Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Планирование в жизни христианина». Протоиерей Андрей Рахновский

* Поделиться

В нашей студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии протоиерей Андрей Рахновский.

Разговор шел о смыслах евангельской притчи о неблагоразумном богаче, и о том, какое значение она имеет для нас сегодня: как христианину найти баланс между планированием своей жизни и призывом Христа «не заботиться о завтрашнем дне».

Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Марина Борисова.

Марина Борисова:

— И Константин Мацан.

Константин Мацан:

— Добрый вечер. В гостях у нас сегодня протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове. Добрый вечер.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— Отец Андрей, если бы мне сказали, что нужно подобрать эпиграф к нашему сегодняшнему разговору, я бы предложила целых два. Во-первых, «Наши планы всё обманы», а во-вторых, «Хочешь насмешить Бога, сообщи Ему о своих планах». Действительно, мы в Евангелии читаем притчу о неблагоразумном богаче, который напланировал увеличение своего благосостояния и в результате остался ни с чем, потому что свои хранилища он снес, хотел построить более вместительные и тут все благосостояние на этом закончилось. Казалось бы, нам это все так близко и понятно, тем более что у нас за плечами прекрасный опыт 90-х годов, который и многие семьи привел именно к этому результату. Но с другой стороны, мы понимаем, что в нашей повседневной жизни мы постоянно должны все планировать. Не потому что мы такие уж закоренелые эгоисты и надеемся на себя. Вот, скажем, семья планирует летом куда-то отправиться на отдых. Естественно, чем раньше она закажет билеты, тем дешевле они ей обойдутся. Такие житейские планы окутывают всю нашу жизнь. Или ребенок планирует поступить в институт, для этого ему несколько лет нужно специально готовиться по определенным дисциплинам. Все планы, планы, планы, планы, и сколько бы мы ни вспоминали евангельские слова о том, что не нужно заботиться, что нам есть и пить и что посмотрите на лилии. Все это мы понимаем умом, но жизнь диктует нам другое. Но мы все-таки хотели бы ощущать себя христианами, и мы хотели бы все-таки стараться жить по Евангелию. Как примирить эти, казалось бы, непримиримые противоречия.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Вы описали бытовые ситуации. Но еще больше недоумения вызывает, когда люди планируют в хорошем смысле слова какие-то благие вещи в духовном смысле. Пример какой-то можно привести. Собор 17-18 года, Всероссийский церковный Собор. Какая была огромная работа проделана, было целое Предсоборное Присутствие, это огромная работа, еще в начале 20-го века, интеллектуальное напряжение церковных сил. Сам по себе Собор, сколько там было важных обсуждений, сколько было прекрасных предложений для улучшения жизни Церкви. Что в результате? Единственный момент, который нам достался от этого Собора — это восстановление патриаршества. Вне всякого сомнения, важный канонический момент церковной истории. Все остальное потонуло в водовороте событий, катаклизмов в России. Казалось бы, столько хорошего было запланировано, и где это? Мне кажется, очень хороший пример, многое понятно становится. Еще можно пример привести, был у нас в жизни нашей Церкви такой интересный факт. Вы знаете, что епископа должны рукополагать несколько епископов, два или три по апостольским правилам. У нас был такой факт единоличного рукоположения епископа, но с благословения Синода, фактически это не единоличное рукоположение. В Иркутске был рукоположен епископ Иоасаф Кадьякский для духовной миссии в Северной Америке. Все хорошо сложилось, более того, насколько я знаю, он прославлен, если не у нас, то, по-моему, в Американской Православной Церкви. И вот он плывет на судне и кораблекрушение и погибает. Так епископа не получила Северная Америка, хотя архимандрит Иоасаф был известным миссионером и проповедником. Почему? Казалось бы, такие хорошие вещи, люди все сделали хорошо, ничего не получается. Поэтому здесь, мне кажется, первый момент, от которого мы должны оттолкнуться, мы должны с вами понять, каково правильное учение о Промысле Божием, какие-то основные его концептуальные вещи понять.

Константин Мацан:

— Хороший вопрос.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Явно, что еще один из этого вопрос возникает. Мы, может, смутно понимаем, что такое Промысл Божий. Я не про вас говорю, а в целом.

Марина Борисова:

— Про нас вполне можно, мы тоже смутно понимаем.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Это сложнейшая тема. Первое, с чего бы я начал. Мне кажется, что нужно планировать, и будь то наша бытовая жизнь, будь то жизнь церковная, но всегда у тебя должно где-то вот здесь все равно быть, как благословит Господь. То есть я все делаю, я прекрасно понимаю, это элемент трезвого христианского мышления, я понимаю, что я не прозорлив, все, что у меня есть, это моя логика, мой ум, я не претендую на что-то духовное, поэтому я планирую. На самом деле, что-то планировать — это может стать признаком смирения: я поступаю так, осознавая себя обычным человеком, пусть даже и верующим. Но все равно задняя мысль у меня: Господи, как Ты хочешь и как Ты благословишь. И поэтому я планирую и все для этого делаю, но я готов к тому, что жизнь ли, Господь как-то вмешается, и я не буду опускать руки и впадать в уныние, если что-то пойдет не так, как я себе запланировал. Потому что я попытаюсь в этом увидеть какую-то руку Промысла Божия.

Марина Борисова:

— Это означает, что я отдаю себя на волю обстоятельств, стараюсь по мере моего разумения участвовать в ситуации, которая складывается независимо от меня, но готов неудачу отнести на счет того, что нет воли Божией?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— По-разному может быть. Тут все сложнее. Господь попускает действовать в этом мире, в том числе и злу и воле других людей, из которых складываются целые исторические сломы или явления. Поэтому здесь полагаться на волю Божию — не значит отсутствие твоей энергии действия. Надо, если за что-то берешься... Сам Христос в Евангелии говорит: если человек собрался строить, не сядет ли он прежде и не рассудит ли он, чтобы потом не попал в ситуацию, когда не сможет завершить начатое. Господь к этому нормально относится. Мне кажется, должно быть тщательное планирование и привлечены все средства, чтобы осуществить задуманное, значит, действовать нормально, в соответствии с человеческой природой.

Константин Мацан:

— К вопросу о действовании в соответствии с человеческой природой. А ведь мы часто, на эту тему разговаривая, молчаливо подразумеваем, что доверять воле Божией — это как будто бы равно бездействовать. Я лежу на диване и ничего не делаю, и в этом проявляется мое смирение. Во-первых, наверное, это не так, во-вторых, люди так не живут. Один мой знакомый сказал: за мою свободу отвечают мои инстинкты, я не забуду себя покормить. Но если я чуть более ответственный, я не забуду, что детям нужно купить одежду, отдать их в школу, проверить у них уроки, спланировать их отдых. Жизнь не даст мне в этом смысле быть совсем уж ленивым. Сама эта установка, что приятие воли Божией есть некоторая форма пассивности, сам этот стереотип, как сталкивается с Евангелием? Что-то такое вообще в Евангелии есть?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да, очень важный момент вы сейчас затронули. Это цитата из разговора, несколько месяцев назад мы с одним священником эту тему обсуждали, и он говорит: я понял, что для меня какие-то активные и спланированные действия как будто признак светского, нерелигиозного, нецерковного действия и мышления. Такая ассоциация есть и понятно почему. Потому что когда мы были неверующими, а неверующий человек полагается только сам на себя, и воля Божия не принимается в расчет. Но когда человек становится верующим, он уходит в другую крайность, он не понимает, что ему нужно все хорошее, что у него было, оставить, но плюс еще и доверять Богу и Ему молиться. Но он оставляет от собственного только энергию действия, как признак чего-то безрелигиозного, светского, чего-то безбожного, чего-то, в чем нет Господа. Если я действую активно, значит, Бога здесь нет. Это происходит и на уровне ощущения и на уровне осмысления. Но надо признать, что в основе этого лежит ложное богословие. Оно понятно психологически. Извините, я немножко отвлекусь. Когда среди авторов, духовных, священных авторов можно видеть, как люди в разных стилях рассуждают, и когда ты видишь какой-то ригоризм и жесткость в ряде суждений, у меня каждый раз так получалось, начинаешь читать биографию автора, в молодости он был либо атеистом, либо нигилистом, либо еще кем-то.

Константин Мацан:

— Интересно.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Наоборот, человек, который вырос в церковной традиции изначально, отличается большим равновесием, взвешенностью.

Константин Мацан:

— Сбалансированностью.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Нет такого резкого черно-белого восприятия, и это понятно. Человеческий опыт накладывает свой отпечаток, человек от зла пришел к добру, но ко многому, что в его прежней безбожной жизни было хорошего, он тоже начинает относиться гиперкритически.

Константин Мацан:

— Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В продолжение того, о чем вы говорите, может быть, я сейчас вопрос задам, и это будет продолжением и вашего ответа. Мы вас не случайно представляем как преподавателя кафедры библеистики. Евангелие что об этом говорит? Не трудно подумать, что фраза «не заботьтесь о том, что вам есть и что вам пить» Христа в Евангелии от Матфея — прямое поручение к такому непланированию.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— В таком случае апостол Павел, 14 посланий которого в Новом Завете, не жил по заветам Христа, потому что он шил палатки, продавал их, на это жил, то есть он заботился о том, что есть и что надеть. Понятно, что эти слова Христа о другом: «Всего этого ищут язычники». Цель жизни. Это не может быть целью, это очевидно. И Сам Господь заботился об этом, и апостолы об этом заботились. И даже после Воскресения Христа какое-то время, прежде чем отправиться на проповедь, они занимались рыбной ловлей. Потом они жили в общине христианской на те средства, которые сами верующие приносили. Апостол Павел добровольно от этого отказался и заботился о себе трудом собственных рук. Все-таки здесь о целеполагании, а не о том, чтобы не работать. В таком случае монашеская традиция средневековья полностью этому противоречит? Ora et labora. Вы знаете, была такая ересь мессалианства, я ее немножко примитивно излагаю.

Константин Мацан:

— Вы знаете, конечно, вы нас переоцениваете, лучше напомнить.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Только молитва, они отрицали как (...), так и физический подвиг, телесный подвиг, только молитва, только созерцание, понятно, что это перекос. Если эту мысль продолжить, человек считает, что его активность это некий элемент светского нерелигиозного мировоззрения, хотя это не так. С одной стороны, странно повторять очевидные вещи, но давайте выстроим логическую цепочку. Христос, догмат о Христе — Богочеловек. Более того, давайте в такую тонкость уйдем, что было такое еретическое направление мысли в христологии, его можно назвать условно моноэнергизм, моноэнергисты не отрицают две природы в Иисусе Христе, Да, Бог и Человек. Но человеческая природа не имеет собственной энергии действия, Христос кладет руку на слепого, кто совершает это движение руки? Это Божественная сила. Хотя это не так. Христос поднимал и клал руку на слепого почему? Потому что Его человечество, Его мозг давал импульс и так далее, то есть природа Христа человеческая действовала собственной энергией, это очень важный момент. Дальше мы логическую цепочку выстраиваем. Следовательно, Божественное присутствие, Божественная помощь и человеческое усилие в равной степени необходимо. Божественная помощь должна накладываться на какие-то реальные человеческие действия, мы ведь прекрасно с вами знаем, что от таинства исповеди не уходит навык греха. Пока человек не вступит во внутреннее столкновение с какой-нибудь страстью или грехом, то есть прямо кость в кость, лоб в лоб, и волевым усилием не будет сопротивляться действию греха, Божественная благодать не будет основой, которую нужно преобразовать, которую нужно укрепить. Поэтому неудивительно, что человек, участвующий в таинствах, причащающийся, исповедающийся снова приходит с теми же грехами. Отчасти это происходит потому, что нет понимания конкретики духовной борьбы, но и потому что человек думает, что сейчас таинства его изменят. Они его изменят, если есть его человеческое усилие, человеческая борьба. То же самое и в бытовой жизни. Все, что должен человек делать своим действием, своей энергией, он должен делать. И планировать и выстраивать разумно что-то и организовывать, используя свои таланты. Возвращаюсь, вы меня спросили о примерах Священного Писания, я про апостола Павла. Не хотел бы повторять, я очень люблю этот пример, но в общем-то ладно, пусть это будет скучно, но это очень ярко, мне кажется. Иоанн Златоуст, объясняя Священное Писание, сформировал такую концепцию. Он задается вопросом, почему явно в жизни апостолов действует Божественная благодать: посадили их в тюрьму, ангел Божий освободил? А в другой раз не освободил, они ждали всю ночь, пока их выведут. Простой пример. В одном случае, например, апостол Павел чудесным образом был Богом спасен, его камнями побили чуть не до смерти в Листрах, а потом он встал и пошел, пожалуйста, остался невредим. А в другой ситуации его на корзине спускали по стене, чтобы не попасться в руки его врагов. Иоанн Златоуст выдвигает целую концепцию, он говорит, что есть определенная Божественная педагогика. Господь хочет, с одной стороны, чтобы мы чувствовали в Нем потребность и действовали с Его помощью. С другой стороны, Он хочет, чтобы проявилась человеческая доблесть, человеческая добродетель. В греческом языке доблесть, добродетель это одно и то же слово. Чтобы человек мог продемонстрировать себя, чтобы его заслуга в этом была, его ум, его смекалка, его что-то еще. И для того, чтобы это все проявилось, Господь попускает когда-то человеку оставаться один на один с какими-то обстоятельствами, когда-то есть Его явная помощь, явное присутствие. Он говорит: иначе это были бы истории не людей, а деревьев. Замечательное сравнение, это уже не история, это ботаника.

Константин Мацан:

— Интересно.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Так это все и происходит. Мне кажется, что в этом смысле мысль Иоанна Златоуста, это же не просто мысль, это некое объяснение, которое он дает, на мой взгляд, очень исчерпывающее, все расставляет на свои места. И кстати заметьте, то же самое, Христос ученикам является чудесным образом, «дверем затворенным», а с другой стороны, «потрогайте меня», ест перед ними, Он плоть воскресшая, Он из плоти и крови. Почему? Опять-таки традиционное святоотеческое толкование — являет и Божественную природу и человеческую. А теперь это все перенесем на нашу жизнь, и перенесем на учение о Промысле Божием, и поймем, что на самом деле...

Марина Борисова:

— К вопросу о том, понимаем ли мы или не понимаем, можно опять обратиться к Евангелию и вспомнить Луку и Клеопу, которые целый длинный путь прошли вместе с воскресшим Спасителем и Его не узнали. Это же то, что с нами происходит каждый день. Мы не узнаем.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Тут сложность в том, что, это не только с Клеопой и его спутником, почему-то ученики не сразу узнавали Христа после Воскресения. Это и Мария Магдалина, это и Петр, который рыбачил, со ста метров он, правда, Его не узнал, как бы ладно, и Эммаусские спутники. Связано ли с этим? Не знаю. Я предполагаю, что вы имеете в виду, что может быть некий промысл Божий в твоей жизни, а ты его не видишь.

Марина Борисова:

— Да.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Действительно, такое тоже бывает. Но почему это бывает, если говорить про верующего человека? Потому что действия Божии очень часто хорошо маскируются под обычные обстоятельства, так исторически сложилось. Потому что Господь не насилует историю, удивительно, как Он так делает. Хорошо, опять пример из Писания. Арестовывают апостола Павла. Господь ему чуть ли в не первую ночь ареста является ночью и говорит, что не беспокойся, будешь проповедовать о мне в Риме. Какой можно было вывод сделать из этих слов Христа? Не беспокоиться, скорее всего, скоро меня освободят, и я поеду, как и планировал, в Рим проповедовать христианскую веру. Апостол Павел мог бы так подумать. Что происходит в реальности? Павел находится в тюрьме два года. Представляете, вот обещание Христа, может это дерзко звучит, поставьте себя на место апостола Павла. Проходит неделя, две, ну ладно, месяц, полгода, ничего не меняется. Год прошел, где исполнение того, что Господь сказал? Полтора года прошло, ничего не меняется. Два года спустя меняется прокуратор, потому что тот проворовался, проштрафился и влияние при дворе потерял из-за смерти близкого родственника. Как будто бы все сложилось, жизнь шла своим чередом, и где здесь, что это Бог устроил, не видно, все как-то замаскировано. Приходит другой прокуратор, более объективно настроенный, и отпускает Павла, оправдывает его. Насколько я могу судить, потому что он только что приехал, и ему нужно было как-то проявить себя, по закону поступить, и проблему разрешить с Павлом, потому что на Павла судебная тяжба уже два года длится. И он как-то умным образом все это дело разрулил, Павла отправил в Рим на суд к кесарю, все хорошо, вроде он по закону поступил, и с Павлом все хорошо. А где здесь прямые чудеса, чтобы Бог во сне явился прокуратору и сказал: отпусти Павла? Не было такого. И самое интересное, что человек может и не видеть, что эта рука Промысла Божия, потому что все имеет вид обычных исторических обстоятельств.

Марина Борисова:

— К сожалению, есть еще такое странное поветрие, возможно, оно исторически обусловлено тем, что мы проходим период детско-подростковый после всего, что пережили в 20-м веке, я имею в виду в церковной жизни. Иногда приходится слышать очень искренние и очень горячие рассказы людей, недавно пришедших в церковь и, скажем, приобщившихся к какой-нибудь благотворительной деятельности под эгидой какого-нибудь монастыря. Люди искренне, с восторгом рассказывают, что именно там они научились, что монахи все делают по воли Божией и всегда, даже когда у них неоткуда взять средства на какое-то доброе дело, они говорят, что Господь устроит, и Господь устраивает. Такое ощущение, что это такая детская игра. Человек впадает в состояние, когда он к очевидным с его точки зрения чудесам начинает относиться, как к чему-то должному. И если убрать флёр романтической влюбленности в чудесную церковную жизнь, когда человек такой настроенности может столкнуться с тем, о чем вы говорили, с чем столкнулся апостол Павел в темнице, он может вообще полностью растеряться. Как избежать этой опасности?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Как апостол Павел говорит: возьмите щит веры, который поможет угасить все раскаленные стрелы лукавого. Почему важна вера? Что это за раскаленные, огненные стрелы, подожженные стрелы? Это сомнения, которые тебя в этот период могут одолеть. Почему Господь не помогает, где Его помощь? Они, действительно, как не просто стрелы, а раскаленные стрелы, это очень больно, и ожог оставляют, и ты думаешь об этом, и это тебе не дает покоя. Где взять ту веру, чтобы пройдя через этот рой огненных стрел, в конце концов, прийти к тому, что увидеть Божию помощь и укрепиться в этом. Я сам с такими ситуациями сталкиваюсь очень часто. Поскольку являюсь настоятелем храма, приходится много вопросов решать не только касающиеся богослужения. Я это настолько хорошо вижу, действительно есть иногда проблема, касающаяся жизни прихода, и такое ощущение, что все двери закрыты, просто стена, и никак. А потом вдруг, причем, через продолжительное время, что-то случается, что ты просто открываешь рот, глаза и удивляешься, как такое произошло, и откуда пришла помощь неожиданно.

Константин Мацан:

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове. Скоро вернемся. Не переключайтесь.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии Марина Борисова и я, Константин Мацан. В гостях у нас сегодня протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове. И мы продолжаем наш разговор, эпиграфом к которому сегодня является поговорка «Хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». В первой половине программы, так уж получилось, мы говорили о том, что лень и пассивность христианину не показаны, планировать надо. При этом все-таки одновременно учитывая, что есть не только твоя воля, но еще и воля Божия, быть готовым ее принять. То есть планировать, хотеть, быть деятельным, быть активным, но с постоянной оговоркой: но не так, как я хочу, а как Ты хочешь, Господи.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Угу.

Константин Мацан:

— А бывает ли, встречалась ли вам другая крайность, когда человек, будучи христианином, очень много всего делает, очень активный, но участие Бога в его жизни, скорее, мыслительная фигура? Я даже где-то встречал в свое время на просторах интернета словарь православного, и там фраза «Я по благословению» переводится как «Мне все можно». Я все делаю, это хорошие дела, конечно, воля Божия, чтобы я все это делал, как иначе? Что вы на это скажете?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Я сейчас изложу очень субъективные свои впечатления, никого не хочу обидеть, я, может быть, дико ошибаюсь, но у меня такая картина сложилась. Как правило, люди нормальной, трезвой духовной жизни находятся в состоянии волнообразном, это смена состояний. С одной стороны, человек нормально что-то делает, потом ему может быть трудно, потом какое-то уныние посещает, спад внутренний. Для любого человека это нормально. Когда я вижу заряженного человека, который что-то без остановки делает, особенно если это в плане церковном, мне становится, нет, не страшно, а я начинаю за него переживать. Мой очень ограниченный жизненный опыт показывает, что эти переживания всегда обоснованы. Это очень и очень настораживает. Очень серьезной активностью всегда обладают сектанты, люди с поврежденным духовным опытом, для них часто свойственна такая бешеная активность. А люди нормальные, поскольку нет нездоровой подпитки, понятно, нормальный человек всегда будет стараться держать себя в тонусе, чтобы не в ущерб делам, но я говорю про внутреннее состояние. Делать-то мы все равно должны, но внутреннее состояние такое: то ты на подъеме, то наоборот в упадке. Не резко, это тоже не признак здоровья психического, а периоды жизненные. Мы с вами в паузе говорили о событиях церковной жизни, про непростой период гонений, про патриарха Сергия. Меня всегда настораживают исторические деятели, также церковные, которые живут с осознанием того, что я знаю, как спасти Церковь, я знаю, что для Церкви сейчас хорошо. Отвечая на ваш вопрос...

Константин Мацан:

— Да это точный ответ.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Они могут и правы оказаться, просто попал в точку, а могут и неправы оказаться.

Константин Мацан:

— А есть ли тогда какая-то грань, если мы сейчас говорим не о церковных деятелях, а о нас. Мы христиане, мы должны планировать, мы не можем быть пассивными, нигде это нам не показано. Но есть ли какая-то грань, бывает ли, что нужно себе сказать, что здесь остановись, дай Богу действовать? И как эту грань почувствовать?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Жить в подобного рода мучениях — это нормально. Не факт, что ты поймешь, где эта грань, полезно само состояние неопределенности, как это ни странно.

Константин Мацан:

— Пребывание в вопросе.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да. Они живыми нас делают, без узколобой направленности куда-то.

Константин Мацан:

— Мы не деревья.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да. Мы не деревья. Но для меня чаще всего показателем является, когда ты понимаешь, что так поступить плохо и так поступить плохо. И соответственно, ты начинаешь понимать, что чисто по-человечески нормального решения нет, значит, надо действительно дать место действовать Богу. Мы все люди Церкви, верующие, переживаем за жизнь Церкви. Но мы, например, видим какие-то церковные недостатки, церковные болезни нашего времени. Сейчас некоторые люди без оглядки начинают наши церковные болезни выносить на всеобщее обозрение, обсуждать их, это как-то богословски оправдывая, я всегда в некоем сомнении. И молчать плохо и рассуждать плохо со многих сторон. И лично для тебя плохо и для других. Как пример ситуации, когда нужно начать молиться и полагаться на волю Божию, на Господа, Который ведет Свою Церковь. Потому что Церковь — это Тело Христово, оживотворяемое Духом Святым, и в это надо верить, и Господь Церковь приведет к тому состоянию, к какому надо. Мне кажется, это такой хороший пример, когда надо положиться на волю Божию. Если ты понимаешь, что есть хорошее решение, значит, надо, положившись на волю Божию, действовать. А нет решения, что тогда действовать? Я вспоминаю, в мемуарах, по-моему, владыки Евлогия (Георгиевского), он вспоминает хиротонию одного епископа Русской Зарубежной Церкви, у него такая была речь на поставлении епископа, примерно такого содержания: я надеюсь, что своей деятельностью я смогу принести много пользы Православной Церкви. И владыка Евлогий там рассуждает: кто ты вообще такой, что ты своей деятельностью принесешь?.. Конечно, надо действовать на пользу Церкви, но вот так рассуждать о своей миссии, что ты способен пользу принести... Откуда ты знаешь, что ты Церкви принесешь? Это момент смирения, он здесь очень важен. Смирение не в опущенных глазках и кротком голосочке, а наступить на горло, в том числе собственной песне в некоторых обстоятельствах и, может быть, что-то делать, но не думать о себе, что ты Церковь спасаешь.

Марина Борисова:

— Как иллюстрация к тому, что вы говорите, по-моему, самая красочная — это история избрания патриарха Тихона. Казалось бы, сколько сделал владыка Антоний (Храповицкий) для того, чтобы этот Собор вообще состоялся.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да.

Марина Борисова:

— И самый уважаемый, и самый деятельный и, действительно, прекрасный пастырь, и все при нем. Но патриархом стал по жребию епископ Тихон.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Меня, например, в деятельности владыки Антония (Храповицкого) эта черта всегда смущала. Он жил так, что я знаю, что надо делать. Мне очень интересно, я с удовольствием читал его мемуары. Он привлекательная, интересная личность во многих отношениях, но эта черта в нем меня всегда настораживала, он знал, что надо делать. А патриарх Тихон как будто даже и не знал. Что-то в нем такое было, какая-то глубинная христианская мудрость.

Марина Борисова:

— Он и не знал в общем-то. Знать то, что начиналось, и никому не было дано. А как мог знать митрополит Петр (Полянский)?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да. В нем этой гордыни не было.

Марина Борисова:

— Который пошел на крестную муку многолетнюю совершенно сознательно взрослым человеком, который даже священником не был, когда его патриарх Тихон попросил принять сан и стать его помощником. И этот крест местоблюстительства: почти сразу под арестом, почти сразу ссылки, почти сразу тюрьмы. Это знать невозможно. Я вообще не представляю, как эти люди все это вынесли, это не дано человеку.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Епископ Федор (Поздеевский) один из таких церковных деятелей эпохи гонений, революции, занимавший ригористическую, жесткую, позицию в отношении обновленчества, рассказывает, что он пришел к патриарху, его убеждал в каких-то вещах: вот это надо сделать для спасения Церкви. Потом вернулся ни с чем и рассказывает свои впечатления: «Как? — Да, ничего, хи-хи, ха-ха и гладит кота». Его раздражало... Может быть, действительно, он понимал, что ничего нельзя сделать человеческими усилиями, только исповедничество и молитва. Когда-то нужно действовать и так.

Марина Борисова:

— Как в начале 20-х годов можно было предположить, что в начале 90-х все изменится? Это же ни одному человеку не дано. Мы живем в рамках своей жизни, а она у нас не такая долгая, и мы такими периодами вперед смотреть не можем. Нам как-то надо ориентироваться, как нам в этих обстоятельствах себя позиционировать, что нам делать и что не делать? Вы говорите, по благословению. Бывают ситуации, когда вроде человек делает богоугодное дело и делает его по благословению, и ничего не срастается, раз не срастается, два не срастается, много раз не срастается. Если у него хватает терпения, иногда проходят годы, ретроспективно оборачиваясь на то, что он прошел, он понимает, почему и для чего так было. Но эти годы надо как-то прожить?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да. Утешением здесь может служить то, что... Понятно, мы хотим результат, а может быть, мы хотим торжество того дела, которое якобы совершаем, видимое торжество. Нас Господь учит, важно, что ты в принципе в данный момент делаешь правильно. Это само состояние того, что ты делаешь правильное дело, важно. А результат может быть, мы не знаем, какой.

Константин Мацан:

— Отсрочен.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— И не знаем, какой и очень отсроченный.

Константин Мацан:

— Знаменитые слова Евангелия: «Стучите и отворят вам», которые часто психологически мы воспринимаем, как указание стараться, если очень надо, если ты считаешь, что правильно, то в итоге Господь тебе это даст или поможет. Что вы об этом думаете?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— У меня был такой опыт в жизни: «Стучите и вам отворят». Это было одно очень-очень сложное обстоятельство в моей жизни. Я решил, что буду молиться об этом неотступно, чтобы ни происходило, и действительно, все удивительным образом, более того, чудесным образом, необъяснимым с точки зрения естественных обстоятельств, все это разрешилось. Но я скажу, что с таким настроем, с таким упорством и внимательностью, и с такой продолжительностью, я так в жизни больше никогда не молился. Поэтому я уверен, что если опять так же поступить, то обязательно будет результат. Но требуется, когда ты начинаешь усердно молиться, усердно стучать в дверь, первое время, и не только первое, кажется, что вокруг только хуже все становится и вообще всякая надежда теряется. Это момент важный для испытания веры.

Константин Мацан:

— А если это человеку не нужно, если нет на то воли Божией, можем мы такой упорной молитвой волю Божию поменять?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Можем.

Марина Борисова:

— Ничего себе поползновение.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— В Библии есть примеры изменения воли Божией. Самый красочный пример — царь Изекия, книга пророка Исаии, когда Господь ему предсказал, что он умрет во время осады Иерусалима. Но молитва царя Изекии, его стенания, даже просьбы почти нет, Господь изменил решение, дал ему еще 15 лет жизни дополнительно. Изменил свое решение. Надо понимать, что есть воля Божия абсолютная, данная нам в Заповедях Божиих. Нельзя сказать, что, Боже, я украду, измени свою волю.

Константин Мацан:

— Но по-хорошему.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Это невозможно. А что касается жизненных обстоятельств — тут может быть все по-разному.

Константин Мацан:

— Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Я почему об этом спрашиваю, такой дерзновенный вопрос ставлю? Я думаю, что многим, кто молится, известен этот опыт, когда ты чего-то хочешь, может быть, хорошего, как минимум не вредного, и оно не дается. Ты упорствуешь в этой молитве, молишься, просишь, и в какой-то момент приходит мысль: а может быть, не надо, может быть, мне так показывают, что сейчас в эту дверь не надо стучаться. И тут дальше выбор. То, о чем вы рассказываете, нет, продолжать стучаться или сказать себе: я это воспринимаю, что мне это не надо. Может быть, это будет горько и обидно, но нет, не дается. По сути вопрос о том, в какой момент перестать стучаться?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Если речь идет о какой-то ситуации духовной или нравственной, то тут нужно стучаться до конца. Не факт, что, допустим, извините за такой пример, хочу велосипед, как некая метафора.

Константин Мацан:

— Не самая духовно-нравственная ситуация.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Вообще стоит ли здесь молиться? Недаром апостол Иаков, мне кажется, это мои догадки, но такой комментарий дает к словам Христа: «Просите и дано будет вам». Очевидно, что его спрашивали, как это понимать. И он в своем послании пишет: у кого не хватает мудрости, проси, не сомневаясь, ибо сомневающийся человек подобен волне морской. Дальше объясняет, что такое мудрость, это чистота, мир и так далее. Оказывается, что Христос все-таки говорил о мудрости, чтобы мы просили, не сомневаясь, все, что относится к мудрости, в широком смысле этого слова. А мудрость, по апостолу Иакову, это способность поступать по заповедям Божиим. Здесь не должно быть никаких сомнений, что Господь рано или поздно это даст. А вот, условно говоря, велосипед, это, да, действительно, имел ли в виду Господь ситуацию каких-то материальных просьб?

Марина Борисова:

— Ну, мы же обращаемся к святым с материальными просьбами? И это благословляется.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Обращаемся. Да, но здесь нужно в такой ситуации понимать, что это не относится к духовной сфере, к тому, что заповедует Евангелие, и спокойно принимать, если нет ответа на это.

Константин Мацан:

— У меня есть личная догадка, что такие просьбы, к святым обращенные, по крайней мере, в моем опыте, исполняются, когда реально очень надо.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да.

Константин Мацан:

— Когда действительно сильно надо, безотказно. Но когда ты подходишь, я знаю, что святителю Спиридону молятся о всяких вопросах, связанных с недвижимостью, подойду, свечку поставлю, и, глядишь, срастется, но в принципе, тебе не особенно надо в этой ситуации, поэтому и ответа нет и решения нет, потому что ставки не те. Мне так почему-то кажется.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Я думаю, у нас у всех есть один-два-три примера в жизни, когда Господь исполнял просьбу абсолютно материального характера, но если она была действительно жизненно важной. Не хочу здесь подробности рассказывать, но такой опыт тоже есть. Надо спокойно относиться, если этого не происходит. А, допустим, родители, которые молятся об исцелении ребенка смертельно больного?

Константин Мацан:

— А это вопрос духовной жизни?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да. И помощи нет, и ребенок все-таки уходят в тот мир от этой болезни. Такие ситуации тоже бывают. Как здесь быть? Я не отвечаю сейчас на этот вопрос.

Константин Мацан:

— А что вы думаете об этом?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— В рамках эфира я не... слишком серьезный разговор. Если кратко, апостол Павел говорит: живы ли мы или умираем, мы Христовы, и мы участники как воскресения Христова, как Его славы, так и Его страдания. В христианском сознании мы принимаем это. Мы понимаем, Господь — Владыка жизни и смерти. Если Господь забирает к себе очень близкого, любимого, пусть еще очень молодого человека, Он так захотел, и мы христиане принимаем. Но для этого должна быть такая укорененность души и сознания в христианской вере, которой ожидать от человека, который просто крещен и в церковь приходит, но нет такой глубокой жизни духовной, очень тяжело перенести для многих это путь к неверию, к сожалению, дальнейшему.

Марина Борисова:

— Это может быть просто бунт. Даже у Иова Многострадального был бунт. От простого грешного слабого человека чего ждать? Исхожу из истории собственной семьи, когда мне рассказывали, что у прабабушки моей, которая родилась и была воспитана в очень благочестивой православной семье, была человеком верующим, церковным, было трое детей, младший умер. После того, как он умер, она вынесла из дома все иконы, и с тех пор в доме не было разговора о Боге вообще никогда, то есть не переступила она эту черту. И кто тут может сказать матери, права она или не права, это трагедия.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Нет, конечно, не права. Но это и не только вина, это беда, что Господь на это скажет на Своем суде, мы же не знаем.

Константин Мацан:

— Кажется в ситуации, о которой мы говорим, очень важно, что и когда и где мы говорим. Если человек приходит к нам с бедой, если перед нами человек, потерявший близкого, было бы, наверное, кощунственно пускаться в богословие и его этим пытаться утешить. Надо как-то обнять и поплакать вместе. А потом боль пройдет, и, может быть, через год об этом можно будет поговорить.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Я разговаривал с одним отцом, который так потерял ребенка. Они лежали в клинике, где тяжелобольные дети лежат, он разговаривает с главврачом. Все молятся, какой-то был случай исцеления? — Нет, не было. То есть главврач отделения, где эти дети лежат, такие случаи вспомнить не может. Поэтому нужна очень глубокая вера, чтобы это все понять, воспринять, это самый настоящий подвиг. Но без погружения в христианскую веру это прожить невозможно, на том поверхностном слое, на котором существует большинство людей, это действительно трагично и очень соблазнительно.

Константин Мацан:

— Мы сегодня говорим о планах, у нас ключевая магистральная тема — планировать или не планировать? «Хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». Я такое стихотворение вспомнил современного поэта Константина Гадаева, он был у нас в программах на Радио ВЕРА, очень короткое.

Прекрасные тюльпаны,

Какие ваши планы?

Тюльпаны мне в ответ:

Особых планов нет.

Немного поцветем,

Завянем и сгнием.

А знаете, тюльпаны,

Совпали наши планы.

Как в вас отзывается это стихотворение?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Образ очень красивый, но мы же понимаем, чем такие символы грешат, на мой взгляд. Мир не человеческий очень жестко детерминирован, там есть неизбежность у деревьев, у цветов, у животных есть неизбежность. У человека тоже может быть неизбежность, но если он с Богом, этой неизбежности он может избежать, он может жить в Боге свободно, без той предопределенности, как тюльпаны, о которой вы сказали. Но есть такой ученый, сейчас модно его слушать, и книга у него прекрасная «Биология добра и зла» Роберт Сапольски. Конечно, книга изумительная, но если свести к тезису — все, что мы делаем, все абсолютно предопределено нашей биологией, не в тупом смысле, очень тонко, но в конечно счете все предопределено, даже то, что мы считаем своими свободными действиями. Конечно, я с этим категорически не согласен. Самое интересное, что, прочтя его книгу, я пришел к противоположным выводам, изумился, насколько Господь нас удивительно и сложно создал, а самое главное, дал нам возможность выйти за пределы этой биологической неизбежности и жить как чада Божии в свободе и благодати.

Константин Мацан:

— Лучших слов, чем эти для завершения нашего сегодняшнего разговора не найти. Спасибо огромное. Протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, настоятель храма Ризоположения в Леонове был сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». В студии была Марина Борисова и я, Константин Мацан. Еще раз спасибо. До свиданья.

Марина Борисова:

— До свиданья.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— До свиданья. Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем