Вторая, третья и четвёртая субботы Великого поста имеют особое значение. Их называют "родительскими". Это дни всеобщего поминовения умерших.
Самая большая трагедия нашей жизни - это расставание с любимыми и дорогими людьми. Смерть - предельная земная разлука. Мы теряем человека, кажется, безвозвратно, навсегда. Особенно горько, если смерть случается внезапно, если мы не успели попрощаться, разрешить все недоумения, простить друг другу. Но Церковь говорит нам, что разлука эта временна. Сын Божий умер и воскрес для того, чтобы все мы тоже вошли в жизнь вечную.
Собственно, сама Церковь объединяет живых и усопших, ведь для Бога все живы. Воссоединение Церкви Земной и Церкви Небесной происходит на Божественной литургии, в таинстве Евхаристии и Причастия.
Но Великий пост налагает особые правила: так, полная литургия совершается только в субботу и воскресенье, не служатся обычные поминания: ни панихиды, ни сорокоусты. Три родительских субботы призваны восполнить этот недостаток. Это сделано для того, чтобы не лишать умерших попечения Церкви. Ведь они уже не могут молиться Господу за себя и за других. Не могут исповедаться и получить прощение грехов. Только молитвы ныне живущих могут помочь им. Поэтому важно не только подать милостыню в этот день или угостить кого-то конфеткой "за помин", но и участвовать в самом богослужении.
Молитва об усопших - это одна из форм милосердия. Только она направлена на тех, кто в высшей степени беспомощен и бессилен. Это жест любви, лишённой какой бы то ни было корысти. Так мы учимся любить не только тех, кто рядом, но и тех, кого с нами нет. Впрочем, сердечная искренняя молитва создаёт новую живую связь с усопшими. Мы снова и снова пересматриваем свои взаимоотношения с умершими и извлекаем уроки. Это может быть запоздалое раскаяние, прощение, примирение, благодарность.
Святитель Иоанн Златоуст говорил о молитве об умерших: "Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыня: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга".
Действительно, вдруг оказывается, что эта молитва была нужна и нам самим: она помогает утолить чувство утраты, вины или обиды. Тем самым мы обретаем надежду, что и сами можем быть прощены, что Господь будет милосерден и к нам. Мы заново для себя открываем, что главное наследие по себе, которое мы можем оставить друзьям и детям, это память о любви.
Великий пост - самое время воплотить эту любовь: простить и примириться. А самое главное - помочь делом, поддержать, утешить. Не только близких, но и тех, кто обижен обществом или забыт государством. Так мы исполним самую главную заповедь Господню - "возлюби ближнего как самого себя".
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов