Праздник Происхождения или изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня первоначально сложился в Византии. В августе из-за жаркого климата страны, там часто случались эпидемии. Для того чтобы избежать болезни, из церкви стали выносить для поклонения верующих распятие — Честной Крест Господень. Его проносили по местности крестным ходом. Слово «происхождение» в названии праздника как раз указывает на это и является несколько неточным переводом с греческого. В Русской Церкви этот праздник соединился с празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Он был установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста. Чудо случилось во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в тысяча сто шестьдесят четвертом году. Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, которые совершаются в августе. В народе он получил название — «медовый Спас» или «мокрый Спас», в честь освящения меда и малого освящения воды, которое происходит в этот день. Второй «Спас» — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуется девятнадцатого августа. А третий — перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа приходится на двадцать девятое августа. Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Кор., 166 зач., XVI, 13-24.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что входит в обязанности священника по отношению к его пастве? Что мы можем от него требовать? А в чём он имеет полное право нам отказать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Коринф — это город, который находился на юге Греции, и был столицей одной из многочисленных провинций Римской империи под названием Ахаия. Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла коринфским христианам. Павел пишет его из Эфеса, куда к нему прибыла делегация коринфских верующих. А потому, завершая своё письмо, он перечисляет посланцев поимённо. Среди прочих обращает на себя внимание образ Стефана. Его апостол отмечает особо. Говорится, что Стефан и его семейство — это начаток Ахаии, и что они посвятили себя служению святым. О чём идёт речь?
Очевидно, что Стефан, а также его домочадцы, находились у истоков христианства в Коринфе. Они были те, кто первыми откликнулся на проповедь апостола. С них началась первая община. На них Павел опирался в своём благовестии. Они давали ему кров и еду. Они помогали налаживать связи с местными жителями. Решали множество других бытовых вопросов. А после того, как Павел ушёл, именно они остались и продолжили устраивать церковную жизнь. Их никто к этому не обязывал. Они не были священнослужителями. Но они сами себя посвятили этим трудам. Бескорыстно. И отдавались им полностью, без остатка. Павел называет то, чем они занимаются, «служением святым». Подобное служение — не труд раба из страха наказания и не труд наёмника, который ищет свою выгоду. Но проявление сыновней любви к своему родителю, которая позволяет максимально открыться для принятия родительской любви. А потому и выделяет Павел среди верующих таких людей: «Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся». И далее он опять добавляет: «почитайте таковых».
Расскажу историю, которую мне поведал знакомый священник. В одном селе в 90-х годах прошлого века стоял разрушенный храм. Люди ходили вокруг него, охали и ахали. Когда же там в центре вспомнят о нас, отстроят церковь и пришлют батюшку. Так бы и ждали до сих пор, если бы к одной хрупкой женщине, окна дома которой выходили на руины, не обратился однажды прохожий старичок с такими словами: «Твои окна выходят на храм, а ты видишь одни развалины. Не лучше ли тогда просто окна забить досками?» Эти слова так поразили женщину, что вместе со своей дочерью они вдвоём начали потихоньку расчищать завалы. Кирпичик за кирпичиком. Постепенно к ним присоединились другие неравнодушные люди. Бюджет по началу был копеечный, и помощи сверху не было никакой. Однако через несколько лет над деревней возвышался золотой купол, а народ собирался на Литургию. Вот что означают слова апостола «посвятили себя служению святым».
Итак, мы имеем полное право ждать и даже требовать от священника исполнения его служебных обязанностей. Но, согласитесь, наши взаимоотношения с Богом и Его пастырями, могут начинаться не только с требований нас обслужить и удовлетворить наши ритуальные потребности. Апостол Павел предлагает сегодня несколько иную модель. Наше христианство может начинаться с желания самому послужить и принести пользу людям. Именно с этого начинаются глубинные изменения в нашей жизни в лучшую сторону. Именно так я гарантированно начинаю ощущать в своём сердце благодатную поддержку. Ведь Сам Господь говорит: «Больше блажен не тот, кто берёт, а тот, кто отдаёт».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в Курской области и на Донбассе
Уже несколько недель добровольцы Русской Православной Церкви заботятся о людях в Курской области. О тех, кто приходит в центр комплексной социальной помощи и находится в пунктах временного размещения. Волонтёры ухаживают за пожилыми людьми, поддерживают пострадавших ласковым словом, передают гуманитарную помощь.
В одном из пунктов временного размещения доброволец Ирина Худякова встретила дедушку. Он лежал на кровати и не хотел ни с кем общаться. «Тоскует...» — подумала она. А позже выяснила, что его супругу отвезли в больницу, что-то серьёзное с ногой. Телефонов у супругов нет, связаться не могут.
«Дедушка так тосковал, что отказывался есть и буквально угасал на глазах», — рассказывает Ирина. «Надо ехать в больницу, а то дедуля совсем зачахнет — решила я. Поможем им поговорить по телефону», — продолжает волонтёр.
Бабуля лежала в кровати — худенькая, маленькая. У неё была угроза ампутации ноги, но к счастью, всё обошлось. Пожилая пациентка с приятным удивлением встретила Ирину, и от неё узнала, что супруг, сильно переживает. Доброволец предложила с ним поговорить, и бабуля обрадовалась. Они позвонили волонтёру в пункт временного размещения и попросили передать дедушке телефон. Долгожданная беседа состоялась. Прощаясь, бабушка тихо произнесла: «Люблю». «Не слышу»,— ответил дедуля. «Люблю! Жди! Скоро буду! И кушай там хорошо!» — повторила она громче, а муж согласился. После этого дедушка воспрял духом и даже стал улыбаться.
С поддержкой добровольцев люди обретают утешение и надежду на то, что всё непременно наладится. Присоединяйтесь к волонтёрам Русской Православной Церкви и помогайте людям в Курской области и на Донбассе. Узнать больше можно по телефону: 8-800-70-70-222.
Заполните анкету добровольца, перейдя по ссылке: https://forms.okocrm.com/01hh8b9bee49vsq8ywsv39d6m4
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице. Воздвижение Креста Господня». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 13-е воскресенье по Пятидесятнице, о празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, о днях памяти преподобного Силуана Афонского, праведного Симеона Верхотурского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица