проявляет. Нет, это три полноценные Личности. Этот догмат о Святой Троице крайне не психологичен человеку. Это больше всего, что люди не могут понять и воспринять. И это как раз говорит о том, что это Богооткровенный догмат. Все, что люди придумывают, очень психологично. Взять, допустим, мифы древнегреческие. Хоть там и называются разные герои мифов богами, детьми богов, но если рассматривать они все очень человеческие, все их деяния человеческие. Они так же завидуют, обижаются, любят, ненавидят, враждуют — все очень по-человечески, все очень легко ложится на наше сознание. А вот Троица просто как нож по нашему сознанию, не укладывается и все. Как только люди ни пытались подогнать под свое сознание этот догмат, говоря: это, может быть, один Бог, Который в разное время проявляет себя по-разному? Нет, говорит Церковь, это не Один Бог, Который по-разному Себя проявляет, это Три полноценные Личности. Может быть, тогда это Три Бога, Троебожие? Нет, это не Троебожие, это Един Бог. А как это может быть, разводите руками человек, мы же в первый класс все ходили, знаем, один это не три, три это не один, как это может быть? А кто сказал, что в нашем мире ограниченном, физическом такие законы, которые у нас действуют: один меньше трех, три не равно одному — кто сказал, что вот там, за пределами нашего ограниченного физического мира эти законы точно так же действуют? Кто нам это сказал, с чего мы это взяли? Господь нам приоткрыл тайну Божества. Он нам эту завесу немного раздвинул. И мы, глядя на эту, еще не до конца для нас постижимую тайну, уже находимся в состоянии того, что мы просто не способны своим сознанием, своим рацио постигнуть эту тайну Божества. Блаженный Августин много размышлял о Троице, и была у него такая история в жизни, когда он, очень долго гуляя по берегу моря, пытался все-таки три и один как-то свести между собой. Он увидел юношу, который сидит на берегу и копает ямку, в эту ямку он выливает из моря воду. Кто когда-нибудь это делал, то знает, в детстве, наверное, все копали песок, все прекрасно знают, что если вылить в ямку рядом с источником воды, с рекой неважно где, она обязательно уйдет обратно, откуда ее взяли. И вот юноша берет воду, черпает и выливает туда и выливает, вода уходит, он все равно выливает. Блаженный Августин удивился, подошел, спросил: что же ты такое делаешь? Тот ответил: я хочу все море вылить сюда, сейчас буду черпать-черпать, и постепенно все его сюда вылью. Блаженный Августин очень удивился и сказал: неужели же ты не знаешь, что это невозможно? И тогда юноша повернулся к нему и сказал: скорее я море перелью в эту ямку, нежели ты постигнешь тайну Святой Троицы. Это было явление ангела, который посетил святого и принес ему весть о непостижимости этой тайны. Господь в день Богоявления открывает нам эту тайну. В Новом Завете человек получил такое откровение. Прикровенно и в Ветхом Завете мы находим как бы особые предвестники этой тайны, которая будет потом нам открыта в Новом Завете. Даже при творении мы видим, что в Священном Писании есть такие слова: «Сотворим человек по образу Нашему и подобию Нашему». Далее: «И сотворил человека по образу Своему и подобию». То есть вот уже видим здесь некий Совет: «Сотворим человека по образу Нашему». А далее: «И сотворил». Действие одного Лица. В Ветхом Завете все прекрасно помним историю явления Аврааму Святой Троицы. Таким образом, Ветхий Завет уже является предвестником этой тайны, но полностью она раскрывается нам в Новом Завете. И вот этот день, день Богоявления Господня — это день, когда мы узнаем об этой тайне и, безусловно, богословие богослужения много нам об этом говорит.
Марина Борисова:
— Мне очень нравится слово «тайна» в отличие от загадки, потому что загадка предполагает, что ее можно отгадать, а с тайной надо научиться как-то жить. В особенности внутри Церкви, поскольку на тайне основаны все таинства, объяснить их никаким образом не возможно. Наше существование внутри церковной ограды все окутано тайнами, с которыми мы учимся жить, учимся на протяжении всего нашего земного пути, потому что периодически что-то нас начинает смущать, что-то не укладывается в наши представления. Потом наши представления меняются, благодаря соприкосновению с той же тайной в таинствах. На самом деле все так переплетено. И в празднике Богоявления это чувствуется, насколько все близко, насколько близок Бог, насколько близка тайна, насколько все чудесным образом устроено. Иногда не надо стремиться все уразуметь глазами, умом, иногда надо включать какие-то другие органы восприятия.
Протоиерей Илья Кочуров:
— Совершенно верно. Пять чувств телесных, которые имеет человек, не являются полноценным источником информации о мире. Вспомнить Декарта, когда он в составе воинской части вошел в голландскую деревню, там были сгоревшие дома, а печи уцелевшие, ночевать было негде, он забрался в одну из таких печей, закрыл за собой заслонку, чтобы можно было переночевать, там было тепло. Он оказался в полной изоляции от внешнего мира, там было темно и не было никаких звуков. Как человек мыслящий, он лежит и думает: буквально несколько минут назад мои пять чувств мне говорили, что мир существует. Сейчас эти же самые чувства, мне говорят, что он не существует. В какой момент они меня обманывают, как понять? Может быть, они тогда меня обманули или сейчас меня обманывают? Действительно, человек при помощи пяти чувств познает только то, что вот прямо у него под руками, но не может проникнуть за пределы этого физического мира, а что там за пределами мира физического? Но Господь дает человеку такую возможность при помощи веры, при помощи нравственного чувства. Таким образом, вера — это особая способность человека воспринимать информацию о мире, но только идущую от откровения.
Марина Борисова:
— Дорогие друзья, напоминаю, что сегодня с нами этот «Светлый предпраздничный вечер» проводит протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. С вами Марина Борисова. Мы ненадолго прервемся. Мы вернемся к вам буквально через минуту.
Марина Борисова:
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня этот «Светлый» предпраздничный, предкрещенский вечер с нами проводит протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. С вами Марина Борисова. Мы продолжаем разговор о празднике, который начнется для нас буквально завтра, потому что освящение воды, которого мы так все ждем, происходит дважды в этот праздник. И, кстати, сколько бы ни объясняли священники смысл этого двойного освящения, каждый раз приходится напоминать, потому что у людей снова и снова возникает вопрос, какая вода правильная, та, которая освящается в Крещенский сочельник, или та, которая освящается непосредственно на праздник?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Я думаю, что все слышали ответ священников у себя на приходе, и все-таки каждый раз приходят, задают опять тот же самый вопрос. Да, это действительно происходит из года в год. Великое освящение воды совершается в сочельник, в навечерие Крещения Господня. Как правило, это совершается после Божественной литургии. Никакой разницы в чине освящения, что в навечерие, что в сам день Крещения Господня, нет. Если у вас есть вода, которую вы взяли в день Крещенского сочельника это и есть крещенская вода, которую можно хранить весь год. Если не успели взять в Крещенский сочельник, в храмах все равно совершается на следующий день после литургии Крещения Господня великое освящение, можно взять в день Крещения Господня, разницы никакой нет. Исторически освящение было в день навечерия, то есть в Крещенский сочельник. Ну а сейчас мы совершаем его дважды. Хотя чин один и тот же. Он называется чин великого освящения воды.
Марина Борисова:
— Тут возникает целый букет вопросов, которые связаны с таким загадочным и очень привлекательным словом — святая Агиасма. Почему именно вода, которая освящена в храме священником в Крещенский сочельник или в праздник Крещения, отличается для верующего человека от той воды, которую можно получить в том же храме после водосвятного молебна? Почему особое отношение, как к особой святыне? Ведь мы что читаем? Мы читаем, что в былые времена крещенская вода могла в каких-то сложных обстоятельствах заменить человеку причастие. То есть до такой степени, что она расходовалась по каплям. Мы сегодня наблюдаем людей с огромным количеством баллонов и всевозможных емкостей, которые набирают эту воду буквально в каких-то промышленных количествах, и не очень понятно, зачем же так много? Если нужна просто вода с молебна освященная, ее можно в течение всего года получить в церкви, это не сложно. Почему сместилось представление, что Агиасма — это святыня, это почти причастие?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Не совсем правильно, даже, я бы сказал, совсем не правильно. Святая Агиасма ни в коем случае это не причащение. И она даже в каком приближении не является заменой причащения святых Тела и Крови Христовой. Но, тем не менее, да, святая Агиасма является великой святыней и принято ее хранить у себя дома в течение всего года и вкушать ее. Причем, в отличие от всех других освящений воды, именно святую Агиасму полагается вкушать до всей остальной пищи, то есть натощак. Здесь причина в том, что, во-первых, сам чин великого освящения воды отличается от чина освящения на молебне и всех других чинов. Там и содержание молитвы другое. И сам день, в который она освящается, день, когда мы вспоминаем Крещение Господне, Его вхождение в воды Иорданские и освящение всего естества, накладывает отпечаток на эту святую воду. Мы эту воду храним как особое благословение Божие человечеству. Господь вошел в воды Иорданские и освятил все водное естество. Это Его благословение, которое дал Господь людям через освящение воды, у нас и находится в этой святой воде. Господь Своей благодатью касается простого физического материального вещества, воды, и эта благодать передается человеку через его благоговейное отношение к воде. Этой водой мы окропляем и самих себя, и свои жилища, мы пьем эту воду, то есть относимся к ней как к великой святыне. Благодаря нашей вере и нашему благоговению, Господь и сообщает нам через эту воду Свою особую благодать. Допустим, если человек будет без веры относиться к святой крещенской воде, она ему не даст той благодати, потому что Господь благодать людям механически не подает. Это не какой-то шаманизм, это не какие-то ритуалы, это живое влияние церкви на человека посредством этих священнодействий, а именно освящения святой воды. Поэтому, конечно, Агиасму, то есть святую крещенскую воду мы выделяем особо, она имеет особые свойства. Многие христиане могут засвидетельствовать, что физически эта вода действительно становится как будто другой. Ну, например, хотя бы потому, что она не портится. Всякое бывает, но в основном все православные люди рассказывают и на своем личном опыте прекрасно знают, что, один раз взяв в храме в день Крещения воды, ее можно хранить целый год, а иногда и несколько лет, и она не портится. Вот одно из таких явных свидетельств того, что это вода особая.
Марина Борисова:
— Если в день Крещения обновляется естество всех вод, то почему тогда мы не можем сказать, что можно из водопроводного крана набрать воды, она тоже будет святая?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Можем, конечно, и так сказать. Но над той водой, которая освящается в храме, совершается особый чин. Он в себя включает чтение молитв плюс другие священные молитвословия, как ектеньи, паремии, Евангелие, возжжение свечей, каждение самой этой воды, погружение туда святого креста. Над водой, которую мы берем из храма, совершен особый чин освящения, особые священнодействия, поэтому она, конечно, будет отличаться от той, которую мы налили из крана.
Марина Борисова:
— Я знаю, что есть много людей, которые крещенскую воду набирают в таких количествах, потому что запивают ею лекарство. Насколько это правомерно?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Не надо все смешивать в одну кучу. Лекарства лекарствами, их надо запивать простой питьевой водой, и они принесут свою пользу, если правильно используются. Святую воду мы должны отделять от всего остального, и употреблять ее саму по себе как святыню. Не как способ запить что-то, лекарства какие-то, она сама по себе святыня, мы ее должны именно с таким чувством, благоговением употреблять. Поэтому мы ее и употребляем до завтрака, сначала вкушаем святую крещенскую воду, а потом уже что-то остальное, проявляя тем самым особое к ней благоговение. Фактически получается, что как мы ко причащению готовимся, до причащения ничего не вкушаем, так и святую крещенскую воду, до того, как ее попьем, тоже ничего не вкушаем.
Марина Борисова:
— Вы сказали об очень важной детали, которая иногда ускользает от внимания даже верующих людей. В Крещение, когда человек приходит, чтобы набрать освященной крещенской воды, он часто к несчастью забывает, что хорошо бы, пока он стоит и ждет, когда он сможет это сделать, молиться в это время. К сожалению, то, что происходит в очереди за этой святыней, не всегда бывает благочестиво и не всегда бывает в том состоянии и в том настроении, которое должно быть у человека, который хочет получить часть святыни. Мы же стоим в очереди перед Чашей, когда хотим причаститься, у нас нет желания протиснуться вперед или кого-то отодвинуть. А здесь, собственно говоря, тоже великая святыня, а при этом отношение к ней вполне житейское — надо набрать воды.
Протоиерей Илья Кочуров:
— Та, проблема, о которой вы говорите, действительно, существует. Бывали даже такие случаи, что столы ломали, на которых стоят баки со святой водой. Это, конечно, прискорбно. Очень часто бывает так, что человек, придя в храм, идет не на богослужение, а туда, где будет освящаться вода, чтобы занять очередь пораньше, чтобы раньше других взять воды. Это говорит о чем? О том, что человек без веры приступает к святой воде. Самое главное для нас это молитва, богослужение и приобщение святых таинств. И когда человек расставляет эти приоритеты, то, конечно, в первую очередь, человек приходит в храм Божий, молится за богослужением, прославляет Господа Крестившегося, прославляет Богоявление и откровение тайны Святой Троицы. А потом, как приложение к духовному освящению, еще и телесное освящение, берет с собой воду святую для того, чтобы пить ее и окроплять свое жилище. Священники обращаются к собравшимся людям, напоминают о необходимости благочестивого поведения в храме, напоминают о том, что если вступать в какие-то распри и проявлять нетерпение или еще какие-то негативные некрасивые чувства, то святая вода не принесет человеку должной пользы. Иногда эти призывы доходят до умов и сердец собравшихся, иногда не очень. Мы, конечно, очень стараемся, чтобы максимально быстро раздавать воду, чтобы не скапливалось большое количество людей, чтобы не было большой очереди. Но это момент технический, по-всякому бывает, иногда справляются наши сотрудники, быстро раздают, иногда бывает, уже и не справляются. Приглашаем на помощь благочестивых прихожан. Прихожане, кстати, сказать, с большим удовольствием и с большой радостью приходят, помогают в дни Крещения. Это всегда объединяет, радует, очень радостно видеть всех наших, когда вместе стоят у святой воды, раздают людям. Плюс ко всему это еще и очень хороший повод для миссионерской работы, можно людям раздавать листовки, можно включать аудиозаписи, в которых читается Священное Писание, Псалтирь, записи проповедей известных проповедников. Сегодня ведется очень большая работа для того, чтобы не было никаких негативных, некрасивых явлений при раздаче святой воды, а напротив, чтобы люди, пришедшие получить святую воду в храме, получили бы и плюс, кроме воды, какую-то пользу для души, какое-то назидание или какую-то нужную для них информацию об этом празднике. В этом смысле, мне кажется, сегодня ситуация в храмах сильно меняется в лучшую сторону.
Марина Борисова:
— Дорогие друзья, напоминаю, что сегодня этот предпраздничный «Светлый вечер» с нами проводит протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. Мы начали наш разговор с констатации печального явления, связанного с традицией крещенских купаний. Но помимо этого ажиотажа чисто светского существует традиция. Мы же, когда бываем на каких-то святых источниках, стараемся искупаться, независимо от времени года. Это может быть и летом, и зимой, и осенью, когда угодно. Многие благочестивые люди окунаются в святые источники и зимой, и в этом нет ничего сверхъестественного, это часто происходит. Мне кажется, среди благочестивых людей может возникнуть желание окунуться в крещенскую воду. Но как не попасть в этот ажиотаж, не сбить собственное ощущение, с которым ты хочешь это сделать?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Мне кажется, невозможно это на сегодняшний день. Везде, где оборудуются купальни — хотя сегодня это делается на высоком уровне, участвует МЧС, ставятся палатки, в которых можно переодеться, обогреться, трапы деревянные, лестницы, все делается хорошо, но, тем не менее —ажиотаж сохраняется. Я не знаю, это личное дело каждого человека, как поступить, купаться — не купаться. Лично мое отношение, что эти купания сбивают с толку, весь праздник уходит куда-то не в ту сторону. Я считаю, что самое главное в эти важные крещенские дни, в сочельник, и в сам день Крещения, быть на богослужении, по возможности подготовиться к причащению святых Христовых тайн и причаститься. Обязательно, чтобы в этот день вас священник окропил святой водой. Если вы будете на богослужении, это неизбежно, он обязательно вас окропит. Взять в этот день святую воду и обязательно ее выпить, окропить свой дом, в котором живешь. По возможности, работу, офис или цех, помещение, где человек работает, если позволяют условия, если есть такая возможность. Вот это самое главное надо сделать. Причем, интересно, сделаю такую оговорку, именно в день освящение святой воды, когда вода освящается, ее можно вкушать целый день. В другие дни уже все, нельзя, а именно в день освящения можно целый день ее вкушать. Вот это самое главное, что нужно сделать. Если на этом сосредоточиться, то даже не до купаний становится. К купанию, особенно зимой, надо как-то подготовиться, после купания тоже привести себя в порядок, плюс морозы, в общем, это целое дело. Очень плохо, если человек сосредоточился на том, где бы ему найти, где искупаться, после купания как себя привести в порядок, и из-за этого пропустил богослужение — это плохо, тогда это купание вообще не на пользу пошло, а во вред только.
Марина Борисова:
— Вы сказали, хорошо бы окропить этой водой свое жилище и помещение, где ты работаешь. А как это сделать? Одно дело священник, он знает чинопоследование, как нужно проводить окропление святой водой, а что делать мирянину, который не знает, как это делать? Какие молитвы читать, что петь, как действовать?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Окропление совершается крестообразно. Сначала окропляется восточная сторона, потом западная, потом южная и потом северная. Это в каждом помещении таким образом делается. Если у вас, условно говоря, десять комнат, то десять раз нужно будет сделать такое окропление, в каждой комнате. Точно так же и на кухне, и в прихожей, можно окроплять и туалет, и душевую, и место содержания животных. Допустим, если человек живет в деревне, у него хлев и еще что-то, тоже это все можно окроплять святой водой. Во время окропления поется тропарь Крещения: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...» Можно петь, кто не может петь, можно читать. Если вы у себя на работе, идет рабочий процесс, чтобы никому не мешать, не смущать, можно про себя произносить. Господь нашу молитву слышит, лишь бы она была искренняя и от сердца. Окропляется специальным приспособлением, называется кропило, в храмах сейчас это можно найти, в любом храме продаются маленькие кропила для домашнего обихода. Но если вдруг кропила нет, можно его сделать самому. Это можно сделать из пучка сена или соломы, можно использовать... знаете, бывают кисти, которые висят на шторах крупные, не маленькие кисточки, которыми художники пользуются, а кисти покрупнее, можно использовать их. Можно, в конце концов, несколько веревочек, 10-15 потолще веревки взять, нарезать их пучок диной сантиметров 15-20, перевязать посередине, и тоже получится импровизированное, наспех сделанное кропило. Таким кропилом окропить свое помещение. Это будет правильное проведение дня праздника Крещения Господня. Раньше, конечно, священник обходил дома, помещения, но по современным реалиям это просто невозможно, чтобы приходской священник смог обойти дома всех прихожан, еще и места, где они работают, это не подъемно. Поэтому каждый христианин вполне спокойно и благоговейно может совершить окропление своего дома, и не только может, а должен, это надо сделать на Крещение. Искупаться — это не обязательно, а окропить свой дом — это обязательно.
Марина Борисова:
— Крещение у нас завершает очень большой, очень осмысленный, очень важный праздничный цикл, который начинается с Рождества Христова и через все святые дни, через все Святки, через целую череду праздников, подводит нас к празднику Богоявления и Крещения Господня. Нам очень трудно всегда бывает подготовиться к празднику, но еще труднее из праздника выйти, тем более, когда праздник растянут во времени на несколько дней или даже недель. Как выйти из праздника, не растеряв все, что ты приобрел во время этих праздничных дней?
Протоиерей Илья Кочуров:
— Мне кажется, сама обстановка, устройство нашего календаря современного заставляет человека выйти из этих праздников, потому что к 19 января уже вовсю начинает кипеть рабочая жизнь и здесь человеку уже не до праздников. Самое главное, чтобы мы сохранили в своей душе ту благодать, которую мы получили в дни святые. Святки нас обогащают сильно, мы вспоминаем и Христа родившегося, пришедшего на спасение человечества; вспоминаем Христа, выходящего на проповедь, освящающего все водное естество. В эти дни мы много размышляем, молимся в храме, причащаемся, исповедуемся. То, что может украсть нашу благодать, это суета, раздражение, мелкие обиды, недопонимание с близкими, какие-то мелочные желания чего-то большего, чем Господь дает тебе. Все это нужно оставить в прошлом, там, до святых дней, а после святых дней начать новую жизнь с открытой душой и легким сердцем, в общении со своими близкими, в молитве, благоговении. Так Господь нам даст возможность сохранить благодать этих святых дней на весь оставшийся год до следующих Святок.
Марина Борисова:
— Получается, что новогоднее пожелание «С новым счастьем» относится не к Новому году, а к Богоявленскому, Рождественскому праздничному циклу, после которого можно с чистой совестью сказать: вот теперь нас ждет новое счастье, потому что мы в какой-то степени все стали новыми.
Протоиерей Илья Кочуров:
— Да, совершенно верно. Обновление через приобщение благодати Христовой в храме, действительно, является для человека счастьем, действительно человека укрепляет, обновляет, возвышает. Это возвышенное состояние хорошо бы сохранять и далее.
Марина Борисова:
— Спасибо вам огромное за эту беседу. Этот предпраздничный, предкрещенский «Светлый вечер» с нами провел протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. С вами была Марина Борисова. С наступающим праздником. До свиданья.
Протоиерей Илья Кочуров:
— До свиданья.
Все выпуски программы Светлый вечер
1 ноября. О делателях и жатве
В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
О делателях и жатве, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
1 ноября. О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой
Сегодня 1 ноября. День памяти Блаженной Клеопатры и её сына святого Иоанна, живших в четвёртом веке.
О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой, — протоиерей Михаил Самохин.
1 ноября. О пророке как вестнике воли Божьей
Сегодня 1 ноября. Церковь чтит память Пророка Иоиля, жившего предположительно пятом веке до Рождества Христова.
О пророке как вестнике воли Божьей, — протоиерей Василий Гелеван.