Когда готовишься ко Причастию, нужно прочитать три канона и Последование ко Святому Причащению. В текстах этих молитв очень много красивых и необычных фраз, сравнений. Мне нравится отмечать их для себя, чтобы потом посмотреть, как они звучат на русском языке, ведь тексты молитв написаны на церковнославянском.
Субботним вечером, готовясь ко Причастию и читая каноны, я обратила внимание на такую фразу из Молебного канона ко Пресвятой Богородице: «Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая».
Мне очень понравилось, как назвали Иисуса Христа — «Начальник тишины». Красиво, правда? Поэзия! Красиво и непонятно. Что это значит? Наверное, автор канона, монах Феостирикт, решил раскрасить свой текст вот таким поэтическим эпитетом — подумала я.
Воскресный день прошел спокойно и хорошо. Мы Причастились. А завтра наступал понедельник, начиналась рабочая неделя.
Утром в понедельник отключили горячую воду. Кое-как умыв детей, я стала выяснять у коммунальных служб причину этой неприятности, а главное, как надолго отключила горячее водоснабжение? Нужно было делать уборку, готовить еду. Оказалось — произошла авария. «Ожидайте, чиним», — ответили мне.
Ладно, буду обходиться холодной водой. Как-то приготовлю обед. Заказала доставку продуктов. Потом пошла выбросить мусор — и на лестничной клетке чуть не споткнулась о ведро с краской. Кругом штукатурка, было очень грязно, я закашлялась и испачкала одежду. Поняла, что в нашем подъезде начали в очередной раз делать ремонт. Теперь побелка, мусор, пыль — надолго!
Но где же мои продукты? Их давно должны были привезти! Открыла приложение доставки и с удивлением обнаружила, что мой заказ... отменен! «Сейчас все операторы заняты, Ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь, пожалуйста, на линии», — услышала я стандартную фразу в службе поддержки магазина.
Да, картина была незабываемая — я ужасно раздражена, очень устала от суеты, в которой нахожусь с самого утра, и, что самое печальное, практически ничего толкового до сих пор не сделала. А день почти прошел.
На следующий день мы с детьми пошли гулять. Погода стояла тихая осенняя, падали оранжевые листья. Проходя мимо храма, остановилась и, пока дети играли на площадке, с удовольствием любовалась спокойной красотой золотых куполов в лучах осеннего солнца. Так тихо и хорошо... Какой контраст со вчерашним днем! И тут я вспомнила молитву из Богородичного канона: «Умоляю, Дева, смятение души и бурю моего уныния рассеять...».
Весь тяжелый понедельник я пребывала в суете каких-то мелких бытовых забот. Всецело погрузилась в будничные проблемы, которые поглотили меня, мое время, мою душу. Действительно, внесли смятение, эти искушения. И вместо того, чтобы остановиться, успокоиться, помолиться об устроении всех дел насущных, создать в уме тишину, я продолжала нагнетать шум, отнимая покой и силы у самой себя. Почему не воззвала к «Начальнику тишины» — Христу — и Божией Матери? Почему не попросила Их помощи? И Господь, несомненно, все бы управил. А самое главное — Он Своей тишиной, исцеляющей ум, помог бы справиться с охватившими меня страстями — раздражением, гневом, осуждением.
Читая тексты молитв, я пришла к мнению, что это — не просто красивая поэзия, здесь каждая фраза на своем месте и абсолютно конкретна. Ведь молитвы написаны духовно опытными людьми — монахами, святыми, которые хорошо знали, с какими искушениями может столкнуться человек, и предупреждали об этом. Здесь все про нас, сегодняшних! Главное — нужно научиться внимать этим святым словам и применять их к себе.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Посвящение Богу. Ольга Кутанина
Для меня как мамы пяти детей было загадкой, как сохранить мир в душе, когда нужно переделать столько дел? Как избежать бессмысленной суеты и недовольства собой?
Наступает утро. Самое время почитать в тишине утреннее правило, подготовиться достойно к новому дню. Но какая там вдумчивая молитва, когда младшие дети уже проснулись и делят железную дорогу! Меня всегда удивляло, что поднимает их в такую рань? Летом понятно, солнце. А зимой? За окном ещё тьма непроглядная, одни фонари освещают белый, выпавший за ночь снег. А они уже подскочили. И строят что-то, строят. Города из кубиков, дороги, станции.
Завтрак надо готовить. И телефон выдаёт кучу напоминаний о визитах к врачам на текущий день.
Дальше — больше. С дошкольниками занятия дома: обучение чтению, логопедические тренировки. Потом прогулка, походы в кружки. Школьника, что помладше, надо после уроков встретить. Старшие придут попозже, сами.
Может, с домашней работой надо помочь? Может, кому-то из дочек сегодня предстоит стрижка? Ну, что ж, мама и репетитором, и парикмахером может побыть. Это даже интересно.
А почитать вслух? Как без этого? Если же детям разного возраста разные книги интересны, то тут уж несколько сессий чтения вслух за день: каждому своё.
Остаются, кроме прочего, всякие готовки, уборки, стирки, да мало ли ещё чего! Помню, я, как экономист, рисовала матрицы важного — неважного и срочного — несрочного, училась оптимизировать день. Но сколько бы я ни сделала, мне всё казалось мало. Внутри было недовольство собой и раздражение. Какой уж там мир в душе! А к вечеру подступало чувство, что я пропустила что-то важное.
Мне казалось, что мои труды, удел Марфы, не так угодны Богу, как собранная молитва, присущая Марии. Вот помолиться, не отвлекаясь, почитать духовную литературу — это дело! Но где взять время? «В монастыре у монахов времени на молитву достаточно», — думала я. — «Забот там не так много».
И вот, однажды мы сели смотреть фильм про древний северный монастырь. Я была удивлена тем, сколько трудов у монахов! Но больше всего меня поразило, как выполняли монахи свои послушания. Один несёт воду из родника аккуратно, сосредоточенно, словно в его ведре не обычная вода, а святыня. Другой готовит для братии обед, раскладывает листья салата и помидоры по многочисленным тарелкам, а кажется, что он совершает какое-то таинство: так вдохновенно и серьёзно его лицо. Третий внимательно читает отрывки из житий святых во время общей трапезы.
Братья трудились с усердием, с молитвой, будто любое послушание имело огромное значение. Тогда я поняла, что и в жизни нет труда, который был бы пустым или незначительным. Всё, что делается для Бога, непременно наполняется смыслом, обретает какое-то надмирное значение.
Так и моё действие, пусть даже самое простое, имеет духовный смысл, если я совершаю его с любовью к ближнему и памятуя о Боге.
С тех пор заботы мои никуда не исчезли, все они остались при мне. Но теперь для меня не главное сделать что-то высокое, особенное. Теперь для меня важно делать свои обычные повседневные дела. Но совершать их с молитвой, и посвящать их Богу.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
12 декабря. О Христе как краеугольном камне нашего спасения
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о камне, который отвергли строители: «Всякий, кто упадёт на тот камень, разобьется, а на кого он упадёт, того раздавит».
О Христе как краеугольном камне нашего спасения — протоиерей Максим Горожанкин.
Учителя иудейские столетиями отвергали пророков Божьих, убивали их, гнали. И вот приходит сам Господь, который говорит, что «Я камень, но если Я вам неудобен, то вы разобьетесь и умрете, потому что если Бога не принимаешь, если не становишься каменным в вере, то каменеешь сам». И вот об этом говорит Христос и от этого предостерегает своих слушателей и нас с вами.
Что же это за камень, который отвергают строители? Этот камень — это Христова любовь. Если человек ее отвергает, то прегрешает и погибает. Если же человек начинает на этом благом камне строить свою духовную жизнь, то этот камень веры становится фундаментом любви. И дай Господь, чтобы эти камни были кирпичиками нашей духовной жизни, а не тем, обо что мы спотыкаемся, падая в неверие и сомнения. А те камни жизненных испытаний, которые падают у нас сверху, мы также должны отражать верой, надеждой и любовью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О христианах как Божьих избранниках
Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению».
О христианах как Божьих избранниках — священник Николай Дубинин.
В Новом Завете неоднократно говорится, что христиане избраны Богом. Это не значит, что Бог кому-то предпочел нас. Это не значит, что Бог как-то выбирает. Избранничество — это скорее честь и ответственность, к которой не все готовы.
Вот в большой семье есть дети, которые готовы быть ответственными, помогать родителям, выполнять домашние задания. Ну а есть дети помладше или просто неосознанно, которые это не способны подъять. Они живут в другом режиме. Конечно, родители любят одинаково всех, но то, как проявляет себя ребенок, как он это чувствует, как он любит в ответ своих родителей, вот что главное.
Поэтому апостол Павел под избранничеством имеет в виду ту ответную любовь, которую мы должны иметь, и ответственность, и любовь к Богу. Вот тебя Господь призвал в Царство Божие, за тебя Господь на кресте искупление совершил, и ты в ответ Бога люби, и ты делай что-то для своего спасения. Господь уже все сделал, вплоть до того, что на крест взошел. Так и ты подражай своему учителю. Пусть для тебя это будет тоже величайшим делом всей твоей жизни, служить и любить Бога в ответ.
Все выпуски программы Актуальная тема