Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Предлагает ли христианство какой-либо рецепт, как сделать этот мир лучше? Как исправить людей вокруг? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Когда маленький человек появляется на свет, его мышцы находятся в состоянии, которое на языке врачей называется гипертонус. Это естественное напряжение младенца. Ведь долгое время он находился в утробе матери в позе эмбриона. Его ручки согнуты и сжаты в кулачки, а ножки поджаты. Для того, чтобы развести ручки и ножки или разжать ладошки, которые то и дело норовят что-то схватить, приходится прикладывать усилия. Со временем это напряжение пропадает естественным образом. Если нет, то ребёнку назначают курс массажа. Его мышцы расслабляются.
Подобное состояние может встречаться не только у младенцев. Но и у взрослых людей. Человек испытывает приступы сильного спазма, при котором те или иные мышцы остаются сокращёнными даже в состоянии покоя. В таком случае гипертонус перестает быть естественным. При лёгкой стадии ощущается дискомфорт и стянутость мышц. При более тяжёлых случаях мышцы становятся твёрдыми, а прикосновение к ним вызывает сильную боль.
Это явление — яркая иллюстрация того духовного недуга, которым поражены в той или иной степени все мы. Предельная зацикленность на себе. Я бульдожьей хваткой держу то, что считаю своим. И всю жизнь организую так, чтобы схватить ещё больше. Все силы своей души я направляю на достижение стабильности, комфорта, предсказуемости. А потому моё внутреннее состояние напоминает крепко сжатый кулак. И всякие попытки его разжать вызывают боль, сопротивление, агрессию. Я боюсь потерять, упустить, продешевить.
Если поддерживать этот образ жизни, то неудивительно, что со временем я превращаюсь в ходячий комок нервов, каждый из которых словно натянутая струна. Я становлюсь сверхчувствительным и мгновенно реагирую на то, как ведут себя другие люди. Нередко они доставляют мне боль. Ведь люди постоянно делают то, что нужно им, а не то, что нужно мне. Поэтому я полон претензий, раздражительности и недовольства.
Беда в том, что это состояние духовного гипертонуса становится для многих из нас таким естественным и привычным, что мы его совершенно не замечаем. Просто чувствуем, что в жизни всё как-то не так. Нет в ней тех плодов Духа, о которых говорит сегодня апостол Павел: нет любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. А есть нередко превозношение, раздражение и зависть. Что поделать, — успокаиваем мы себя. — Мир такой. Люди такие. Как здесь расслабиться? Как здесь раскрыться?
Апостол Павел верил, что такого состояния расслабления и открытости достигнуть можно. Но не только своими силами. Это дар благодати Божией в ответ на то, что человек каждый день понуждает себя жить по евангельским заповедям. Потихоньку, шаг за шагом они учат нас открываться. Взамен Господь даёт нам Свой Дух. Сколько отпустили ради Христа, столько и получили. Такое действие Духа в нашей жизни сродни расслабляющему массажу. Оно снимает не только духовное напряжение, но зачастую эмоциональное и физическое. У человека появляется способность разжимать кулаки и челюсти, делиться, принимать жизнь и людей вокруг такими, какие они есть. Но самое главное — на глубинном сердечном уровне мы усваиваем важную истину: я не держу в своих руках ничего, но весь этот мир и я сам в руках Божиих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псково-Печерская икона Успения Божией Матери
Псково-Печерский монастырь находится в шестидесяти километрах к западу от Пскова, у границы с Эстонией. Он был основан во второй половине пятнадцатого века. История обители началась с пещерного храма, который выкопал преподобный Иона в холме из песчаника. Церковь освятили в честь Успения Божией Матери — так называют переход Пречистой Девы от земного бытия в Жизнь вечную. Первой монастырской святыней стала икона, посвящённая этому торжеству. На изображении Богородица представлена одновременно лежащей на смертном одре в окружении скорбящих апостолов и пребывающей в виде спелёнатого младенца на руках у Спасителя.
В 1473 году по молитвам перед образом Успения Божией Матери в Псково-Печерском монастыре исцелилась паломница. Так началась череда чудес, которые Небесная Заступница являла верующим через Свою святыню. Псково-Печерский образ Успения широко прославился, его почитал царь Иван Грозный. В 1571 году по велению правителя для реликвии изготовили золотой оклад.
Особую известность икона приобрела в 1581 году, во время осады Пскова польскими войсками. За несколько дней до нападения Богородица явилась старцу Псково-Печерской обители, монаху Дорофею. Царица Небесная предупредила о грозящем бедствии и повелела псковичам держать пост и служить молебны перед образом Успения. Горожане исполнили наказ Божией Матери. Враги полгода осаждали Псков, пытались штурмовать город, но так и не взяли его.
Ещё одно чудо Пречистая Дева явила псковичам во время войны с Наполеоном. В октябре 1812 года французская армия захватила Полоцк и направлялась к Пскову. Узнав об этом, верующие вынесли из монастыря образ Успения Богородицы и с молитвой прошли с ним вокруг города. На следующий день русские войска освободили Полоцк, и угроза для Пскова миновала.
Почитание чудотворной иконы не прекращалось даже в советское время. Псково-Печерский монастырь оставался тогда единственной действующей обителью в России. Поток паломников к образу Успения Богородицы не иссякает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Мне б твои проблемы. Наталья Разувакина
О том, что страдания спасительны, что именно в скорбях мы обнаруживаем себя немощными перед Богом, учимся смиряться перед волей Его, на Него надеяться и к Нему взывать, мы знаем. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» — писал преподобный Ефрем Сирин. Но есть один тонкий момент: преодолев с помощью Божией многие скорби, человек может возгордиться перед теми, чьи проблемы, на его взгляд, менее значительны.
Как-то раз моему мужу, профессиональному литератору, прислала свою рукопись одна молодая писательница, Елена, чтобы он написал предисловие к будущей книге. Повесть Лены прочитала и я. Речь шла о поисках внутренней опоры в мире, представляющемся адом, о драматических поисках своих людей, об иррациональных страхах, одиночестве... При этом героиня, от лица которой написана повесть, в социальном смысле — вполне благополучный человек. Я вынесла вердикт: «Как же всё это мелко! Мне б её проблемы в её возрасте! Да в 25 лет я уже на трёх работах работала, а ночами тёплые штанишки ребёнку вязала, распуская старый шарф! И есть было нечего, авитаминоз, у меня дочка прозрачная была на одной-то манке на воде! А тут — самокопания сплошные, собственные выдуманные страхи в микроскоп рассматривает, сытая, с мамой-папой живёт!..»
Муж посмотрел на меня очень серьёзно. «Понимаешь, — говорит, — а ей ведь по-настоящему больно. Именно это важно. А ещё важнее, куда эта боль человека выведет, придёт ли он путём страданий к Богу. Эта повесть о поисках Бога, о необходимости Бога!».
Я задумалась. Как смею я судить человека? Другого человека, которому по-настоящему больно?
Вспомнила, как лежала с маленьким сыном в отделении травматологии и как плакал наш сосед по палате, двухлетний мальчик с перебинтованным пальцем. Другой мальчик, постарше, спросил: «А чего он так ревёт? У меня нога поломана, и то не плачу!» Я утешала малыша и попутно отвечала: «Пальчик малюсенький, а больно сильно-сильно!»
Очень больно может быть по разным причинам, и не наше дело эти причины сравнивать. Приближаясь к Господу путём страданий, а значит, путём смирения перед волей Его, мы непременно должны научиться сочувствию.
Все мы разные, рождаемся и растём в разных обстоятельствах, а Господь пытается достучаться до сердца каждого. К Себе приблизить ради нашего же блага, ведь только с Ним, с Богом, может быть действительно хорошо. Он — Отец Наш небесный, и только Ему решать, кого из нас какими дорогами вести в земной жизни, и какие именно скорби кому попускать. Если же мы, пройдя многое, станем вдруг превозноситься над ближним, то совсем к Богу не приблизимся. Наоборот, отдалимся от Него в гордыне своей.
Помню, юной студенткой стояла я в очереди перед кассой, сдавала билет на самолёт. Изменились обстоятельства, и улетать домой на каникулы приходилось неделей позже. Я узнала, что теряю при покупке нового билета целых 10 рублей, большие деньги для восьмидесятых, и расстроилась буквально до слёз. Рядом в очереди стоял парень в панаме цвета хаки, и вся она была исписана именами. Это означало, что парень вернулся из Афганистана, прошёл там в составе наших войск многое. Мне как-то рассказывали ещё раньше, что наши солдаты расписывались на форменных панамах друг друга перед выполнением опасных заданий, не зная, кто из них останется после в живых. Он смотрел на меня очень тепло, как-то отечески покровительственно, а сказал всего одну фразу: «Не плачь, больше теряем!»
Не надо хвастать скорбями, не надо, выплыв со дна Марианской впадины, смеяться над тем, кто боится утонуть в луже. Кому-то и твоя Марианская впадина может показаться лужей. «Не сравнивай! Живущий не сравним!» — писал Осип Мандельштам, будто продолжая мысль другого поэта, Фёдора Тютчева: «...И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Мне, глупой девчонке, всерьёз страдающей из-за потери десяти рублей, великодушно посочувствовал человек, терявший боевых товарищей. Это удивительно. Но именно в этом милосердии — свет Христов.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Николай Сербский. Притчи. Духовные поучения и советы
«Скажи, человече, кого ты избрал, кому ты поверил, и за кем ты пошёл?» - с таким вопросом рано или поздно обратится к каждому из нас сама Вечность. В этом уверен святитель Николай Сербский – святой, проповедник, подвижник и известный духовный писатель ХХ столетия. В своей книге–сборнике «Притчи. Духовные поучения и советы» владыка Николай размышляет о Пути, Истине и Жизни – Господе Иисусе Христе, веруя в Которого человек обретает спасение.
На страницах сборника автор обращается к читателю с горячей искренней проповедью. Весьма необычной по форме - она состоит из небольших абзацев, расположенных в алфавитном порядке, и имеет общий заголовок – «Азбука истины». Например, под буквой «Д» мы читаем слова святителя Николая о душе. «Пусть твою душу Бог наполнит Своим Духом. Ведь тебя Господь и создал для того, чтобы ты… был одно с Ним и со всеми чадами Его на Небесах и на земле».
Под буквой «М» в книге «Притчи, духовные поучения и советы» автор напоминает нам о Милости Божьей. По слову святителя, милость эту способны снискать лишь те, кто верует в живого Бога, всегда и во всём на Него надеется. Автор не раз повторяет: вера – вот главный залог спасения и единственный смысл всех трудов человека на земле. Об этом читаем мы в главке под буквой «С»: «Мы, христиане, знаем, что явился Бог и принес спасение душам всех, кто его желает».
Продолжением разговора на страницах книги святителя Николая Сербского становятся его краткие наставления, в которых владыка утверждает, что вера в Господа освобождает человека от многих забот. И приводит в пример дитя, знающее, что у него есть отец. Уверенное в отеческом попечении, чадо не беспокоится ни о чём. Но если эта уверенность вдруг исчезнет, ребёнок ощутит себя обездоленным сиротой и будет горько плакать.
«Бог поможет, когда никто не может» – так гласит пословица, которую владыка Николай цитирует в книге «Притчи, духовные поучения и советы», в главе «Сербская народная мудрость». И от себя добавляет: «Доверьтесь Отцу своему, и Отец исполнит все ваши дела, разрешит все ваши заботы».
Все выпуски программы Литературный навигатор