Это один из двенадцати самых важных православных праздников. Место события, ставшего исторической основой праздника Богоявления или Крещения Господня, – нижнее течение Иордана близ его впадения в Мертвое море. Время действия – правление император Тиберия, преемника Октавиана Августа. В Иудею недавно прибыл пятый по счету военный губернатор-префект Понтий Пилат. В это время в Иудее проповедовал скорое пришествие мессии и Спасителя сын иерусалимского священника Захарии - Иоанн. Он призывал народ покаяться и как бы очиститься в иорданских струях от грехов прежней жизни. Иоанна назвали по-гречески «продромосом» или «предшественником». Но у нас закрепилась славянская форма этого слова - Предтеча. Появилось у него и второе прозвище - по-гречески «баптистэс» или «совершающий омовения». Тогда это погружение в воду было лишь символом. После того, как в Иордан погрузился Христос, а потом своей кровью на кресте искупил грехи человечества, именно омовение и погружение в воду стало символом принятия христианства. На Руси оно получило название «крещение» - в честь орудия страдания Господа. А пророк и Предчета Господень Иоанн стал называться Крестителем.
Особенностью богоявленского богослужения является освящение воды. Чин Великого освящения служится дважды: в крещенский сочельник и в сам день праздника. Первая традиция восходит к древней христианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. Вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя. Так и сейчас крестным ходом верующие направляются к ближайшему водоему, где заранее обустраивается прорубь, называемая еще «иорданью». Священник освящает воду, которая становится святыней или по-гречески, агиасмой. Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. После грехопадения Адама и Евы в раю пострадал весь мир, при Пришествии Спасителя также возрадовалась вся природа. Купание в природных водоемах в этот день является лишь данью традиции и не несет собой освобождения от грехов.
Праздник Богоявления Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление. Некоторое время в комплекс этого праздника входило воспоминание и Рождества Христова, и поклонения волхвов, а также Крещения Господня. То есть праздник был посвящен воплощению Сына Божия в мире. Позднее в православной ветви христианства особое место стало отводиться событиям Крещения, и в особенности - явлению Бога во всей полноте Троицы в этот момент. Поэтому за праздником закрепились два названия - Богоявления и Крещения. О событии, происшедшем на реке Иордан, свидетельствуют все четыре Евангелия. Евангелист Марк описывает его так: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Во времена правления императора Тиберия в Иудее появился проповедник и пророк Иоанн, сын священника Захарии. Ветхозаветное ожидание близиться к концу - говорил Иоанн - скоро придет мессия и Спаситель человечества. И нужно покаяться и встретить его как бы очищенным от грехов прежней жизни. Символом такой перемены жизни стало погружение в быстрые воды реки Иордан. Вот как описывает дальнейшие события евангелист Матфей: «Тогда выходит Иисус из Галилеи на Иордан, к Иоанну, чтобы принять от него крещение. А тот возражал Ему, говоря: «Это мне бы надо принять крещение от Тебя, а Ты приходишь ко мне!» Но Иисус ответил ему: «Теперь не противься: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Безгрешный, а потому не имеющий нужды в покаянном омовении, Христос являет пример необычайного смирения. С другой стороны, погружаясь в водную стихию, Иисус освящает ее, и это вода становится для христиан символом очищения и дарования благодати.
Сила покаяния в работе Фредерика Лейтона «Давид»
Каждый из нас может оступиться. Но даже если это произошло, важно не терять надежду на прощение. Если мы, конечно, глубоко раскаиваемся в содеянном и стремимся исправиться, стать лучше. Как герой картины Фредерика Лейтона «Давид».
— Здравствуйте! Как хорошо, что рядом с храмом есть такая большая церковная лавка! Хочу сделать подарок другу на день рождения. Вы не могли бы показать мне Псалтырь?
— Добрый день! Конечно. Смотрите, у нас сейчас есть несколько вариантов издания Псалтыри. Рекомендую вот этот, он на церковнославянском с переводом на русский язык. И красиво оформлен.
— Благодарю! Думаю, другу понравится. Кстати, его зовут также, как автора этих псалмов.
— Давид?
— Да, моего друга зовут Давид. И он чтит своего святого покровителя, — старается регулярно читать Псалтырь. У него дома в красном углу стоит икона святого Давида, а в рабочем кабинете на стене висит портрет пророка.
— Здорово! Ваш друг сам его написал?
— Нет, это репродукция картины Фредерика Лейтона, которая, так и называется — «Давид». Сейчас найду её в интернете. Вот она, смотрите.
— Удивительная картина! Кажется, раньше я её не видела. Царь Давид на ней тёмноволосый, с длинной бородой, в царской одежде, он сидит на открытой террасе дворца на фоне неба, гор и своих владений. Смотрит куда-то вдаль. Интересно, о чём он размышляет?
— Быть может, о том, что счастье не зависит от богатства и славы. Видите, где находится корона? Не на голове, а у его ног. По лицу Царя видно, что на душе у него неспокойно, возможно, потому что его мучает совесть...
— Это, видимо, из-за истории с Вирсавией?
— Да. Как вы, наверное, помните, эта женщина обладала такой редкой красотой, что царь Давид, впервые увидев её, потерял покой.
— Однако Вирсавия была уже замужем... По закону, она могла стать женой Давида, только овдовев. Поэтому Царь намеренно отправил супруга Вирсавии, верного воина Урию, туда, где было ожесточённое сражение, в котором тот и погиб.
— Однако позже Царь искренне раскаялся в содеянном. И посвятил этому 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое...».
— 50-й псалом читается и на богослужениях в церкви, и во многих других случаях.
— Наверное, в нём заложено не только глубокое раскаяние пророка, но и его любовь к Богу и надежда на прощение. Бог ведь простил Давида?
— Конечно! Господь всегда готов простить нас, когда мы искренне раскаиваемся в содеянном. Важно вовремя признавать свои ошибки и всем сердцем стремиться стать лучше.
— Мне кажется, что именно эти порывы души Царя Давида удалось передать художнику в своей работе: его образ полон решимости и будто тянется к свету.
— Рада, что вы заметили!
— Спасибо большое, что открыли для меня эту картину Фредерика Лейтона.
— И вам спасибо, что помогли мне определиться с выбором Псалтыри.
— Храни Вас Бог!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
15 ноября. О хуле на Духа Святого
В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится».
О хуле на Духа Святого, — священник Алексий Тимаков.
15 ноября. О духовной помощи апостола Павла
Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами».
О духовной помощи апостола, — протоиерей Максим Первозванский.