Посещать субботние вечерние службы для меня всегда особенно радостно. Отблески свечей в полумраке храма, неспешные песнопения настраивают на тихий лад. Мысли замедляются, включается внимание к словам молитв, к их глубокому содержанию. Примерно в середине вечернего богослужения поются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности их исполняли антифонно — если перевести с греческого языка дословно — «звуком напротив». Два хора стояли друг напротив друга и исполняли песнопения по строчке, по очереди, будто бы отвечая друг другу. А «степенными» антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники, поднимаясь по ступеням Иерусалимского храма.
В девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил на песни ступеней припевы, которые вошли в церковный устав как степенные антифоны. Или просто — степенны. Всего их восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов — или распевов. Они разные. Отличаются и текстом, и мелодией. Поются они по очереди, сменяя друг друга от недели к неделе. И так и называются: «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.
Мне хотелось бы рассказать вам о степенном антифоне третьего гласа. Текст его является припевом или своеобразным ответом на 125-й псалом царя Давида — одного из тех, которые как раз называют песнями восхождения. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть молитвы звучит так: «Пленников Сионских / Ты освободил из Вавилона, / и меня от страстей к жизни / привлеки, Слово Божие!» Вот как эта фраза звучит по-церковнославянски: «Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона: / и мене от страстей к животу привлецы, Слове».
Давайте послушаем первый фрагмент степенного антифона:
Текст второй части песнопения такой: «При южном ветре сеющие слезами боговдохновенными, с радостью пожнут колосья вечной жизни». По-церковнославянски строчка звучит так: «В юг сеющии слезами Божественными, / жнут класы радостию присноживотия».
Давайте послушаем второй фрагмент степенного антифона:
Далее после слов «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу...» хор поёт «От Святого Духа всякий благой дар, / как от Отца и Сына блистает: / Им всё живёт и движется» или по-церковнославянски «Святому Духу всякое благодарие, / якоже Отцу и Сыну сооблистает, / в Немже вся живут и движутся».
Послушаем третью часть степенного антифона:
После того, как хор спел степенну, из Царских врат выходит священник или диакон и читает отрывок из Евангелия.
Давайте послушаем Степенный антифон третьего гласа полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.