На северной окраине Мюнхена, в пригороде Оберменцинг, краснеет островерхими крышами старинный королевский охотничий замок Блютенбург. Именно он послужит вам ориентиром, если вы захотите побывать в монастыре Иова Почаевского.
Православный монастырь появился в Баварии во время второй мировой. В 1944 году военные события вынудили иноков обители Иова Почаевского, организованной в словацком селе Ладомирова русскими эмигрантами, покинуть Словакию. Часть братии оказалась в Америке, где основали знаменитый Джорданвилль, а часть поселилась под Мюнхеном.
Двухэтажное здание, доставшееся монахам, находилось в удручающем состоянии, мебели не было никакой, кроме двух деревянных лавок. Спали на полу. Первые богослужения тоже проходили в аскетичных условиях – Престол и иконостас соорудили из досок, кадила и подсвечники смастерили из консервных банок и обломков алюминия, оставшихся от разбитых самолетов на окрестных полях.
Постепенно иноки стали обживаться. На небольшом участке земли разбили огород, насадили фруктовых деревьев, поставили ульи. Сейчас сад так разросся, что небольшое монастырское здание не сразу разглядишь за пышными кронами. Никакой роскоши вы здесь не увидите, но трудно не заметить, с какой любовью устроена домовая церковь Иова Почаевского на первом этаже единственного монастырского корпуса. Внутренне помещение разделено на две части чередой арок, стены расписаны цветочными узорами в нежных пастельных тонах. Как правило, во время богослужения здесь не используется электрическое освещение – только свечи и лампады, это создает особую атмосферу.
Кроме храма, на первом этаже разместилась монастырская библиотека. Здесь же находятся скромные покои владыки Марка, архиепископа Берлинского и Германского - настоятеля обители.
Подвальное помещение отведено под типографию и книжный склад. Книгоиздательство – традиция, сохранившаяся еще со словацкого периода монастырской истории, ее поддерживают и в Мюнхене, и в Джорданвилле.
Монашеские кельи – в мансарде, под самой крышей. Сейчас в обители проживает всего десять насельников.
Чтобы побывать в Мюнхенском монастыре Иова Почаевского, нужно сесть в скоростную электричку и доехать до станции Пазинг. Отсюда можно дойти пешком – путь лежит вдоль небольшой речушки, мимо лугов, прямо к замку Блютенбург. Русская обитель – справа от него.
Кстати, в монастыре существует замечательный обычай – после утреннего и вечернего богослужения всех, кто в нем участвовал, приглашают к столу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 84 зач., III, 19-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как добиться справедливости в своей жизни? Какие молитвы следует читать, какие действия совершать, чтобы наконец-то восторжествовала правда на земле? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Как-то один человек вышел нанимать работников для своего хозяйства. Первую группу он нанял утром и обещал им заплатить один динарий. Но работы оказалось так много, что в течение дня, он нанимал ещё людей. Последнюю группу он нанял уже на закате. Казалось бы, что первые получат больше, чем последние. Ведь они объективно работали больше. Однако, когда пришло время расплаты, хозяин всем дал одинаковую сумму. Все получили по одному динарию. И те, кто работал целый день, и те, кто работал совсем ничего. Возмущению тех, кто трудился с самого утра, не было предела. Тогда хозяин сказал важную вещь: «Почему вы возмущаетесь? Ведь я обещал вам один динарий, я его вам дал. Я честен перед вами. Может быть проблема не во мне, а в том, что ваш глаз слишком завистлив?»
Эта известная Евангельская притча — замечательная иллюстрация тех богословских рассуждений, которые звучат в сегодняшнем отрывке. Апостол Павел резко противопоставляет закон и правду Божию. То есть те представления о справедливости, которые живут в представлении человека, имеют не много общего с тем, как на самом деле действует Господь в судьбах этого мира и отдельных людей. «Око за око и зуб за зуб» — принцип важный. Возможно, без него человеческая общность протянула бы в этом падшем мире недолго. Но Бог открыл нам более глубокую истину о Себе. В конечном счёте, Он ни во что не ставит идею «справедливого воздаяния». Подлинная основа жизни — это жертвенная любовь, милость и прощение. Это проявление куда большей силы и власти.
И мы видим, как этот принцип действует повсеместно. Никому из нас Господь не воздаёт по справедливости, каждому то, что он заслужил. Он не стоит у нас над душой, как полицейский. Не тыкает нас дубинкой за каждую дурную мысль и взгляд. Ради нас Он постоянно нарушает закон. Закрывает глаза на все наши проделки. Более того. Вопреки всякой справедливости Он идёт на крест и даёт нам Своё Царство. Предлагает его даром самому последнему грешнику. Это и есть Христова правда.
И это возмутительно. Это то, что не могли принять иудейские ревнители закона. Да и мы противимся этому постоянно. Проверить легко. Стоит лишь вспомнить человека, который причинил мне много душевной или физической боли. Даже если умом я стараюсь за него молится, в сердце, как правило, сидит глубокая заноза. И в тайне я желаю ему испытать всю ту боль, которую он мне доставил. Это означает, что я всё ещё требую справедливости. Я всё ещё склонен делить окружающих на хороших и плохих.
Для Бога всё иначе. Перед лицом Его закона нет правых и неправых. Есть просто маленькие, неразумные дети. Зачастую несчастные и потерянные. Или как всех нас называет Евангелие, «труждающиеся и обремененные». Дети, которых обидели и которым причинили боль такие же испуганные и одинокие, как и они сами. А потому всех нас Господь призывает перестать сражаться с окружающими людьми, прекратить доказывать свою правду и свою правоту, остановить эту бесконечную борьбу, вместо этого начать жить по Евангелию и стать просто счастливым и свободным участниками Его Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Семейный праздник». Священник Сергий Золотов, Наталья Шмелёва
У нас в студии были настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Перхушково священник Сергий Золотов и начальник отдела по туризму Одинцовского городского округа Наталья Шмелёва.
Разговор шел о велопробеге и фестивале ко Дню семьи, любви и верности, который пройдет в Захарово, а также о святынях Звенигородской, Волоколамской и Одинцовской земли.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День памяти всех святых в земле Российской просиявших;
— Особенности святости и святых разных стран и национальностей;
— Церковная дискуссия вокруг биоэтики и традиционных ценностей;
— Избрание нового Патриарха Болгарской Православной Церкви;
— Монашеская жизнь на святой горе Афон;
— Домашние животные — христианский взгляд.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Семейный праздник». Священник Сергий Золотов, Наталья Шмелёва
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 411
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов