Интересное это время — после литургии. Причастилась, выслушала благодарственные молитвы. Вышла из храма. И куда дальше? Куплю монастырских пирожков и домой. Села в машину, включила радио. По пути в храм слушала Евангелие на Радио ВЕРА и что-то из классики, а сейчас духовный труд совершён и можно расслабиться. Включу-ка что-нибудь поритмичнее! Что ж в этом плохого?
Еще нужно массу покупок совершить, заеду в торговый центр. Там, кстати, мороженное вкусное. Да, чуть не забыла! Подруга хотела пересечься днем, там же и встретимся.
И вот, мы уже с подружкой пьем кофе. Она делится новостями. Рассказывает о своих неурядицах с соседями. Я ее поддерживаю. Ну правда, разве можно весь рабочий день стучать и сверлить!? Детям днем спать нужно! Понятно, что идет ремонт, но нельзя же только о себе думать!
Вышли из кафе, прошлись по магазинам. В одном из них даже повздорить с продавцом умудрились. Но вот и вечер наступает...
Еду домой. Мысли про магазин, про соседей подруги, про неё саму. Какую странную стрижку ей сделали. Ну, нравится ей и слава Богу! ... Я бы себе такую не сделала.
Переключаю радиостанции. И тут снова про Евангелие на светлой волне...
Как будто это из вчера... А ведь я только сегодня была в храме. Сегодня исповедовалась, каялась в осуждении, раздражении... Потом причастилась. И чем же я дальше наполняла свою душу, в которую только что приняла Христа? Ну, понятно — повседневность, темп современного мегаполиса, бесконечные разговоры, многословие, праздное все, а там и осуждение, и зависть, и гнев...
Где же Господь? Оставила отношения с ним там, в храме?
Да, мы, миряне, живем в современных ритмах, мы заняты бытовой суетой. Как же в такой суматохе — не утратить связь с Богом? Размышляла и вот, что для себя решила:
Попробую не оставлять молитву, даже когда покупаю что-то. Для себя, для детей, в магазине, в торговом центре. Поблагодарю Бога даже за мороженное. Постараюсь быть спокойнее в спорах, внимательнее к окружающим. Ведь людям нужно тепло и свет Христов, а не крики и злоба.
А подруге попробую рассказать что-то интересное из той своей жизни, в которой действует Господь. И, пожалуй, не стану ее вразумлять, чтобы она никого не осуждала. Попробую увлечь тем, что благостнее всего. А что может быть благостнее жизни с Господом в душе?
Главное, чтобы в каждой душе было так! Чтобы Бог там пребывал всегда, а не только когда мы в храме на литургии.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело