Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как вести себя с другим человеком? Как устроить общественную жизнь? Как упорядочить свои отношения с Богом? Согласитесь, вопросы не праздные. Ответ на них мы можем найти в том отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Закон и благодать — эти два понятия проходят не только через все послания апостола Павла, но и через всё святоотеческое богословие. А только что прозвучавший отрывок содержит в себе свидетельство, что эта пара терминов — не выдумка богословов. Слова «закон» и «благодать» указывают на явления, которые определяли жизнь человека с самых древних времён.
Что такое закон, понять несложно. Это совокупности формальных предписаний, которые регламентируют деятельность отдельного индивида и общества в целом. Нас приучают быть законопослушными с детства. В противном случае общество перестало бы существовать. Вопрос, почему? А потому, что зачастую нам не хочется учитывать интересы других людей и договариваться. «После меня хоть потоп» — поговорка, которая точно формулирует эти настроения. Закон именно потому и появился, что слишком много деструктивного в поведении человека. Всё это от внутренней пустоты, которую мы пытаемся заполнить самым лёгким путём — сделать так, чтобы весь мир вращался только вокруг меня любимого. А если выразиться иначе, то после грехопадения в нас стало слишком мало благодати.
Что же такое благодать в этом случае? Если закон — это инструкции, которые спускаются нам извне, то благодать — это то, что произрастает изнутри человека. Из его сердца. Образно говоря, это голос Бога в каждом из нас. Особое чутьё, духовная интуиция, которая подсказывает, какие наши поступки навредят окружающим, а какие принесут пользу. Какие наши действия согласны с волей Творца, а какие противны ей. Благодать — это та пуповина, которая связывает нас с Богом.
Из этого не следует, что закон плох. В нашей ситуации он очень даже хорош. Тот, кто лишился конечности, не может обходиться без протеза. Так и мы. Наше духовное сердце находится в полумёртвом состоянии. А потому ему необходима искусственная среда, благодаря которой в нём будет поддерживаться жизнь. Закон и есть такая среда. Он позволяет не переступать ту грань, за которой мы разрываем связи с человеком и Богом, а, следовательно, постепенно перестаём быть людьми.
Кроме того, именно с исполнения закона начинается путь человека к Богу. Функция закона напоминает функцию ракетоносителя, который выводит космический корабль на орбиту. Когда притяжение Земли ослабло, корабль движется в пространстве без всей этой громоздкой конструкции. Так и закон больше не нужен тем, кто преисполнен благодати. Таких людей мы называем святыми. Их духовная интуиция и связь с Творцом так сильны, что всякое их действие направлено на созидание жизни. Теперь более совершенный закон, закон жертвенной любви, прописан в их сердцах.
Сегодня апостол Павел напоминает, что путь к этому состоянию открыт каждому человеку благодаря подвигу Христа. От нас требуется лишь начать на ежедневной основе применять к своей жизни Евангельские заповеди. Пусть по началу у нас не будет получаться. Пусть это будет выглядеть механически. Пусть мы будем ощущать себя странно. Это неудивительно, ведь мы так не привыкли жить. Если проявим усердие, терпение и доверие Богу, то непременно увидим, как постепенно в нашей душе будут происходить изменения, мы ощутим на собственном опыте действие благодати, станем участниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианин в современном мире». Алексей Шустов
У нас в студии был продюсер, основатель сообщества «Девелопмент 2.0» Алексей Шустов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о том, как его многочисленные творческие проекты совмещаются с христианским мировоззрением, а также о планах снять фильм об иеромонахе Серафиме (Роузе).
«Искусственный интеллект». о. Павел Когельман, Евгения Ульева, Анни Берг
В этом выпуске клирик московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском священник Павел Когельман, психолог Евгения Ульева и блогер Анни Берг размышляли о том, как на жизнь человека влияет развитие искусственного интеллекта.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
«Благословен еси, Господи»
Одно из моих любимых песнопений вечерней службы называется «Благословен еси, Господи». Впервые я его услышала много лет назад в стенах Киево-Печерской лавры. Давайте попробуем разобраться, о чём оно, и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Песнопение представляет собой четыре коротких отрывка, посвящённых Воскресению Христову. Отрывки соединены общим припевом — «Благословенный Господи, научи жить по заповедям Твоим!» или по-церковнославянски «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
Первый отрывок звучит так «Собор ангелов удивился, / видя Тебя, Спаситель, к мёртвым сошедшего, / силу смерти сокрушившего, / взявшего с Собою Адама / и от ада всех освободившего». Вот как первая часть звучит по-церковнославянски: «А́нгельский собо́р удиви́ся, зря́ Тебе́ в ме́ртвых вмени́вшася, сме́ртную же Спа́се, кре́пость разори́вша, и с собо́ю Ада́ма воздви́гша, и от а́да вся́ свобо́ждша».
Давайте послушаем первую часть:
Второй отрывок начинается вопросом Ангела жёнам-мироносицам — ближайшим ученицам Христа, скорбящим у Его гроба: «Что же слезами сострадания, / о ученицы, миро разбавляете?» (миро — значит, благовонное масло, принесённое жёнами-мироносицами, чтобы приготовить тело Спасителя к погребению) / — «Блистающий в гробнице Ангел возвестил мироносицам». / «Вглядитесь во гроб и узнайте: / Спаситель воскрес из гроба!» Вот как вторая часть звучит по-церковнославянски. «Почто мира с милостивыми слезами, о, ученицы, растворяете? Блиста́яйся во гро́бе а́нгел, мироно́сицам веща́ше: ви́дите вы́ гро́б, и уразуме́йте, Спа́с бо воскре́се от гро́ба».
Послушаем вторую часть:
Третья часть песнопения на русском языке звучит так: «Рано утром мироносицы спеши́ли / ко гробу Твоему, рыдая. Но предстал пред ними Ангел, говоря: / «Рыдания время прошло, не плачьте! / О воскресении же апостолам возвестите».
Давайте послушаем, как звучит третья часть по-церковнославянски:
Четвёртая часть продолжает тему встречи Ангела и жён-мироносиц: «Мироносицы-жёны с миром пришедшие / ко гробу Твоему, Спасе, рыдая, / Ангел же возвестил им: / «Зачем мёртвым вы Живого считаете? / Ведь как Бог Он воскрес из гроба».
Послушаем четвёртую часть песнопения на церковнославянском языке:
Завершается песнопение «Благословен еси, Господи» призывом поклониться Святой Троице и Деве Марии, воплотившей Богочеловека.
Давайте вместе послушаем это песнопение в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы