Еф., 230 зач., V, 20-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отношения между супругами — тема весьма актуальная и весьма болезненная. Явно свидетельствует об этом как социальная статистика, так и стремительное растущее число семейных психологов и коучеров. Каждый из них предлагает свой рецепт здоровых отношений в браке. А что по этому поводу думает Священное Писание? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает нам образ брачных отношений, которые можно назвать гармоничными и сбалансированными. Секрет этих отношений в том, что жена оказывает мужу почтение и уважение, в свою очередь муж проявляет всяческую любовь и заботу по отношению к своей супруге.
Важно, что для апостола крепкий брак — это обоюдно встречное движение. Метафора, которая помогает ему проиллюстрировать эту закономерность, — отношение тела и головы. Очевидно, что лишь человек с нездоровой психикой будет не учитывать потребности своего тела или же прямо вредить ему. Точно так и признак здорового тела — это способность всегда откликнуться на те запросы, которые посылает ему голова.
Так и в браке. Каждый призван играть свою роль. Каждый, согласно апостолу Павлу, делает то, что заложено в нём от природы. Жена создаёт атмосферу тепла и уюта, муж обеспечивает защиту. Жена — внутреннее убранство дома, муж — его стены и крыша. Образно говоря, жена — душа, муж — тело.
Особую богословскую глубину этим рассуждениям о супружеских отношениях сообщает сравнение брака с отношениями между Христом и Его Церковью. Господь — жених, община верующих, их сердца и души — его невеста. Спаситель отдал Свою жизнь за Церковь. Лучшие Его ученики стараются во всем угодить Господу, тщательно исполняют Его евангельские заповеди.
Кажется, как всё просто. Но почему же тогда не удаётся сохранить семью? Почему умирает брак? Почему люди уходят из отношений разочарованные, когда поток эмоций первой влюблённости сходит на нет? Одним словом, что необходимо сделать, чтобы нащупать, а потом и сохранить этот хрупкий баланс, который является условием нормальных отношений в семье?
Первое, что следует непосредственно из рассуждений апостола, — каждому из нас необходимо увидеть границы своей природы. Кто я по замыслу Бога как женщина? Кто я в мыслях Творца как мужчина? Семейный крах начинается тогда, когда мы переступаем эти пределы. Женщина забывает о женственности, а мужчина о мужественности.
Чтобы этого не произошло апостол и даёт практический совет. С него начинается отрывок: «Благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». В семье должен незримо присутствовать Третий, к которому должны быть направлены все наши мысли. А именно, всё, чем бы ни занимались муж и жена, должно происходить в присутствии Бога. С ним супруги должны быть связаны чувством благодарности.
На практике это означает, что главной целью совместной деятельности мужа и жены должно быть не накопление имущества или же улучшение жилищных условий. На первом месте для них должно быть исполнение евангельских заповедей. То есть осознанное желание все свои дела совместно согласовывать с волей Творца, а также целенаправленно служить окружающим людям во имя Христа. «Ищите прежде Царства Божия, всё остальное приложится вам», — призыв Спасителя, который касается и семейной жизни. С чего же можно начать?
Необходимо помолиться, сесть, посмотреть друг другу в глаза и чётко проговорить эти вещи. То есть собрать семейный совет и на нём определить свою совместную цель. А потом обсудить, как именно мы вместе будем двигаться по этому пути. И главное — не думать, что, если мы всей семьёй ходим в Церковь, эти вещи подразумеваются сами собой. Честный и открытый диалог принципиально важен в таких вещах.
Не будем сомневаться, даже если в нашей семье хаос и мы на грани, уже за одно это действие Господь каким-то образом проявит Себя. А если мы будем с усердием ежедневно двигаться по этому пути, то постепенно всё вернётся в свои, Богом установленные, пределы. Каждый из нас получит новый духовный опыт, а наша семья тот незримый фундамент, который и в дальнейшем поможет ей устоять и пройти через трудные периоды жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь от Бога. Илья Муромский
Я часто получаю сообщения от знакомых с просьбой о материальной помощи: «Илья, выручай, срочно нужно столько-то» или «надо докупить до конца месяца то-то и то-то». Причём это происходит каждый раз, когда средств на счету остаётся ровно столько, сколько нужно, чтобы дожить до зарплаты.
Иногда такие письма приходят несколько раз в день, причём от одного и того же человека. Я перевожу столько, сколько могу. Но, честно сказать, внутреннее негодую, почему на роль спасителя снова выбрали меня?
Пару лет назад произошла история, которая изменила мое отношение к таким просьбам. Я тогда заканчивал учёбу в университете. Необходимо было сдать материалы по нескольким предметам, чтобы автоматом закрыть весеннюю сессию и начать подготовку к защите дипломной работы. Всё шло хорошо: я сдал почти все экзамены, оставил свою зачётку в учебной части и на некоторое время уехал за город, чтобы восстановить свои силы.
Я только вздохнул свежего лесного воздуха, как мне пришло сообщение из чата нашей группы, в котором староста написал, что сегодня — последняя возможность проставить зачет по экономике, кто получил его автоматом. Для этого нужно в течение двух часов приехать в университет вместе с зачёткой.
Внутри всё похолодело. Я совсем забыл,что этот зачет я еще не получил. Вернуться в Москву к назначенному времени я никак не успевал. Стал продумывать все варианты, как можно выйти из положения. Позвонить в учебную часть? Они скажут, что это — моя проблема, и будут правы.
Я начинаю писать однокурсникам, но все уже сдали экзамены и разъехались. И вдруг я вспомнил про своего друга, который сегодня точнодолжен быть в Москве.
Звоню ему, буквально умоляю приехать в университет, чтобы отдать мою зачётку преподавателю и объяснить ситуацию. «Слава Богу, что я оставил её в учебной части» — повторял я потом неоднократно про себя. Друг сказал, что обязательно поможет и уже через час перезвонил мне с хорошими новостями.
Спустя пару дней, я узнал, что он после моего звонка бросил все свои дела, перенёс запланированные мероприятия и помог мне в критической ситуации. Он не отказал, он пожертвовал своим временем и силами для меня.
Преподобный Исаак Сирин говорил: «Кто руку свою простирает на помощь ближнему своему, тот в помощь себе принимает Божию помощь».
Как же важно слышать просьбы окружающих людей. Возможно, для тех, кто просит меня помочь, перевести им необходимую сумму, я тоже остаюсь единственным человеком, кто в данный момент может им помочь...
«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» — говорит Господь в Евангелии. Это — дар — возможность помочь. И необходимо не раздражаться, а всякий раз благодарить Его за то, что Он даёт нам шанс проявить свою христианскую любовь по отношению к ближним. Бог посылает нам тех, кто нуждается в нашей помощи, приближая через добрые дела к Царствию Небесному.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Яблочный пирог моей бабушки. Ольга Цой
Наверное, можно сказать, мое знакомство с церковью началось с запаха ладана и медовых свечей. Я знала, что в храме тепло и чарующе пахнет, и от этого всегда на душе было спокойно и радостно, когда приходила свечку поставить. А как стала осознанно посещать службы, поняла, что храм — это, конечно, не только дивное благоухание и старинные иконы. Главное здесь — молитва, общение с Богом, Таинства. Но ладан по-прежнему продолжала любить. К тому же у меня появился свой фаворит среди его ароматов.
Тогда наш батюшка часто кадил одним и тем же прекрасно пахнущим ладаном на величание Богородицы. «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...», — пели мы хором, пока священник обходил весь храм и кадил его. Этот момент службы очень важен, ведь он символизирует пребывание человека в раю, когда Сам Господь ходил по раю и беседовал с человеком.
По храму разливался удивительный аромат свежеиспеченного яблочного пирога с корицей и ванилью. «Яблочный пирог моей бабушки» — так охарактеризовала я запах этого ладана. А позже выяснила, что называется он «Воскресение».
Богородичное песнопение, сам образ Пресвятой Богородицы прочно стали ассоциироваться у меня с этим теплым ароматом. Словно моя бабушка печет пироги с яблоками и меня ждет в гости. И стало вдвойне благодатно молиться на службе. С нетерпением прислушивалась, когда батюшка даст возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!».
Так, с малого, может начинаться путь к Богу. С ладана, красивых икон, благозвучного пения хора. А потом внешнее отходит на второй план. Уже думаешь о покаянии, работе над собой, борьбе со своими страстями, любви к ближнему... Но те, ранние, впечатления остаются в памяти. Первый добрый взгляд, встретивший в храме, приветливое слово, утешительный совет священника.
Мне кажется, это очень важно — чтобы первые шаги человека в храме были наполнены радостными воспоминаниями. Сначала эта радость — простая, житейская от тепла и доброты, но потом она перерастает в подлинно духовную, в осознание великой любви Божьей.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Просто поговорить. Анна Тумаркина
Когда я только крестилась, искренне не понимала, для чего православным христианам нужны такие длинные утренние и вечерние молитвенные правила, Последование ко святому Причащению, каноны, акафисты. Я читала в Евангелии от Матфея такие слова: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». И долгое время мне казалось, что практически все молитвы, кроме «Отче Наш» и «Господи, помилуй» — излишни. Слишком много слов. А Бог человека и без слов услышит, разве не так?
В том, что молитва нужна не только для того, чтобы передать Богу свои просьбы, меня убедил один случай из жизни. Хотя напрямую с молитвой он связан не был.
Однажды поздно вечером я ехала домой на самокате вдоль шоссе. Смотрела на дорогу, но и по сторонам оглядывалась. Внезапно нечто, увиденное по пути, заставило меня вздрогнуть и даже остановиться. Участок на тротуаре, огороженный полосатыми ограничительными лентами. Полицейские, «Скорая помощь» и автомобиль, разбитый практически полностью. Господи, помилуй! Пока ехала, в голове, словно металлический шарик, скакала мысль: «Об этом нужно рассказать мужу».
Я набрала его номер. Принялась, глотая слезы, рассказывать об увиденном. Просила: «Просто поговори со мной». Чем дольше мы говорили, тем легче мне становилось. В какой-то момент показалось, будто муж стоит рядом, обнимает. Даже тепло на мгновение почувствовала. Мы общались минут двадцать.
А когда супруг положил трубку, плакать уже не хотелось и ужас от увиденного совсем отступил.
Мне кажется, что и с Богом человеку иногда нужно просто поговорить. Бог всегда рядом с нами. Но иногда нужно время, чтобы почувствовать Его присутствие, согреться в отсвете Божественного пламени. И молитвенные правила, каноны, акафисты подходят как нельзя лучше.
В наше время необходимое количество молитв, читаемых утром и вечером, принято индивидуально обсуждать с духовником. У каждого верующего свое молитвенное правило. А я не отказываю себе в удовольствии молиться не только краткими молитвами. Все чаще хочется с Богом просто поговорить. И подольше почувствовать, что Он рядом.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение