Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Схимонахиня Макария Тёмкинская (Артемьева)». Священник Сергий Морозов, Кирилл Мирейский

* Поделиться

У нас в студии были настоятель храма в честь Смоленской иконы Богородицы в Тёмкино священник Сергий Морозов и директор славянского фонда «Россия», руководитель Духовно-культурного центра имени схимонахини Макарии Тёмкинской Кирилл Мирейский.

Наши гости рассказали об удивительной подвижнической жизни старицы Макарии, о том, как она помогала духовными советами людям и как сейчас сохраняют и чтут ее память в селе Тёмкино, где она жила.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Сергий Морозов, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» в деревне Тёмкино Смоленской области и Кирилл Мирейский, директор Славянского фонда России и руководитель Духовно-культурного центра имени схимонахини Макарии Тёмкинской. Добрый вечер, дорогие друзья.

о. Сергий

— Добрый вечер.

К. Мирейский

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Ну вот уже из представления следует тема, о которой мы сегодня поговорим — поговорим мы о схимонахине Макарии Тёмкинской, об этой старице ХХ века. Недавно, 18 июня, был день ее памяти, и у вас в ваших местах в деревне Тёмкино были мероприятия, была служба, был молебен, был крестный ход, был спектакль. Старица продолжает собирать вокруг себя людей, которые к ней приходят с молитвой, с просьбой. О том, с чем приходят, мы сегодня поговорим, но я думаю, что не каждый наш слушатель знаком с этой фигурой, с этой подвижницей, с таким примером настоящей духовной жизни в ХХ веке, поэтому посвятим сегодня нашу беседу знакомству широкого слушателя со схимонахиней Макарией, поговорим о ее судьбе, поговорим о ее присутствии сейчас в жизни людей. Я бы вот с чего начал: может быть, немного даже так неожиданно и провокационно, но вот я это слово «старица» произношу, и вообще само слово «старец» нуждается в пояснении, почему? Потому что сегодня, по моим наблюдениям, да и не только по моим, есть такая, если угодно, мода — вот найти старца, ездить к старцу, и не каждый раз это настоящий старец, мы говорим о проблеме лжестарчества, младостарчества. Само собой, это не имеет никакого отношения к подлинной старице схимонахине Макарии, но вот что бы вы сказали, что отличает дух настоящего старца от того, кого можно просто за старца и наставника принять и ошибиться? Вот чего никогда не скажет настоящий старец человеку, как он себя ведет, в чем это проявляется? Вот природа старчества на примере схимонахини Макарии — это про что?

К. Мирейский

— Вы знаете, мне, наверное, просто ответить на этот вопрос, потому что я лично знал матушку Макарию, и первый раз я в составе своей семьи, приехал к ней, когда мне было почти восемь лет, это был 1978 год. Приехали мы, как и многие посетители матушки, с большой проблемой в нашей семье — у меня пропал старший брат, и на момент нашего приезда его дома уже не было дней восемь, и были звонки во все отделения милиции, все сыски были, но результатов никаких не было. И подруга моей мамы, царство ей небесное, тетя Юля покойная, сказала, что вот есть такая старица — матушка Макария, обязательно, Надежда тебе нужно к ней, она помолится и точно откроется, и рассказала нам несколько случаев о помощи от матушки Макарии. И мы очень быстро собрались с мамой вдвоём, дорога тогда занимала очень много времени, электричками, через две пересадки, из дома где-то часов в пять утра надо было выезжать, и только днём мы оказались в Тёмкино. Я смутно помню этот первый визит, но, как потом мама рассказывала, мы вошли вот в эту келью матушки Макарии, что меня удивило, там был какой-то такой необычный аромат помещения, очень необычный, вот тишина и какой-то запах. Всё было в иконах, матушка сидела на кроватке в углу, мама о чём-то с ней говорила тихо, а я рассматривал помещение. И потом мы вышли на улицу, и мама сказала, что матушка, задумавшись, сказала ей несколько слов: «Через пять дней вернётся, ждите». И так оно и случилось, через пять дней брат появился, там была проблема, но его нашли, слава Богу, и вот так вот мы открыли для себя эту старицу. А отвечая на ваш вопрос: тут, наверное, по Евангелию: «по делам их узнаете их», потому что уже потом, а мы ездили туда — либо мама одна, либо с нашими родственниками, либо с братом, каждый месяц мы посещали матушку Макарию, и видели множество, десятки людей, которые в очереди стояли, чтобы к ней попасть, с шести утра люди стояли в очереди, со всех уголков нашей страны люди привозили туда свою последнюю надежду, и кто с чем приехал, у кого тоже кто-то пропал, у кого-то какая-то неразрешимая на работе ситуация, кто-то неизлечимо болен, у кого-то в семье разлад полный, и вот знакомясь с людьми, и потом, впоследствии, когда уже взрослел, в матушкином доме в Москве, откуда я родом, встречаемся, общаемся между людьми, обменивались впечатлениями от матушкиных наставлений, и везде, вы знаете, присутствует одна такая чёткая линия, то есть человек приехал в этот домик в далёкой деревеньке смоленской, казалось бы, всеми забытой, приехал со своими немощами, пришёл вот к этому немощному получеловеку, потому что сидеть всю жизнь на кроватке, не двигаясь, полностью зависеть от своих хожалок, от того, как тебе что принесут, что тебе нальют в чашку, что тебе дадут в тарелке, и в надежде от этого человека получить какой-то совет, какое-то молитвенное наставление, и уехать именно с тем, что тебе нужно, а потом получить вот это открытие для себя, увидеть проблему — конечно, это показатель, что человек действительно за тебя помолился, ему открылось именно то, что для тебя нужно. И даже, вот я себя вспоминаю, где-то борясь с теми, порой строгими её указаниями: «вот этого не делай», «туда не ходи», смиряясь с этим, получал самое лучшее для себя решение, жизнь становилась спокойней, в ней убирались вот эти острые углы, вот эта самость. И мне кажется, когда молитва человека, старца или старицы, к которому ты пришёл, его указания совпадают с твоим смирением, с согласием выполнить волю Божию, которая открылась через этого предстателя, к которому ты обратился, вот когда ты внутренне смирился с этим решением, до конца его принял, выполнил, и всё сложилось, и ты видишь, что получился результат для тебя благоприятный — наверное, вот это прежде всего показатель, что ты находишься в правильных духовных руках, что в этот момент тебя объяла такая любовь Божия, и ты выскочил из ситуации «я», «моё», «отдай», отдав себя в руки человека, который тебя наставляет. Но, оглядываясь назад и вспоминая наставления матушки, она преставилась 18 июня 1993 года, а я был зимой 1993 года, уже один, потому что у мамы был инсульт, и ей тяжело было выезжать, и я приехал опять с жуткой для себя проблемой, был замечательный зимний день, солнце, мороз, пешком шёл от станции, замёрз весь, пришёл в её домик тёплый, в этот аромат икон, этого молитвенного настроения, и она в тот день мне ничего не сказала, но как бы знаком показала, чтобы я приблизился, и ей было очень тяжело приподняться на кроватке, она меня поцеловала в лоб, и вот такой прощальный поцелуй, наверное, он сказал всё сам за себя, теперь я понимаю, почему так. И потом очень многое что случалось, и я всё думал: почему так? Я там ослушался несколько раз её наставлений и получил, как говорится, по затылку, но возвращаясь в те тёплые объятия, в тот очаг, который для тебя этот человек вымолил, в домашний этот уют, в дом Божий, в то настроение, и очень хочется держаться тех благостных мыслей, тех указаний, которые матушка давала, потому что выходя из этой зоны комфортной, если ты долго в ней, сразу же ощущаешь тень тех своих проступков, согрешений, которые накладывают на неё отпечаток, и ты выходишь из своей зоны комфорта, и вот это очень ценно лично для меня.

К. Мацан

— Кирилл Мирейский, директор Славянского фонда России, руководитель духовно-культурного центра имени схимонахини Макарии Тёмкинской и священник Сергий Морозов, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» в деревне Тёмкино в Смоленской области, сегодня с нами в программе «Светлый вечер», и мы говорим о схимонахине Макарии Тёмкинской. Отец Сергий, ну вот после такого глубочайшего теплейшего экскурса, знакомства со старицей Макарией, которое нам Кирилл предложил, я вас хочу спросить: вы, как священник, который служит вот в этом месте, в этой деревне, с которой связана жизнь схимонахини Макарии, что для вас это значит, как ощущается, если угодно, её присутствие в вашей жизни, как священника?

о. Сергий

— Присутствие матушки Макарии, я могу сказать, ощущается постоянно, потому что, даже попав сюда, в эту деревню Тёмкино, опять же, я попал все-таки по благословению, по молитвам скорее всего матушки, потому что, в отличие от Кирилла Владимировича, я матушку лично не знал, в то время, когда она жила, я был молодой, учился в духовном училище, потом два года армии. Мой отец лично знал матушку Макарию, у меня отец тоже священник, в этом году у него пятьдесят лет священного сана, и мы, когда возвратились из Сибири, из Омска, отец столкнулся с небольшими проблемами, и я точно сейчас не могу сказать, но вот кто-то ему посоветовал съездить именно к матушке Макарии, и они собрались с моей мамой, поехали, долго искали, навигаторов тогда не было, но вот попали они. И отец был у матушки три раза, последний раз он у неё был, наверное, месяца за четыре до её смерти, и вот, уезжая, он говорил: «Матушка, хочу к тебе привезти своих сыновей», а нас было три брата. Она сказала так: «Дорогой отец Николай, при жизни мы больше ни с тобой и тем более с твоими сыновьями не встретимся, но пройдёт время, и с одним из твоих сыновей мы будем встречаться очень часто».

К. Мацан

— Интересно.

о. Сергий

— Да. А тогда же не было сотовых телефонов, и отец узнал о смерти матушки Макарии спустя, может, два-три месяца, потому что он собирался к ней поехать, и кто-то ему сообщил, что матушка умерла. И получается так, что я пришёл с армии, и меня владыка, тогда он был митрополит Смоленский и Калининградский, ныне Святейший Патриарх Кирилл, у отца был престольный праздник, и он подозвал и сказал, что «назначаем тебя настоятелем», не сказал даже, что в деревне Тёмкино, «назначаем настоятелем, завтра прийти за указом». Ну интересно было — куда, свободных мест тогда особо не было. Я прихожу в канцелярию, и мне говорят, что указ в деревню Тёмкино, храм Смоленской иконы «Одигитрии». Мы приезжаем туда, храм стоит, дали нам ключи, он пуст, только построенный, и началась вот эта жизнь: молитва, каждый день приходил на кладбище, служил панихиды, и всё шло своим чередом постепенно, постепенно, и вот уже в этом году, на Покров будет двадцать три года, как я нахожусь на этом месте, с каждым годом что-то прибавляется и прибавляется в положительном варианте. Народ едет, конечно, со многими проблемами, есть такие варианты, как, знаете, ищут такие места, вот вы заговорили про старчество, и некоторые ищут путеводителя по жизни. Кирилл Владимирович правильно сказал, что и получая благословение, и исполняя волю, и то, что тебе благословляется, а многие ищут того, что они хотят услышать, то, что они считают. Вот у меня был такой случай: одна женщина говорила: «Я была у одного старца, у второго, третьего, четвертого, а вот к пятому приехала и всё, что я хотела, он мне сказал». И вот здесь самое ключевое, что не то, что ты хотел услышать, что ты хочешь, а именно то, что тебе говорят, вот это есть исполнение, тогда всё будет получаться. Поэтому таким вот блуждающим и ищущим благословения своей воле Господь открывает старцам или старицам сказать то, что люди хотят слышать, а не то, что им положено, вот это большая разница. На моей бытности за это время, за двадцать два с половиной года — да, много происходило чудес, но я знаю людей, которые общались с матушкой Макарией, она многим говорила, что не нужно об этом никому ничего рассказывать, когда человек приезжает с какой-то проблемой, с болезнью, ещё с чем-то, и какое-то чудо происходит, то не нужно, как матушка говорила, бежать и об этом всем рассказывать. Об этом даже ещё Спаситель говорил, исцеляя, что иди и об этом никому не говори, потому что это лично для тебя. И матушка Макария присутствует невидимо, незримо, мы молимся за неё, совершаем панихиды.

К. Мацан

-Вы важнейшую вещь подчёркиваете, как раз тоже, мне кажется, об этом уместно поговорить, именно раскрывая перед слушателями такой положительный, светлый, мудрый, глубокий образ духовной жизни схимонахини Макарии, вот о том, что человек иногда ищет специально какого-то того старца, того духовного наставника, который, скажем так, его ублажит. И есть же чудовищные примеры из жизни, к сожалению, мы их видим перед глазами, я думаю, что у каждого в окружении они есть, когда человек ищет каких-то там вещей, благословения на то, чтобы уйти из семьи к другой женщине замужней, и вот ищут старца, который так в их ситуацию войдёт, скажет: «да, делайте, на это есть воля Божья», и понятно, что человек просто ищет на самом деле оправдания своему греху. Но тогда возникает вопрос, вот важнейшая вещь, на которую вы обращаете внимание: быть готовым услышать волю Божью о себе устами старицы, например, или старца, и тогда пытливый ум, вот нас сейчас слушать люди, может быть, не глубоко погруженные в церковную жизнь, таких много среди наших слушателей, люди, которые просто интересуются православием, открывают его для себя, но своего, может быть, большого опыта не имеют пока, — а как отличить, как довериться, как быть уверенным, что вот этот человек, это старица говорит не от себя, не от того, что вот ей так показалось, не просто, может быть, от мудрости житейской, а именно каким-то та́инственным образом тебе сообщает волю Божию о тебе? Ведь есть у человека такой внутренний скепсис: ну ведь тоже человек перед тобой, да, очень особенной судьбы, особенной жизни, но как я могу быть уверен, что Господь именно через него что-то говорит, именно Бог говорит? Вот что вы об этом думаете?

о. Сергий

— Вы знаете, встречая пожилого старца, монаха какого-нибудь или священника, многие говорят об этом. Воля Божья может произойти, высказаться, определиться в любом священнике, в любом монахе, это не обязательно может быть старец, потому что Господь благодать посылает на всех. Вот душа лежит, видят люди, приезжают, молятся, смотрят, многие советуются, кто к кому ездил, что происходит, где люди открывают свои вот эти места, где побывали, у кого что произошло, и люди смотрят, ездят, но это, опять же, всё на волю Божью, на молитву, Господь открывает, к кому можно поехать.

К. Мирейский

— Вот я бы так сказал, что к пустому роднику народ не ходит. Второе — это личный опыт, то, что ты слышишь от своих соратников, друзей, близких. Ну вот, допустим, у матушки Макарии то, что я знаю: вот приходят молодые люди — «О Ванечка пришёл!» Она иногда, кстати, называла людей сразу по имени, не зная, не знакомясь с ними, то есть сразу от дверей, как говорится. «Ванечка пришёл, с Серёженькой пришли? Это хорошо, что вы пришли ко мне, вы друзья на всю жизнь, помните об этом! А вот через недельку к вам подойдёт Андрюшенька, с Андрюшенькой не водитесь, он нехороший» — вот так, понимаете, да?

К. Мацан

— И это подтверждалось в жизни всё?

К. Мирейский

— Да, и они действительно встречают некоего Андрея, и общаясь с ним, не то что забыв, что им сказала матушка, а как бы в недоумении: ну ведь много Андреев, может завтра подойти Андрей какой-то, послезавтра встретится какой-то знакомый, и они, замечая некие странности в событиях, которые с этим человеком возникли, вдруг между собой советуются: «слушай, а может быть, про него нам говорила матушка?» И потом оказывается, что действительно, человек что-то неподходящее для них обоих задумал, это подтверждается, и вот это их опыт этого внимательного слушания старицы, к которой они приехали, они приняли его. Следующий момент, опять же, из рассказов тех людей, кто приезжал к матушке: очень много к ней приезжало людей, и сейчас приезжают на могилку — бездетных, и много очень отзывов людей, которые получили помощь именно в этой проблеме, которая так распространена сейчас. И вот такой рассказ: приехала к матушке пара и жалуется ей: «Матушка, у нас нет детей, мы хотим взять из детского дома». Она говорит: «Очень хорошо, я вас благословляю. А кого вы хотите?» — «Мы хотим мальчика». Она так вот ушла в себя, подумала, говорит: «А возьмёте девочку — будет очень хорошо». Они так немножко огорчились, ведь мальчика хотят, а им советуют девочку взять. А потом она говорит: «А возьмёте двоих — будут лучше родных». И вот мы знаем, что эта история имела продолжение: эти люди взяли двоих, мальчика и девочку. И они ушли от неё счастливые вот этим решением, приняв для себя благословение это, и впоследствии у них в семье настолько всё было хорошо, что и дети, действительно, оказались лучше родных, и вот, пожалуйста, вам другой опыт. И таких примеров батюшка может много рассказать, у нас в гостевых книгах всё это описано, очень много всего. И вот, наверное, прежде всего проверка — это когда тебе говорят некое решение, может быть, очень тяжёлое указание для тебя, очень тяжёлое, и ты его не можешь сразу принять, но, если ты согласился, выполнил его, получилось, то даже по внешним признакам нашим человеческим ты понимаешь, что это твоё послушание привело к положительной ситуации, которая и есть твой опыт послушания.

К. Мацан

— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, у нас сегодня в гостях священник Сергий Морозов, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» в деревне Тёмкино Смоленской области, и Кирилл Мирейский, директор Славянского фонда России, руководитель духовно-культурного центра имени схимонахини Макарии Тёмкинской. Не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, у микрофона Константин Мацан. У нас сегодня в гостях люди, чья жизнь, судьба, служение, работа связаны с памятью о схимонахине Макарии Тёмкинской, удивительной старице, подвижнице ХХ века. У нас в студии священник Сергий Морозов, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» в деревне Тёмкино Смоленской области, где жила старица матушка Макария, и Кирилл Мирейский, директор Славянского фонда России и руководитель духовно-культурного центра имени схимонахини Макарии Тёмкинской, 18 июня был день её памяти, день её преставления. Ну вот давайте немножко поговорим о её жизни, о её судьбе. Когда читаешь её биографию, на глаза наворачиваются слёзы от того, как тяжело складывалась её жизнь с юных лет, по-моему, чуть ли не с трёх лет. Девочка Феодосия, так её звали в крещении, не могла ходить, ползала, получала, как бы мы сегодня сказали, аккуратно выражаясь, очень мало внимания со стороны окружающих людей, семья была многодетная, она была одной из самых поздних, самых младших детей в семье. Годы войны, годы голода, читаешь её воспоминания, как она едва ли не спала в снегу, потому что больше негде было спать, не могла ходить, как она, говорит, «ела чистый снежок», «питалась травкой» в буквальном смысле слова — это то, что до нас доносят источники, и сердце сжимается, когда такое читаешь, и одновременно, вот уже зная финал её жизни, зная святость, которую она являла всей своей жизнью, которая была явлена и очевидна окружающим её людям в конце её жизни, и вот рассказы нашего сегодняшнего гостя Кирилла и рассказы других людей показывают, что к этому святому источнику, в прямом смысле слова, люди шли со своими болями, со своими проблемами, получали утешение, исцеление и укрепление в вере. Расскажите что-то важное о её жизни, какие-то моменты, которые характеризуют её, которые нам важно знать и понимать, чтобы для себя составить представление о духовном облике матушки Макарии.

К. Мирейский

— Как мы знаем из источников, её нелёгкая судьба была определена прозорливым священником: её принесли вместе с братом креститься, и после крещения её брат сразу умер, но, вынимая из купели девочку, священнику, видно, уже что-то было открыто, и он сказал, что «девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет». И действительно так случилось, что в определённое время она потеряла эту возможность, и не то что она стала каким-то изгоем в семье, но в большой семье, знаете, суета такая, у всех детей свои поручения, это же крестьянская простая семья, небольшой дом, несколько комнат, и вот это всё большое семейство находится там зимой-то точно в таком стеснённом состоянии, летом, конечно, больше простора, но вот у неё всегда место было под кроваткой, под столом, и она была счастлива, что её отец некую ей люлечку такую соорудил, и вот она в эту люлечку забиралась, сидела и тихонечко играла.

о. Сергий

— Там, где не мешала другим.

К. Мирейский

— Да, где не мешала никому. И, как рассказывала матушка своим духовным чадам, ей очень хотелось побегать и поиграть, но не имела такой возможности, и её окружающие люди заметили необычные у девочки свойства после того, как она неожиданно для других впала в летаргический сон, и по прошествии нескольких дней, когда проснулась, вот этот момент, наверное, её полностью изменил, она, сама того не ощущая, получила некоторые особенности, которые не свойственны обычным людям. Как она потом рассказывала, в том числе и в нашей семье, она в этом летаргическом сне, когда тело лежало как бы мёртвое, а её отвезли в больницу и в мертвецкую положили, душа пребывала в раю, и она помнит какие-то моменты, рассказывала и своим хожалкам, и гостям, что она видела в этих видениях, тогда это ещё у девочки не было осознанно, но она до последних своих дней это помнила и передавала людям. Так вот, возвращаясь, когда она была ребёнком, допустим, были случаи, когда ей открывалось, что кто-то умер в соседнем доме, и ещё люди не знали окружающие, что это произошло, она уже это говорила: «вот умерла такая-то тётка, с тем-то случилось то-то», передавала людям, и люди стали это подмечать, и понимали, что девочка перед ними необычная. И когда привезли её к священнику за советом — «а что это такое творится?», то он сказал, что этот ребёнок необычный и его надо посвятить Богу. И родители уже поменяли своё отношение к ней, понимая, что её нельзя обижать, к ней надо относиться особенно, раз такой дар у девочки. И через неё семья получила некую даже и помощь, потому что стали приходить к ним люди, раз девочка такая прозорливая, стали пользоваться: «а что мне делать вот тут, вот тут?» Было замечено, что она очень любила животных, вот принесли ей больного петуха, она его погладила, и петух исцелился, люди это заметили, и семья научилась этим пользоваться, и девочка, которую они сначала под кровать клали и под стол сажали, стала своеобразным у них источником дохода. А когда пришла война, и страшное время началось в этой местности, в Тёмкинском районе, немцы три с половиной года там стояли, и, конечно, там жуткие вещи происходили, и в какой-то момент всё взрослое население, кто в партизаны, кто в лес скрываться, а её одну оставили в деревне Карповка, (сейчас её уже нет на карте, но мы недавно там были, и там установлена часовня на месте её рождения, тоже очень интересный момент) и её оставили одну в доме и к ней привели всех детей, которые остались, это перед самым приходом немцев в эту деревню. И вот представляете себе, эта больная девочка, которая и двигаться нормально не может, и сама немощная, и на руках у нее, по-моему, больше десяти детей было — как, что она может сделать? И она говорила: «Я так молилась Матери Божией, чтобы пришла помощь свыше, больше никто не мог нам помочь». И немцы, когда вошли в деревню и увидели эту ситуацию, то старший офицер дал даже особую бумагу ей, чтобы никто не смел их трогать, и вот они таким образом сохранились. Как они жили, история до нас не доносит, матушка об этом тоже ничего не говорила, но мы не знаем, что она осталась жива, а выгнали её из этого дома далеко не немцы, а после того, как немцы ушли, и пришли наши, то советской власти не понравилось, что вот такая девочка есть духовная, которая молится, наверное, в доме было много икон и люди ходят, и ей пришлось покинуть вот этот дом, туда пришёл председатель колхоза, и вот начались её скитания, страдания, и пришлось ей семьсот дней провести на улице, ну и, как вы уже сказали, питалась снежком и ночевала в сараях и так далее. И опять же, как она оказалась в объятиях людей, в объятиях Божьих, монахиня Наталья, её будущая наставница по жизни, которая привела матушку Макарию к монашеству, находясь в тюрьме, получила откровение, что все, кто с ней находится в камере, будут записаны на смерть и скоро умрут, а ты останешься жива — ей было открыто, — и всю жизнь, до конца своих дней, должна будешь ухаживать за больной. Вот представьте себе, её выпускают, это в Вязьме было, это 48 километров у нас до Тёмкина, вот монахиня Наталья идёт пешком эту дорогу и встречает в это время ползающую на улице матушку Макарию, и понимает для себя, что это та больная, которую ей надо принять и с которой она должна быть до конца своих дней. И они её берут в свой дом, дом этот находится посередине деревни, там у нас сейчас установлен памятный поклонный крест, вот в этом доме с двумя монахинями, которые день и ночь в молитве, она проводит долгое время, учится у них всему, её готовят в послушницы, ну и дальше уже она проходит свой путь к монашеству, первый постриг, второй постриг. Чего только матушка не пережила: и разбойники в дом врывались, и грабили, и убить грозились, но, как она говорила, везде сохраняло её упование на волю Божию, что ничего не произойдёт того, что не должно быть, и того, что не положено Господом, вот, наверное, это её и сохранило.

К. Мацан

— Отец Сергий, как вам кажется, вот почему мы часто видим в людях тяжёлой судьбы, особенно немощных телом, такое явление святости, что это за такой закон жизни или какой-то Божественный закон, что часто именно через них является нам подлинный дух?

о. Сергий

— Здесь можно вспомнить такие моменты, мы их по жизни знаем, что люди, допустим, невидящие, они хорошо слышат, у неслышащих более чувствительное осязание, так и здесь, много писали и духовенство наше говорило в проповедях, что духовный человек, такая вот немощная матушка Макария могла сутками принимать людей, при этом здоровых физически, и приходили с просьбами разными, не только исцелить какую-то болезнь и помолиться, но и разрешить покупку дома, участка, устроиться на работу, все с разными проблемами. И вот этот маленький, больной, старенький человечек убогий, эта убогость не в смысле нехорошего слова, а убогий — в смысле при Боге находится, вот она помогала, давала наставления, а потом люди уезжали, и никто не знал её дальнейшую жизнь после всех этих посещений, ведь матушка какое-то время отдыхала, примерно полчасика, а остальное время она проводила в молитве, нужно было подкрепляться духовно, потому что такой дар откуда-то не берётся, и он должен быть поддержан, это как телесная пища поддерживает организм, так и духовная пища — молитва нужна для того, чтобы продолжать вот этот молитвенный подвиг. Но Господь любит своих людей, не оставляет, потому что у здорового человека могут быть совсем другие заботы, проблемы, а вот в чём-то ущербному человеку, чего-то лишённому, у него времени, говорят, свободного много — нет, это по молитве, по святости, Господь ведь знает, что только чистому душой открываются вот такие вещи. Далеко не каждый здоровый человек мог бы понести такое послушание, такой подвиг, такое терпение, подчас здоровый это может даже и не вынести, поэтому Господь даёт тому, кто может выносить, снести такой подвиг, такое послушание.

К. Мацан

— Священник Сергий Морозов, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» в деревне Тёмкино Смоленской области и Кирилл Мирейский, директор Славянского фонда России, руководитель Духовно-культурного центра имени схимонахини Макарии Тёмкинской, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Возвращаясь к теме о восприятии старчества нами, простыми людьми, я вот о чём хотел бы вспомнить к вопросу о том, как строятся отношения человека вообще с духовником и уж тем более со старцем. Один мой знакомый священник так сказал: когда человек приходит с вопросом или за благословением к духовному лицу — это вопрос веры вопрошающего, а не столько самого духовного лица. Вот если вопрошающий я действительно верю и доверяю Богу, что сейчас через этого священника обычного приходского или через этого старца, или через эту вот матушку, я верю, что мне сейчас открывается воля Божья, то значит, так оно и есть, в том смысле, что это ответственность моя, моей веры, моего упования, а не столько духовных качеств этого конкретного человека. Что вы об этом думаете?

о. Сергий

— Действительно, многие обращаются, подходят с таким вопросом, что: «Батюшка, можно быть, вы будете нашим духовником?» Это большая ответственность, потому что, что такое духовник? Духовник — это путеводитель по жизни, проводник по жизни, и чтобы взять любому священнику на себя такую ответственность, нужно иметь какой-то опыт жизненный, духовный опыт, чтобы вести человека по жизни. Когда приходят люди, спрашивают какие-то вопросы перед службой, я всегда говорю, что давайте мы помолимся, сейчас литургия будет, а потом посмотрим, что и как. И вот во время литургии ты молишься не о том, чтобы тебе Господь открыл то, что люди там спрашивают, потому что все-таки литургия идет, это молитва, общение с Богом за всех присутствующих, и не присутствующих, за всех, за кого подали записочки о здравии, о упокоении, идет Евхаристия, на которой происходит пресуществление Святых Даров для Причастия, а не конкретно того человека, который спросил. Но после литургии обычно происходят такие моменты, что Господь открывает, но я со своей стороны никогда никому конкретно не говорил, что делать и что это воля Божия, даже духовник не говорит о том, что конкретно надо все сделать так и никак больше. Просто священнику открываются моменты, такие, которых могут не видеть люди, которые приходят и задают тебе вопрос, люди видят перед собой тупиковую ситуацию и не знают, как ее разрешить и, как мне кажется, задача священника — открыть ему разные пути, по которым можно идти, для того, чтобы кругозор расширить. А потом, после этого люди, опять же, выбирают сами свой путь, спрашивают: «Батюшка, благословите?» — Бог благословит, поступайте, как нужно, как считаете правильным, есть разные варианты. Матушка Макария никогда не говорила конкретно, что кому делать, она всегда открывала глаза на ту или иную проблему.

К. Мирейский

— Вот тут как раз интересный момент, иногда же матушка говорила и конкретно, и вот отличие обычного, скажем так, священника, которых много, и, как мы говорим, «прозорливый» священник или ещё что-то, опять же, по своему опыту: я когда у неё что-то спрашивал, она как бы уходила в себя на несколько секунд, а дальше говорила три слова, и в этих словах было всё. Расскажу про духовника. Мне повезло в жизни, мой духовник — отец Георгий Бреев покойный, это мой крёстный к тому же ещё, и, конечно, это счастье было общение с ним. Я ему рассказывал, конечно, про матушку Макарию, и наши семьи, отца Георгия и моего папы, отца Владимира, (у меня папа священник, Царство Небесное ему тоже) мы же много общались, и естественно, отец Георгий знал всё про матушку Макарию, и в какой-то момент я принимал для себя решение, это был 2000-й год, чтобы Тёмкино открыть как место для загородного дома для семьи и, опять же, спасибо моей мамочке Надежде, я её послушался, она мне сказала: «Не надо тебе никаких подмосковных дач, а иди в Тёмкино, к своей матушке, и до конца своих дней будешь говорить мне спасибо». Спасибо тебе, мама, что я тебя послушался, действительно это так, для меня Тёмкино — это малая родина. И вот в какой-то момент я привёз туда отца Георгия, не получилось у него приехать к матушке при её жизни, я его привёз в тот сложный для себя момент принятия решения, что мне делать для того, чтобы посвятить себя этому месту и чтобы отдать свои возможности для какого-то благодарения матушке, что для нее сделать. А это было в самом начале, когда был вопрос уже поднят о строительстве храма-часовни и так далее. И вот привёз отца Георгия, он зашёл за ограду могилочки, служит панихиду, молится, и я про себя молюсь, что — Господи, пусть через отца Георгия, если это угодно, откроется, что мне делать. И вдруг отец Георгий начинает сам отвечать на мои вопросы, которые у меня в голове, как бы он здесь что делал, представляете? Это всё буквально происходит за какие-то минуты. Отец Георгий — это же и духовник Москвы, у него огромный опыт был, и вот он передал, как он видит, что здесь для почитания матушки, для воздаяния должных ей благодарностей он бы сделал. И вот я себе это отложил в сердце, и мы потихонечку идём с моими соратниками и с отцом Сергием по этому пути, и уже двадцать пятый год эти наши старания на почву благодатную Тёмкинскую полагаются, и многое уже сделано, это и храм, колокольня, дорога, построен дом паломника, много ещё задач предстоит, это такой большой духовно-культурный центр, но, вы знаете, всё началось именно с послушания духовнику, с обращения к его назиданиям, потому что для меня было это очень важно. Вот я так себе это представляю: слово духовника, обращённое к себе, отвечая на вопрос.

К. Мацан

— А вот бывают ли, отец Сергий, у вас, как у священника, ситуации, когда к вам приходят за советом, за каким-то вопросом, вы говорите: «Вы знаете, идите на могилку к матушке Макарии, там помолитесь, и я вас к ней отправляю с вашим вопросом, вот там у вас будет ответ»?

о. Сергий

— Бывает, потому что иногда люди приходят с такими трудными жизненными ситуациями, что не всегда можно сразу ответить, я говорю: сходите на источник, помолитесь, акафист там почитайте — и да, открывается, потом приходят люди и говорят, что «батюшка, вы знаете, вот на ум пришло, что можно вот так, вот так попробовать», и тогда продолжаются беседы, что можно по этому варианту сделать. Вот у меня у отца был случай, когда в последний раз у неё был, так получилось, он говорил, что я оставил кошелёк дома и у меня денег не было совсем. Бензина хватало только до матушки и за десять километров до заправки, а мне бы тысячу рублей, и всё, и как раз мне бы хватило до дома, до Смоленска доехать. И вот, побыв у матушки, он её исповедовал, соборовал, причащал, освятили водичку, и стали уже прощаться, она ему говорит: «Отец Николай, можно тебя на минутку?» Он подходит, а она ему из-под подушки конвертик в руку: «Отец Николай, возьми, это тебе очень-очень нужно». Отец говорит: «Я поблагодарил матушку, она взяла благословение, я выхожу из домика, открываю конверт, там лежит тысяча рублей. Вот ни больше ни меньше». И по себе знаю, мы приехали когда только в Тёмкино после назначения, мне было двадцать шесть лет, матушке девятнадцать лет, она девушка городская была, ребёнку шесть месяцев, жилья толком нет, снимали, но никогда в кармане не было меньше 150 рублей, у нас всегда было на еду. Вот заканчивается у нас еда, я утром каноны, правило читаю, к службе готовлюсь, а мне виден был как раз магазин и площадь, мы снимали дом напротив, и вот всё закончилось, и тут автобус, смотрю, стоит. И вот литургия, после службы панихида на кладбище, с людьми общение, выхожу, а на автобусе привозили как бы пожертвование на панихиду, еду, там гречка, рис, макароны, масло, сахар, ну всё, что нужно, и как раз сумма дохода: оплатить, свет, заправить машину и всё. И так вот заканчиваются продукты, и опять приезжает такая же паломническая группа. И первоначально, пока люди не узнали, что храм открыт, что службы идут, многие говорили, что это, наверное, часовня, там редко идут службы или их совсем нет, я людям объясняю, что это полноценный храм, венчаем, крестим, отпеваем, служим панихиды, молебны. Года два-три пришлось нам пройти такой тернистый путь, но слава Тебе, Господи, матушка никогда не оставляла.

К. Мацан

— Слава Богу! Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу, рассказали мы сегодня о схимонахине Макарии Тёмкинской тем, кто, может быть, о ней до этого слышал мало, и здорово, что теперь мы знаем о ней больше, чем до нашего разговора, удивительная подвижница, можно о ней почитать, можно в Тёмкино приехать и помолиться, само собой, на могилке матушки Макарии.

К. Мирейский

— Будем всех ждать.

К. Мацан

— Священник Сергий Морозов, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» в деревне Тёмкино Смоленской области, и Кирилл Мирейский, директор Славянского фонда России, руководитель Духовно-культурного центра имени схимонахини Макарии Тёмкинской, были сегодня с нами в программе «Светлый вечер». У микрофона был Константин Мацан, спасибо, до свидания.

К. Мирейский

— Всего доброго.

о. Сергий

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем