Праведный Алексий Гнеушев, известный также как Алексий Бортсурманский, родился в тысяча семьсот шестьдесят втором году в селе Бортсурманы, в семье священника. Он закончил Нижегородскую семинарию, вернулся на родину и стал диаконом, а потом - священником. О нем вспоминают, что в начале служения отец Алексий не проявлял особого радения к службе. Однажды поздно ночью его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Гнеушев отказался, сказав, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Но совесть не давала ему уснуть, и он отправился к страдальцу. Тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках Чашу с Причастием. Потрясенный видением, священник упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве. С тех пор он совершенно переменился. Он усилил молитву и пост, стал заботиться о простых людях, помогая больным и погорельцам. Через некоторое время отец Алексий обрел славу прозорливца. К подвижнику потянулись люди за духовным советом и исцелением. Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к трудам Алексия Бортсурманского. По молитвам к подвижнику и в наши дни происходит немало чудес.
12 января. О духовном значении слов из 10-й главы Евангелия от Иоанна
Сегодня 12 января. В День памяти Святителя Макария Московского, жившего в шестнадцатом веке, за богослужением читаются слова Христа из 10-й главы Евангелия от Иоанна: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
О духовном значении этих слов — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Макарий Московский — это пастырь добрый. Трудами святого Макария были составлены Четьи-Минея, жития святых. Он начал дело книгопечатания, он созвал знаменитый Стоглавый Собор. Святитель Макарий возглавил Русскую Церковь, когда Иоанн IV был еще ребенком, и оказал большое влияние на воспитание будущего правителя. При его активном содействии впервые на Руси появился царь.
Притча о добром пастыре из 10 главы Евангелия от Иоанна читается в дни памяти святителей церкви, иерархов, которые были прославлены в лике святых. Епископ — это преемник апостолов. По утверждению святителя Киприана Карфагенского, церковь заключается в епископе. Когда в церкви возникала ересь, искажение веры, выглядело это так, будто в дом пришел вор. Он стремится украсть, убить и погубить. В широком смысле это дьявол, враг церкви. Это его злую волю исполняют все раскольники и еретики. Добрый же пастырь управляет церковью, не уклоняясь ни в раскол, ни в ересь. В подражание Христу он заботливо ведет своих овец ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 января. О милосердии святого Зотика Сиропитателя
Сегодня 12 января. День памяти Священномученика Зотика Сиропитателя, Константинопольского.
О милосердии святого — священник Августин Соколовски.
Когда в 330 году император Константин Великий основал Константинополь, чтобы создать на земле первый православный город без идолов, святой Зотик покинул Рим и поселился в новой столице, чтобы служить ближним. Вскоре созданная им лечебница стала приютом для множества сирот, больных и обездоленных. После смерти Константина на престол взошли сторонники арианской ереси. Зотика обвинили в растрате средств, полученных от прежнего императора. Внезапно в городе распространилась некая эпидемия, про которую говорили, что это проказа. Зотик не гнушался ухаживать за больными, давал им приют, спасал от народной расправы. Тогда толпа, ссылаясь на волю властей и предержащих, привязала святого к двум мулам, которые влачили его по улицам града.
Святой скончался от мук, оставленный всеми, но вскоре на месте его кончины забил источник и началось народное почитание. В предании церкви святой Зотик именуется покровителем прокаженных, в месяцесловии — сиропитателем. Он делом исполнял Евангелие и был убежден, что медицина должна быть доступной для всех и бесплатной. Это делает его свидетельство необыкновенно современным и актуальным.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 января. О евангельском рассказе о рождении Христа
Сегодня 12 января. Попразднство Рождества Христова.
О евангельском рассказе о рождении Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем Святое Евангелие, то замечаем, что евангелисты по-разному описывают то или иное событие, что не является исключением и события Рождества Христова. Так Святой Апостол Матфей пишет об этом событии достаточно кратко. А Святой Апостол и Евангелист Лука излагают обстоятельства Рождества и предшествующие ему события достаточно пространно. Как, собственно, и все Евангелие Апостола Луки — это развернутое повествование о тех событиях, которые стали ему известны. Так Святой Апостол и Евангелист начинают с благовещения Пресвятой Богородице, описывает встречу Богоматери и ее родственницы Елизаветы, матери Иоанна Предтечи, касается событий переписи, на которую идет Святое Семейство в город Вифлеем, рассказывает нам о том, как ангелы явились пастухам и, в конце концов, подходят к тому, как в мир является Господь наш Иисус Христос. Святой Апостол и Евангелист Лука касается явления ангелов пастухам, и вот уже ангелы идут посмотреть, где же родившийся Христос, приходят в пещеру и видят, что было возвещено им о младенце, и, как говорит сам Евангелист, все слышавшие явились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая их в сердце своем.
Будем же и мы назидаться чтением Священного Писания во всякий церковный праздник, напоминая себе глубинный смысл и значение тех или иных евангельских событий.
Все выпуски программы Актуальная тема