Пророк Моисей жил в шестнадцатом веке до Рождества Христова. Из Священного Писания мы знаем, что в то время народ Израиля был в плену в Египте. Фараон стремился истребить израильтян и велел казнить всех новорожденных младенцев. Мать Моисея чтобы спасти мальчика, положила его в колыбель и пустила её по Нилу. Дочь фараона нашла младенца и воспитала как сына. О бедствиях и печалях своего родного народа Моисей узнал лишь когда вырос. Тогда он бежал из Египта. Моисей пас скот вблизи горы Синай и услышал призыв Бога вернуться в Египет и освободить свой народ. Фараон не сразу отпустил израильтян из плена, а потом еще отправил войско в погоню. В книге Библии "Исход" описано как Господь совершил чудо. Море перед народом Израиля расступилось, а потом сомкнулось и поглотило отряды преследователей-египтян. Сорок лет вел пророк Моисей свой народ в Землю Обетованную. Во время этого пути на горе Синай Моисей получил скрижали с десятью заповедями. Так между Богом и его избранным народом был заключен Завет, то есть договор, союз. После рождения Сына Божия Иисуса Христа этот завет Моисея назвали Ветхим, то есть прежним, старым. Крестная смерть Спасителя и Его Воскресение стали Новым Заветом. Этот новый союз был заключен уже со всем человечеством.
25 декабря. О тайных грехах
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии».
О тайных грехах — священник Николай Дубинин.
Грех часто мы сравниваем с болезнью. И есть болезни явные, когда они поражают и человека, и его внешность, — возможно, или его походку — неважно. А есть болезни, конечно, скрытые, тайные, которые открываются впоследствии. Также и о грехе можно порассуждать, что, например, тайный грех, который изнутри поедает человека, ну, скажем, зависть. Сидит человек в компании, улыбается вроде, а самому от рассказов об успехах ближних так плохо, что у него аж настроение, давление подскакивает. Но никто этого не видит. Может, ну, кто-то увидел, что покраснел, а человек мучается, страдает. И вот очень важно распознавать в себе эти тайные грехи, которые нас мучают. Неслучайно святые называют такие грехи страстями, потому что они приносят страдания. Человек страдает. Гневающийся страдает. Обидчивый страдает. Осуждающий, завистливый. Все они страдают. Пусть это не видно внешне, но внутреннее состояние человека поедает. Поэтому борьба с грехами и тайными, и явными, конечно, должна быть всю нашу жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Время святого Спиридона и его преемников именуется в истории церкви «Золотым веком святых отцов». Спиридон был ровесником святого Николая и старшим современником Василия Великого, Григория Богослова и других известных нам отцов церкви. Все вместе они защищали православие, участвовали в церковных соборах. Так подпись святого Спиридона сохранилась в деяниях важного для истории церкви Сардикийского собора, который состоялся в 343 году в современном болгарском городе Софии. О Спиридоне в своих трудах упоминают святой Афанасий Великий, древние историки Сократ, Руфин и Сазамен. Библейская праведность Спиридона, очевидность сотворенных им еще при жизни чудес, служили для них знаменем истинности веры Никейского собора, предзнаменованием того, что христианство настолько зримо безоговорочно и убедительно, что вскоре распространится по всей земле.
Мощи святого Спиридона после падения Константинополя были перенесены на Корфу, где почивают. Пожалуй, Спиридон единственный из отцов церкви того древнего времени, чьи мощи в целокупности сохраняются именно в православной церкви. Из Рима почитаются верующими по сей день.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. Об иконографии Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
Об иконографии Святителя Спиридона — протоиерей Игорь Филяновский.
Все житие святителя Спиридона Тримифунтского поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укращались стихии, сокрушались идолы. Изображения XVI века святителя Спиридона сохранились в фресковых росписях монастыря Ставроникита и монастыря Дионисиат на Афоне. В церкви Преображения Господня на Ильине в Великом Новгороде и во многих других храмах. Они изображают святого в святительском облачении, на голове его плетеная шапочка — неизменный головной убор. В руках либо Евангелие, либо свиток. На иконе монастыря Дионисиат святитель в правой руке держит камень, из которого исходят вода и пламень — образ, отсылающий нас к сюжету его жития. Редкая икона XVI века, успение святителя Спиридона Тримифунтского, в клеймах рассказывает житие святого, полное чудесной помощи ближним и горячего упования на Бога. Необычный образ святителя появился на русских иконах XV века в Великом Новгороде.
Святитель Спиридон был бескорыстным помощником земледельцев. До конца жизни сам усердно трудился. И в сюжетах этих русских икон мы видим домашних животных, которых благословляет святитель, выступая молитвенником заверенных человеку помощников.
Все выпуски программы Актуальная тема