Иак., 51 зач., I, 19-27.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Мы привыкли к тому, что слова апостольских посланий обращены к тем людям, которые давно умерли. Если апостолы кого-то в чём-то обличают, то это нас не особо касается, да и сам слог посланий делает обличения менее чувствительными и заметными. Однако так бывает далеко не всегда, и некоторые из апостольских слов способны задеть совесть не только их непосредственных адресатов. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 1-й главы Соборного послания святого апостола Иакова. Давайте послушаем эти слова, и постараемся на них не обидеться, а воспринять их как руководство к действию.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Апостолы, как мы знаем, не имели ничего, кроме веры во Христа и вести о Христе Воскресшем. С верой они шли туда, куда повелевал им идти Господь, а несли они проповедь о Спасителе мира. Апостолы были убеждены, что спасение заключено в слове как в некотором семени. Собственно, об этом говорил и Сам Христос в Своей притче о сеятеле, ведь сеятель в той евангельской притче сеет вовсе не материальное семя, а слово Божие, которое должно принести свой плод, однако приносит оно его далеко не всегда, и дело вовсе не свойствах самих семян — все они в равной степени хороши — дело в той почве, на которую семена попадают.
Апостол Иаков несколько расширил эту Христову притчу, и расширил её весьма неожиданным образом. В толковании к Своей притче Спаситель сказал о том, что есть три причины, которые мешают семенам принести плод: это дьявольское воздействие, это страх и это соблазны материального мира. Конечно, возможна и комбинация всех этих причин. Апостол Иаков добавил к ним ещё одну, и если упомянутые Христом препятствия для слова Божия не могут никого задеть или оскорбить, то мысль апостола Иакова весьма далека от толерантности, а также от бережного отношения к чувствам адресатов его послания. Апостол сравнил тех, «кто слушает слово и не исполняет» с людьми, не способными запомнить собственное отражение в зеркале, то есть с теми, кто настолько интеллектуально слаб, что не в состоянии узнать самого себя. Можно сказать, что он назвал таких людей умственно неполноценными. Хотя, конечно, здесь можно было бы использовать и значительно более обидные слова, но мы не станем их произносить, ведь дело не в словах, а в причинах, которые мешают нам быть исполнителями евангельского слова, и факт остаётся фактом: как правило, это внутренние причины, и одна из них — особенности нашего интеллекта, которые становятся заметными лишь тогда, когда дело доходит до исполнения евангельских повелений Христа. Однако эти особенности легко устранить, если перестать относиться к Евангелию как к сборнику ничего не значащих древних назиданий, и начать смотреть на него как на Слово Жизни. Дай Бог, чтобы у нас нашлись и желание, и смелость, и вера поступать таким образом!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жердевка. Храм Александра Невского
Жердевка — небольшой город на юге Тамбовской области. Первый деревянный храм здесь построили в 1885 году. Он был посвящён благоверному князю Александру Невскому. После революции 1917 года церковь снесли. На святом месте устроили автовокзал. При его строительстве были вскрыты могилы священников, погребённых некогда в алтаре Александровского храма. Останки пастырей перезахоронили на местном кладбище. Прошло немало лет, прежде чем открылась новая страница в истории православия в Жердевке. В 1994 году верующим предоставили освободившееся здание детского сада. Прихожане переоборудовали его под церковь, украсили луковичной главкой с ажурным крестом. И освятили, как и утраченный деревянный храм, во имя Александра Невского. В 2004 году здесь произошло чудо — обновилась старинная икона небесного покровителя храма. Сегодня, глядя на её чистые краски, трудно представить, что лик благоверного князя Александра был едва различим. Верующие приезжают в Жердевку со всего Тамбовского края, чтобы почтить святыню.
Радио ВЕРА в Жердевке можно слушать на частоте 103,3 FM
«Распродажа»
Люблю пробежаться по торговому центру утром: покупателей в это время почти нет, и можно не томиться в длинных очередях. О, вот здесь распродажа, нужно зайти. Прямо у входа на вешалке вижу красивую сумочку. Последняя осталась. Беру! Пытаюсь снять сумку с вешалки, но почему-то не получается. Поднимаю глаза — с другой стороны за неё крепко ухватилась девушка. Я тяну к себе, она — к себе. Стои́м друг против друга, и ни одна не хочет уступать. Смотрю на неё: юная, лицо в смешных веснушках. Пожалуй, в дочери мне годится... И вдруг разжимаю руки и даже подталкиваю сумку к девушке. Она смотрит растерянно. А я говорю:
— Берите! Эта сумочка вам очень подойдёт.
Девушка улыбается, приветливо кивает и бежит к кассе. Я киваю в ответ и иду дальше. Думаю о том, как сегодня вечером она выйдет с этой сумкой на прогулку и будет радоваться обновке. И тоже искренне радуюсь.
Все выпуски программы Утро в прозе
24 января. О человеческой жажде справедливости и милости Божьей
Во 2-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Суд без милости не оказавшему милости».
О человеческой жажде справедливости и милости Божьей — священник Алексий Дудин.
Для того, чтобы разобраться, что значат эти слова, нам нужно помнить две вещи. Первое — это то, что наш Господь более милосерд, чем справедлив. И действительно, если было бы иначе, мы не смогли бы ответить перед Богом за свои беззакония, за свои грехи. Все, что у нас есть доброго, нам дал Господь, а все, что у нас есть худого, по сути дела, это следствие нашего своеволия и того, что мы не исполняем заповеди Божии.
Что же такое милость? Мы знаем, что те дела, которые мы творим, являются следствием нашего внутреннего, духовного состояния. И когда апостол дальше в этом послании добавляет, что вера без дел мертва, он имеет в виду то, что наша милость должна быть выражена в делах по отношению к нашим ближним. Если мы милуем других, то нас тоже помилует Господь. Если мы творим дела милости, то Господь эту милость окажет и нам грешным. Если же мы оставляем этот путь и начинаем требовать какого-то законного отношения к другим, то Господь по закону будет судить и нас, и тогда уже нам будет нечем оправдаться.
Все выпуски программы Актуальная тема