Еф., 222 зач., II, 19 - III, 7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как сегодня мы поймём фразу, если кто-нибудь скажет нам, что он совершенно свой для начальства? Поймём однозначно, что ему, в силу родства или дружбы с руководителем, можно чуть больше, чем всем остальным. Правильно это или нет, неважно. На уровне бытового сознания это понимается именно так. Но как бы мы поняли того, кто сказал бы нам, что он свой самому Богу? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2 и 3 глав послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Глава 3.
1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),
4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,
5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,
6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,
7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
Отношения язычников с богами были подобны отношениям патрона и клиента. Хотя какого-то явного заключённого договора между ними могло не существовать, по факту предполагалось, что люди приносят жертвы, в то время как боги их охраняют и оберегают. Собственно, именно этот жертвенный аспект почитания воспринимался как самый важный. Никто не стремился к дружбе с богами, к каким-то личным отношениям с ними. Понимая это, можно себе представить, как звучала для язычников проповедь апостола Павла, говорившего, что Сам Бог Творец стал человеком, ради того, чтобы спасти людей от смерти и приблизить их к себе. Причём слово, которое в русском переводе звучит как «свои» буквально в греческом означает домашних, то есть родственников и близких друзей семьи. Думаю, что это было для бывших язычников чем-то совершенно потрясающим. Бог Творец к тебе не безразличен, Он заинтересован в твоей судьбе, в том, как ты живешь. Вместе с тем, изменения происходят и на уровне межчеловеческих отношений. Ведь есть те, кто вместе с тобой поверил в Него как Господа и стал твоим братом или сестрой. И вместе друг с другом и с Богом вы в этом мире не чужие друг другу, вы собраны в одном доме, который называется Церковью. И речь не про здания, ведь никаких специальных зданий у христиан в то время не было. Речь про собрание людей, которых объединил Христос, став для них фундаментом и мерилом всякой правды.
Но что такая близость означала на практике? Ведь дело не только в некоторой эмоциональной составляющей. Конечно, новая вера, как и новые отношения с людьми предполагали и новые поступки. Но какие?
Помню, как один мой знакомый учился заочно в семинарии. Он был из того же города и из той же среды, поэтому многих преподавателей хорошо знал и даже дружил с ними. Казалось бы, учиться ему от этого должно было быть только легче, ведь все готовы были проявить к нему снисхождение. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что учиться ему очень тяжело, потому что он не мог плохо выучить предмет, если знал, что принимать экзамен будет его знакомый или друг. Для него это значило только одно — он должен знать предмет максимально хорошо.
Думаю, что нечто подобное имеет в виду апостол, говоря о том, что ученики призваны возрастать в святой храм в Господе. Человек, который стал для Бога «своим» не может на этом основании расслабиться и посчитать, что теперь в духовной жизни у него схвачено и можно ничего не делать. Напротив, почувствовав себя любимым и желанным в доме Божием, он будет ещё искреннее стремиться исполнить Его дело в мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
18 октября. О святителях московских
Сегодня 18 октября. Церковь совершает Память 12-ти московских святителей.
О них рассказывает протоиерей Владимир Быстрый.
18 октября. О личности и творчестве Юрия Тынянова
Сегодня 18 октября. В этот день в 1894 году родился писатель и литературовед Юрий Тынянов.
О его личности и творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов