Сколько себя помню в Церкви, а это почти 20 лет, всегда очень иронично, а то и неприязненно относилась к так называемой «православной субкультуре». Под этим термином подразумевается некая внешняя сторона православной культуры, не имеющая ничего общего с догматами. И самым странным мне казались все эти платочки, длинные юбки народного кроя, старомодные платья и сарафаны. Лично мне это было чуждо, непонятно, не откликалось внутри, а то и активно не принималось.
Я всю жизнь увлекалась историей костюма и понимала, насколько псевдорусские костюмы не похожи на настоящие, бережно собираемые и хранимые этнографами.
И вот, относительно недавно решила перечитать воспоминания фрейлины Ее Императорского Величества Анны Вырубовой. В своих мемуарах она с большой любовью описывает Императрицу Александру Федоровну, ее быт, привычки, любимые занятия. В частности, Анна Александровна пишет, что Императрица имела обыкновение ходить в храм, покрывая голову...косынкой.
Это очень нетипично для любой дамы высшего света начала 20-ого века. В то время платок и косынка были головным убором деревенской женщины. Горожанки же и особенно дворянки предпочитали шляпы или чепцы.
Для чего понадобилось Императрице надевать несвойственную ее положению деталь гардероба? Думаю, для Александры Федоровны, урожденной немецкой принцессы, получившей английское воспитание и ученую степень по богословию, следование какой-либо околонародной или псевдонародной субкультуре было бы странно.
В тех же мемуарах я прочитала ответ. Императрица надевала косынку в храм для того, чтобы в собственных глазах, а также в глазах своих подданных быть перед Богом не Ее Императорским Величеством, а просто рабой Божьей Александрой.
Церковь была практически единственным местом, где представительница царской фамилии не возвышалась над своим окружением, а была равной ему настолько, насколько это в принципе возможно. В молитве и Таинствах. Для Царицы это было важно, поскольку практически с самого начала пребывания в России она чувствовала себя чуждой. Кроме того, ей нравились красочные иконы, торжественные православные Богослужения, все то, чем она была так очарована, перейдя в Православие из протестантизма.
После прочтения воспоминаний Анны Вырубовой я, разумеется, не перешла на старомодный стиль одежды. Лично мне ближе современные платья и головные уборы. Просто стала терпимее к тем, кто этой моде следует. Возможно, современные прихожанки надевают платья и сарафаны в русском стиле, для того, чтобы почувствовать себя частью народной культуры. Культуры, пронизанной православным мироощущением. Культуры, практически полностью уничтоженной в советское время.
Для современной прихожанки платок и сарафан могут быть нитью, связывающей ее с предыдущими поколениями. С корнями.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал