Священномученик Александр, архиепископ Самарский, в миру - Александр Трапицын, родился в тысяча восемьсот шестьдесят втором году в Вятской губернии. Он получил духовное образование, женился и стал священником. Супруга отца Александра рано умерла и он принял монашество. Через несколько лет он был назначен на Вологодскую кафедру. Епископ Александр видя оскудевающую в народе религиозность пытался изменить ситуацию. Так он собирался инициировать приходскую реформу, принимал активное участие в деятельности Поместного Собора семнадцатого - восемнадцатого годов. После революции владыка Александр решительно выступил против проводившегося в рамках атеистической агитации вскрытия мощей святых угодников. Он вступил в переписку с властями, убеждая с помощью научных и богословских доводов о значимости мощей для верующих. Но над священником лишь смеялись в советских газетах. В двадцать третьем году епископа Александра арестовали и приговорили к работам в концлагере. В тридцать третьем его, уже епископа Самарского, приговорили к трехлетней ссылке на Урал. В тридцать седьмом году последовал новый арест. Вместе с владыкой под стражу взяли еще двадцать три священника и двух мирян. Вместе с епископом Александром было расстреляно еще пять священномучеников.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 174 зач., III, 12-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Чем для нас является вера? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Для кого-то это способ найти опору в жизни, для кого-то возможность договориться с высшими силами, которые так или иначе приходится учитывать. Но чем должна быть вера для христиан? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Иногда от некоторых проповедников можно услышать, что христианство — это не религия. Кого-то эти слова могут смутить, однако говорящие подобное не отрицают ни веры, ни религиозных действий или обрядов, они отрицают сведение христианства к культу и формам. Вместо этого содержанием христианства оказываются не отдельные действия, но жизнь по вере в Иисуса Христа. Человеку после грехопадения свойственно из всего делать культ. Мы делаем культ из еды, из работы, из себя самих и за всем этим не замечаем самой жизни. Христианство приходит в мир не как очередной культ, не как очередная форма или очередной обряд... хотя всё это есть в христианстве, потому что без форм человек не может. Суть христианства не в формах, но в том, чтобы сама человеческая жизнь стала такой, какой её задумал Бог.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел спорит с иудейским подходом к религиозной жизни. В своё время лицо Моисея, пережившего личную встречу с Богом, так сияло светом славы Божией, что он был вынужден покрывать его полотном. Он сообщил людям закон, но не мог сообщить им опыта той личной встречи, которая его преобразила. В отличие от Моисея, которого апостол, несомненно, очень почитал, Павел может с дерзновением сказать, что через Христа эта личная встреча с Богом оказалась доступна каждому. И если иудеям Моисей не мог открыть окончательной цели Завета, то теперь преграда эта снимается Христом.
Но значит ли это, что больше никаких преград не существует? К сожалению, не значит... Потому что Христос никого насильно к богообщению не зовёт, Он только делает его возможным. И раз люди свободны, они могут продолжать жить с тем же покрывалом на сердце. Таким людям оказывается нужна религия, но им не нужно усыновление Богу во Христе. Им достаточно форм, достаточно культа, но жизнь с Богом им не нужна, потому что тогда придётся эту жизнь сделать Божьей, в то время как им хочется прожить её по-своему, просто с некоторыми религиозными гарантиями.
Когда об этом говорил сам апостол Павел, он имел в виду иудеев, которые не принимали новых отношений с Богом. Но и сегодня есть люди, которые поступают по принципу: живи по закону и твоя земная жизнь будет благословенна. Апостол же предлагает пойти дальше и искать преображения своей жизни по образу жизни Божией. Как ребёнок, который боится отпустить руку матери или оттолкнуться от предмета, на который опирается, никогда не сможет ходить свободно, так иудеи, сконцентрировавшись на законе, никогда не смогли бы возвыситься к новому опыту. Но, апостол пишет: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода». Это значит, что, если мы желаем более глубоких отношений с Богом, без того чтобы повзрослеть, нам никак не обойтись. Бог ждёт от нас взрослых, сознательных, свободных решений, а не просто исполнения правил. Правила, несомненно нужны, но вместо того, чтобы считать их самоцелью, важно стремиться к тому, что иногда называют охристовлением всей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Медицинские приборы и лекарства для подопечных фонда «ДоброСвет»
Игорю из Воронежа 4 года. Он общительный и вполне самостоятельный: под присмотром мамы потихоньку учится готовить и уже может пожарить себе яичницу. Сегодня у Игоря есть возможность развиваться и осваивать всё новое, потому что он находится дома. А первые два года жизни мальчик практически полностью провёл в больнице. Его иммунная система дала сбой и организм не мог себя защищать от разных вирусов и инфекций. Любая простуда представляла для Игоря большую опасность.
Со временем состояние ребёнка улучшилось, и он наконец-то вернулся домой. Но лечение на этом не закончилось: мальчику необходимо регулярно ставить капельницы. Чтобы родители могли проводить процедуру самостоятельно, а Игорю не пришлось бы снова часто бывать в больнице, благотворительный фонд «ДоброСвет» приобрёл для семьи специальный медицинский аппарат и расходные материалы к нему.
Сейчас маленький Игорь живёт вне больничных стен: он свободно играет и общается с детьми, учится новому, ходит с папой и мамой гулять и радуется мелочам — например, качелям, мороженому или сладкой вате.
Благодаря помощи фонда у Игоря и многих других ребят есть возможность проживать своё детство в полной мере — активно и весело.
Фонд «ДоброСвет» с 2013 года помогает тяжелобольным детям и подросткам из Воронежской области — оплачивает лекарства и операции, покупает медицинские изделия и не только. Если вы хотите больше узнать о работе фонда и поучаствовать в жизни тех, кому нужна помощь прямо сейчас, переходите на сайт фонда «ДоброСвет»: https://dobro-svet.ru/komu-pomoch/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Русская Православная Церковь Заграницей». Андрей Кострюков
В нашей студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел об истории Русской Православной Церкви Заграницей, как ее формировали священнослужители и миряне, вынужденно покидавшие Россию после революции и какими были их путь и служение вне Родины.
Все выпуски программы Светлый вечер