— Наконец-то!
— Что?
— Я же говорила, Аарон! Я говорила, я знала, он вернётся, когда будет готов!
— Мириам, нас высекут...
— Ты позаботишься о нашей свободе!
— О свободе? Зачем мне это делать?
— Затем, что... Ну... ты наш брат.
— Что?!
— Как? Они тебе не сказали?
— Кто и чего не сказал?
— Но ты здесь! Ты должен знать!
— Не трогай меня!
— Я знаю, кто ты такой! Никакой ты не принц Египта!
— Мириам!
— Что ты сказала?
— Ты наш родной брат!
Дерзкие и неожиданные слова прямо в лицо молодому египетскому царевичу Моисею выкрикивает еврейка по имени Мириам. Разговор, который только что прозвучал, происходит в Египте, примерно в XIV-м веке до Рождества Христова. Евреи в Египте уже много лет существуют на положении рабов фараона. Их заставляют выполнять самые тяжёлые работы — с утра до вечера таскать огромные камни на стройках, под палящим солнцем и палками надсмотрщиков. И вот в квартале, где живут рабы-евреи, однажды поздним вечером случайно оказался царевич Моисей. И услышал то, что навсегда изменило жизнь его самого и всех угнетённых евреев. Древняя история пророка Моисея легла в основу американского полнометражного мультипликационного фильма «Принц Египта». События первых 14-ти глав библейской книги Исход воплотили в рисованных образах сразу три режиссёра — Бренда Чапман, Стив Хикнер и Саймон Уэллс. Лента вышла в 1998-м году, и сегодня считается классикой мировой мультипликации.
Интересно, что тему для будущего мультфильма его создателям подсказал знаменитый голливудский режиссёр Стивен Спилберг. Режиссёры и сценаристы компании «Дримворкс» тогда находились в активном поиске сюжета — им хотелось рассказать особенную историю, которую ещё никто прежде не воплощал в мультипликации. По их воспоминаниям, Спилберг произнёс только одну фразу: «10 заповедей». И мультипликаторы поняли — это именно то, что нужно! Более трёхсот научных консультантов привлекла компания к созданию мультфильма. Египтологи, библеисты, археологи, христианские и иудейские богословы помогали «Принцу Египта» появиться на свет. При этом, чтобы сделать мультфильм доступным широкой аудитории, особенно — детской, создателям пришлось прибегнуть к незначительной адаптации библейского сюжета. Впрочем, об этом они честно предупреждают в начальных титрах. И подчёркивают: главная суть событий, которые стали основой веры миллионов людей по всему миру, осталась неизменной.
И вот в самом начале мультфильма мы видим младенца Моисея, плывущего по реке Нил в просмолённой тростниковой корзинке. Родная мать Иохаведа хотела спасти сына от неминуемой смерти — фараон приказал умерщвлять еврейских младенцев, чтобы народ не умножался. Женщина пустила корзинку с сыном по воде, надеясь на помощь Бога. И случилось так, что именно к царскому дворцу припыла корзина с маленьким Моисеем. Еврейский мальчик на правах приёмного сына вошёл в семью фараона, стал принцем Египта. В начале истории мы наблюдаем за безобидными мальчишескими проделками Моисея, ещё не ведающего о своей великой миссии. Всё это снято с большой долей юмора. Местами можно улыбнуться — например, над гонками царевича на колесницах, делишками самодовольных фараоновых жрецов. Однако при этом сохраняется серьёзный и благоговейный тон повествования, как того и требует история Моисея. Насколько большая и скрупулёзная работа была проделана, видно, например, в эпизоде с Неопалимой Купиной, когда Господь впервые воззвал к Моисею из горящего куста. Давайте послушаем, как звучит этот фрагмент в мультфильме «Принц Египта»:
— Кто Ты?
— Я — То, что Я есть.
— Я не понимаю...
— Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.
— Чего Ты хочешь?
— Я увидел страдания народа моего в Египте, и услышал вопль его.
— Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ мой.
— Меня? Кто я такой, чтобы вести их? Они не поверят и не послушают.
— Я научу тебя, что тебе говорить.
С этого невероятного момента сюжет в мультипликационном фильме начинает развиваться стремительно. Зрители будут с напряжением следить за тем, как из-за гордости и упорства фараона обрушиваются на Египет казни Господни, как расступаются перед евреями воды Чермного моря и как в финале картины Моисей спускается с горы Синай с каменными скрижалями в руках. Всё это в мультфильме происходит под музыку композитора Стивена Шварца. Кстати, герои ленты не только разговаривают, но и много поют. Поэтому картину «Принц Египта» вполне можно назвать мультипликационным мюзиклом. А заглавная песня «Когда ты веришь» стала настоящим мировым хитом. Она о том, что для человека, в сердце которого живёт вера, возможно всё. Предлагаю послушать её фрагмент. И на этом прощаюсь.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«Где ты, Адам?»
Удивительное пение, которое мы только что услышали — это голоса монахов из древней обители Дохиар, что на Афоне. На Святой Горе — раннее утро; рассвет ещё не наступил, а они уже в храме, возносят молитвы Богу. Побывать в одном из афонских монастырей приглашает нас режиссёр Александр Запорощенко. Его документальный фильм «Где ты, Адам?» вышел на экраны в 2020-м году.
Скажу сразу: рассказывать про эту ленту довольно сложно. Её нужно увидеть. И не просто увидеть, а пережить. Пропустить через себя. Впрочем, по-другому и не получится. Александр Запорощенко снял кино, которое проникает в самое сердце. В документальном фильме «Где ты, Адам?» необычно, пожалуй, всё. В нём нет закадрового дикторского текста. Никто ничего не объясняет, не комментирует. Как признавался в одном из интервью режиссёр, ему хотелось не рассказывать, а показывать, погружать зрителя в атмосферу монастыря с помощью образов. Перед нашими глазами проходят долгие, завораживающие кадры. Проливной дождь стучит по камням; колышатся высокие кипарисы на скалах над бескрайним морем. Тихо ступая, идёт по монастырскому двору пожилой монах с кротким взглядом. Это — духовник монастыря Дохиар, архимандрит Григорий (Зумис), известный и почитаемый современный афонский старец. Из его уст в фильме звучат бесценные духовные наставления и удивительные признания. Ценно, что монологи героев в фильме не дублированы, перевод с греческого языка даётся синхронными титрами. Так ещё сильнее ощущается непередаваемая атмосфера афонской обители. Стоит отметить, что это одна из немногих существующих съёмок старца Григория Дохиарсого, который отошёл ко Господу в 2018-м году. Поэтому с особым благоговением смотришь на него и внимаешь ему. В картине «Где ты, Адам?» есть эпизод, в котором старец Григорий говорит о Воскресении Христовом. О том, что только в нём всё сущее обретает смысл и обновляется сам человек — из потомка ветхого, согрешившего Адама превращается в наследника Адама нового — Воскресшего Христа. Давайте послушаем эти слова старца Григория на греческом языке.
Впрочем, разговаривают монахи в фильме немного. Их жизнь занята куда более важными делами: непрестанными молитвами и трудом. Мы видим, как они вручную укрепляют набережную перед монастырём. Как собирают оливы, рыбачат, пекут хлеб, собираются за трапезой. А ночью, после всех трудов, молятся в маленьком полутёмном храме. Может показаться, что все эти эпизоды монастырской жизни не связаны между собой, что в фильме нет сюжета, нет так называемого кинематографического конфликта. Но чем глубже погружаешься в повседневность монахов святогорской обители Дохиар, тем яснее сознаёшь: конфликт фильма — одновременно и главный внутренний конфликт любого человека — поиск себя и Бога. Замечательно об этом сказал продюсер картины, священник Александр Плиска. По его мнению, у ленты «Где ты, Адам?», как у православной иконы — обратная перспектива. То есть, центром, отправной точкой, становится сам зритель.
В документальной ленте Александра Запорощенко важен каждый эпизод. И съёмка монашеского пострига на Афоне — уникального священнодействия, свидетелем которого становится зритель. И рассказ одного из монахов о своём необычном послушании — заботе о многочисленных монастырских котах. Ну, а суть названия документальной картины — «Где ты, Адам?» — раскроют сами её герои, жители афонского монастыря Дохиар. Благодаря чему, мы отчётливо поймём, что фильм этот не только о них, но и о нас.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«4:0 в пользу Танечки»
— А вы, значит, Татьяна Ивановна Колосова, да?
— Да.
— А вы окончили что?
— Ворошиловградский педагогический.
— А учились как? Если не секрет?
— Школу закончила с золотой медалью.
— Ничего себе... А институт?
— А в институте была одна четвёрка по фольклору.
— А вы замужем?..
Решительно всё хотят узнать о своей новой классной руководительнице ученики 5-го «Б». «Пятый буйный» — так называют этот класс учителя между собою. На самом деле, ребята вполне обыкновенные — просто очень активные и любознательные. Вот и новую учительницу они сразу же окружили пристальным вниманием. А когда узнали, что Татьяна Ивановна совсем не имеет преподавательского опыта — то ласково-снисходительно нарекли «Танечкой». А после устроили ей... своеобразную проверку на профпригодность. Кинофильм «4:0 в пользу Танечки», фрагмент из которого прозвучал в начале нашей программы, вышел на экраны в 1982-м году. Снял его Радомир Василевский. В прошлом — кинооператор, в числе самых известных его работ в этом качестве — картина «Весна на Заречной улице». В режиссуру Василевский пришёл с определённой целью — снимать детское кино. И делал это замечательно. На примере ленты «4:0 в пользу Танечки» легко в этом убедиться. Фильм получился небанальным, увлекательным, он пробуждает в душе добрые чувства.
Доброту излучает и сама главная героиня — Танечка, учительница Татьяна Ивановна. «От ласки и доброты, как от солнца, всё расцветает» — с таким убеждением она приступает к работе. И действительно — доверительное, тёплое отношение Татьяны Ивановны сразу покоряет ребят из 5-го «Б». Но от идеи испытать молодую классную руководительницу они всё же не отказываются. И первым делом решают «проверить характер» — побежит ли Танечка жаловаться директору, если они будут шалить на уроках? Однако учительница прошла это испытание с юмором. Справилась и со следующим — проверкой, насколько она любит свой предмет. А преподаёт Татьяна Ивановна русский язык и литературу. Третий экзамен — на чуткость и душевное тепло — преподавательница тоже с честью выдержала. И ребята поверили: Танечка — свой человек, можно ей доверять. Но именно в этот момент происходит недоразумение, которое угрожает навсегда разрушить тёплые отношения учительницы и учеников. И вот уже 5-й «Б» в полном составе обдумывает, как проучить классную руководительницу.
— Я думаю, Танечку надо вызвать на педсовет.
— Не на педсовет, а на суд коллектива класса.
— Всё это ерунда.
— Жребий брошен. Её надо уволить.
— Как это?
— Учителям за двойки попадает не меньше, чем нам от родителей.
— Предлагаю не учить её предмет. Вызывает — ты молчишь. Двойка. Вызывает — молчишь — двойка! Если дружно возьмёмся, через месяц она будет без работы.
— Мамочки...
— Я за!
Так что же произошло, и как теперь выйти из ситуации и самой Татьяне Ивановне, и её ученикам? Смогут ли они снова найти общий язык? Всё это зрители узнают, посмотрев замечательный фильм «4:0 в пользу Танечки». В комедийной, по сути, картине режиссёр, тем не менее, касается серьёзных и тонких тем. Что важнее — любовь или принципы? Что действеннее — строгость или доброта? О том, что порой ученики могут многому научить учителя — простая и светлая картина Радомира Василеского «4:0 в пользу Танечки».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
«Дерево для башмаков»
— Что случилось? Что-то плохое?
— Хозяин прогоняет Батисти. К завтрашнему утру он должен освободить комнату. Он, жена и дети должны уйти.
— Это же значит лишить их хлеба.
— Это суровое наказание. Подумай, у них ведь ещё новорождённый.
— Бедняги. Теперь у них ничего нет.
— Помолимся за этих несчастных.
Непросто живётся маленькой крестьянской общине в Ломбардии, области на севере Италии, конца XIX-го века. Несколько семей обитают под одной крышей в доме на ферме. Трудятся, не покладая рук. Выращивают зерно и разводят скот. Работы хватает и взрослым, и детям. Вот только и земля, и скот, и ферма принадлежат не самим крестьянам, а хозяину — богатому помещику. Ему эти люди отдают большую часть плодов своего тяжёлого каждодневного труда. А он волен, когда захочет, прогнать крестьян с насиженного места, которое стало для них домом, где родились их дети. Такова жизнь героев кинофильма «Дерево для башмаков». В 1978-м году картину снял итальянский режиссёр Эрманно Ольми. Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Лента собрала высокие кинематографические награды — Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, французский «Сезар», а у себя на родине — национальную кинопремию «Давид ди Донателло».
Идею фильма «Дерево для башмаков» режиссёр вынашивал целых 20 лет. За основу сюжета Эрманно Ольми взял рассказы своего дедушки-крестьянина, которые слышал от него в детстве. Впрочем, сюжета как такового в картине и нет. По сути, перед взором зрителя проходят сцены из крестьянской жизни. Не придерживался Эрманно Ольми и чёткого сценария. Большинство диалогов в картине — просто импровизация. Кстати, абсолютно все роли исполнили непрофессиональные актёры — деревенские жители. Несколько месяцев накануне съёмок режиссёр провёл в сельской местности, и пригласил сняться в своём фильме крестьян, с которыми там познакомился. В стремлении достичь максимальной естественности, Ольми даже звук в картине сделал «живым» — записывал его прямо на съёмочной площадке, без последующего дубляжа. В результате самые будничные события крестьянской жизни режиссёр сумел превратить в визуальный киношедевр, захватывающее повествование огромной глубины и искренности.
Мы видим тяжёлый труд и бедный быт. Овдовевшую мать шестерых детей, которая помимо работы на хозяина вынуждена подрабатывать прачкой, чтобы прокормить семью. Старика, украдкой сажающего на помещичьей земле помидоры, чтобы потом продать урожай и заработать для семьи немного денег. Управляющего, он приезжает на ферму и забирает для помещика зерно или мясо. Днём все, от мала до велика, работают. А по вечерам собираются в большом амбаре, где глава одного из семейств, крестьянин по имени Батисти, развлекает народ разными историями.
Четыре семьи во всём держатся сообща: вместе добывают хлеб насущный, вместе веселятся, вместе переживают горести, помогают друг другу в нужде. Вместе молятся. Небольшую общину опекает местный священник. Режиссёр Эрманно ярко подчёркивает то, как вера в Бога помогала крестьянам в их нелёгкой жизни. Пожалуй, особенно ярко сила веры продемонстрирована в эпизоде с болезнью коровы. Единственная кормилица бедной вдовы однажды утром внезапно слегла. Позвали ветеринара, однако его прогноз оказался неутешительным:
— Это ваше животное? Ваше личное или хозяина?
— Наше, по милости Божьей.
— На этот раз Господь не очень-то к вам и милостив.
— Святая Мадонна, что же это будет?
— Если хотите знать правду, синьора, она не протянет и до полудня.
Ветеринар даёт вдове вполне разумный и логичный совет — забить обречённое животное. Однако женщина отправляется не к мяснику, а... в церковь. И просит Бога ей помочь. Услышит ли Господь её молитвы, свершится ли чудо — об этом мы узнаем, посмотрев фильм Эрманно Ольми «Дерево для башмаков». А заодно и выясним, почему картина называется именно так. Немногословная лента длится более двух часов, однако смотрится на одном дыхании — настолько великолепно она снята. Словно созерцаешь картину, написанную тончайшей кистью гениального художника. И всё это — под музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Несмотря на то, что жизнь героев фильма очень трудна, она подвигает их к милосердным поступкам. Посадить за стол нищего блаженного, хотя скудной пищи и так едва хватает на всех. Взять малыша из монастырского приюта, когда у самих — семеро по лавкам. Всё принимать, не роптать, в радости и горе полагаться на Бога. И, наверное, поэтому фильм Эрманно Ольми «Дерево для башмаков» оставляет такое необыкновенное ощущение — светлое, пронзительное и трогательное.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр