Коста-Рика — одно из самых спокойных государств Центральной Америки. Еще в 1948 году Коста-Рика официально отказалась от собственной армии. В стране сегодня в качестве единственной силовой структуры существует только полиция, которая, надо сказать, не слишком обременена обязанностями — преступность в стране крайне низкая.
В большинстве своем костариканцы — католики. Католичество на этой земле существует с времен Конкисты, то есть с 16 века, когда завоевания страны Центральной Америки были завоёваны испанцами. Но с 90-х годов прошлого века в Коста-Рике нашлось место и для Православия. Православная община в Коста-Рике состоит в основном из русских эмигрантов, приехавших сюда либо в первой половине двадцатого века, либо в его конце. Благодаря деятельности православных из России о Православии стали узнавать местные жители, которые пока в небольшом количестве, но приняли крещение. До недавнего времени у православных костариканцев не было ни своего храма, ни постоянного священника, который бы заботился о местной православной общине. В результате функции главы общины брали на себя активные миряне — они устраивали молитвенные встречи, тематические лекции, совместные чаепития. В общем, делали все возможное для сплочения православной общины.
В 2008 году ситуация изменилась к лучшему. Православные костариканцы смогли приобрести небольшой участок земли недалеко от столицы страны — Сан-Хосе, где в итоге построили храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сегодня в нем совершаются регулярные богослужения, которые посещают 150 человек — членов общины.
Православные в Коста-Рике, с одной стороны, стараются поддерживать связь с исторической родиной. Так как костяк общины составляют русские иммигранты, то подчас церковные праздники проходят в российской православной стилистике. Но это не означает, что коренным костариканцам приходится вместе с Православием в обязательном порядке принимать русскую культуру. Православная община Коста-Рики не пытается изолироваться от обычаев этой страны. Наоборот, наиболее светлые и добрые традиции старается сделать своими. Например, любимым для православных костариканцев угощением на Рождество и Пасху давно стал тамаль. Тамаль — традиционное для Центральной Америки блюдо. Тамалем называется блюдо, которое представляет собой тесто из кукурузной муки с большим содержанием крахмала, завернутое в листья кукурузы или пальмы. В тесто добавляются разнообразные начинки, такие как курица, мясо, сыр, овощи или чили. Сочетающихся по вкусу начинок может быть сразу несколько. Тамаль готовится на пару или варится в воде.
Довольно ярко костариканские национальные традиции проявляются в жизни православной общины в преддверии Великого поста. В Коста-Рике, также как и в прочих латиноамериканских странах, принято перед постом устраивать карнавал. Вот и местные православные проводят небольшое представление с масками и музыкой, чтобы от души повеселиться перед наступлением постных дней. Карнавальный вечер подчас проводится прямо во дворе храма.
Православная община Коста-Рики сегодня активно развивается. Все больше коренных костариканцев интересуются Православием и принимают крещение. Будем надеяться, что в скором времени количество православных храмов в Коста-Рике увеличиться и Православие окончательно укорениться на этой земле.
Все выпуски программы Вселенная православия
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.