Наверно, у каждого христианина есть свои, особо почитаемые святые и святыни. Подвижники, чей жизненный путь нам особенно близок. Иконы, передававшиеся по наследству или привезенные из святых мест. Лично для меня такое значение имеет образ Божьей Матери «Отрада и Утешение», который появился в моей жизни совершенно случайно. А произошло это так.
Однажды я с друзьями ездила на экскурсию в Саввино-Сторожевский монастырь, который находится неподалеку от Звенигорода. Мы приложились к мощам, прочли акафист преподобному Савве, а в оставшееся время гуляли по живописной территории монастыря, наслаждаясь чудесной летней погодой и красивыми видами. Тогда-то я зашла в церковную лавку, чтобы подать записки о своих близких. Стоя в очереди, я без особого внимания разглядывала иконы. Покупать я ничего не собиралась.
Но тут мое внимание привлек Образ Богородицы, который показался мне необычайно красивым. На нем Божья Матерь прижимает к губам крохотную ручку младенца Христа. От этого Образа веяло каким-то теплом и сердечностью. Я долго разглядывала икону, а потом не выдержала и купила ее, поняв, что очень хочу, чтобы этот Святой Образ был в моем доме. К тому же мне чрезвычайно понравилось его название: «Отрада и Утешение».
В то время я пела в церковном хоре в Подмосковье, но когда на моей основной работе изменился график и я перестала успевать на службы, мне пришлось искать новый храм поближе к дому. Некоторое время я находилась в безуспешных поисках. То район не подходил, то условия. Наконец, появилась подходящая вакансия. И как раз в храме, освященном... в честь Образа Божьей Матери «Отрада и Утешение»! Сам Господь ведет меня туда — радовалась я. Ведь совсем недавно в моем доме появилась эта прекрасная икона. Но... в хор меня не взяли. Я расстроенная смотрела на Богородицу с немым укором. Ну как же так? Это ведь был такой явный знак!
Через пару месяцев меня пригласили в другой храм. В нем главный престол был освящен в честь Николая Чудотворца, а один из приделов посвящался... образу Божьей Матери «Отрада и Утешение». И кстати, этот храм по расположению был для меня гораздо удобнее, чем тот, куда я ранее пыталась устроиться.
Знаете, что я думаю? Иногда нам кажется, что события нашей жизни так логично подводят нас к какому-то итогу, что иначе и быть не может! Ведь мы прочли все знаки, разгадали все секреты, и всё вроде бы складывается специально для нас! А потом... все наши планы летят кувырком. И мы в растерянности обращаем наш взор к небу, не понимая Божьего замысла. Но этот замысел о нас действительно есть. Возможно, совсем не тот, о котором мы мечтали, но − совершенно точно − наилучший для нас.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница