В Вологодском государственном музее-заповеднике хранится удивительная икона — «Зырянская Троица», созданная, по преданию, святителем Стефаном Пермским. Подписи на ней сделаны на языке коми так называемой «стефановой азбукой», составленной великим православным миссионером в четырнадцатом веке.
Будущий просветитель коми родился около тысяча триста сорокового года в Устюге в благочестивой семье. В монастыре святителя Григория Богослова в Ростове Великом Стефан принял монашеский постриг, а также изучил Священное Писание, богословие и греческий язык. Знал он и язык зырян, как в те времена называли народ коми: ведь в тех местах, где вырос будущий святой, жило много зырян. Господь вложил в сердце молодого монаха желание проповедовать им Евангелие — идти в Пермь Великую.
«Земля Пермская, — сокрушался Стефан, — осталась в первоначальном идольском обольщении, не наученной вере христианской. Никто не благовестил им слова Божьего».
Явившись в тысяча триста семьдесят девятом году к епископу Коломенскому Герасиму, святой просил:
— Благослови, владыка, пойти в языческую землю, называемую Пермь, к народам заблудшим. Хочу научить и крестить их, если Бог поспособствует мне.
Епископа весьма удивила просьба. Он рукоположил Стефана в сан иеромонаха и благословил его:
— Иди с миром! И да будет благодать Господа нашего Иисуса Христа, которого благовестить собираешься, с тобою ныне, и всегда и во веки веков.
Первое миссионерское путешествие святого Стефана по землям вдоль Северной Двины было трудным: язычники постоянно угрожали ему смертью. Бесстрашный проповедник не уходил. Наоборот: он поставил свою келью недалеко от священной берёзы, возле которой собирались язычники. Стефан срубил и сжёг берёзу.
— Сильны ли боги ваши, — говорил он, — если они не могут защитить себя? Не таков Бог христианский. Он Всемогущ, ибо создал весь мир и о всём промышляет. Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его.
Вдохновенные слова беззащитного и искреннего проповедника в прямом смысле слова обезоруживали зырян-язычников. Мало-помалу они начали прислушиваться к проповеди и принимать крещение. Особое значение имела победа Стефана в публичном споре с авторитетным языческим жрецом Памом.
В тысяча триста восьмидесятом году Стефан воздвиг первую церковь на земле коми — Благовещенский храм в Усть-Выми.
Эти первые успехи привели к тому, что в тысяча триста восемьдесят третьем году Стефана рукоположили во епископа Пермского. Великий князь Дмитрий Донской пожаловал ему большие средства на строительство церквей. Было основано и несколько монастырей, в том числе в районе Усть-Сысольска (нынешнего Сыктывкара).
Но главным для святителя являлось «строительство» душ, а не стен. Он осуществлял грандиозный проект создания христианской национальной культуры Коми. Святитель Стефан разработал зырянский алфавит, перевёл книги Священного Писания. При храмах он открывал школы с обучением на зырянском языке. Божественная литургия также служилась на нём.
В силу исторических перипетий зыряне с опаской смотрели на русских и «русскую веру». Однако Стефан явил зырянам подлинное лицо русского православного народа. Он стал защитником коми от притеснений, а в тысяча триста восемьдесят шестом году ездил в Новгород, добившись прекращения набегов на коми и наказания виновных в них. Во время страшного голода в том же году он обеспечил привоз хлеба из Руси и оказывал помощь всем нуждающимся. Готовность положить душу за свою паству святитель явил и во время нашествия вогулов (нынешних манси): когда он, безоружный, вышел к ним навстречу, они поразились неким чудесным видением и ушли.
Святитель Стефан Пермский отошёл ко Господу в тысяча триста девяносто шестом году во время поездки в Москву. Перед смертью он молил Бога о своей зырянской пастве: «Отче, взгляни на людей этих новокрещёных. И очисти им души и тела Своею благодатью. Укрепи их в православной вере христианской и научи их творить волю Твою!»
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».